Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность младших школьников на основе агротехнологического обучения.»
Конкурс инновационных проектов по развитию дополнительного образования, посвященном Году дополнительного образования в Республике Саха (Якутия).
Республиканская педагогическая ярмарка «Сельская школа & Образовательная марка - 2016»
Внеурочная деятельность младших школьников на основе агротехнологического обучения.
с. Крест – Хальджай, Томпонского района 678234
Попова Туяра Юриевна, учитель начальных классов
Нашей школе в 2012 году было присвоено статус агрошколы и перед нами педагогами встала задача внедрить в образовательную программу агрокомпоненты. Для этого разработан проект для внеурочной деятельности с агронаправлением «Внеурочная деятельность младших школьников на основе агротехнологического обучения».
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.
Актуальность: В сельской школе задача подготовки учащихся к жизни означает, прежде всего, воспитание у них высокой сознательности, любви к земле, глубокого понимания значения сельскохозяйственного труда, развитие интереса к профессиям сельскохозяйственного производства, стремления овладеть ими.
Цель: Внедрение начальных понятий агрономии и животноводства и подготовка младших школьников сельской школы к предстоящей взрослой жизни, применяя полученные знания.
Задачи:
Формирование практических навыков и умений необходимых для вовлечения младших школьников в общественно – полезный труд в сельском хозяйстве.
Формирование устойчивых профессиональных интересов к труду в сельском хозяйстве.
Формирование социально – активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Родине, родному краю и природе.
Для решения этих задач были разработаны программы по внеурочной деятельности для 1-4 классов.
Программы разработаны с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология.
Срок обучения – 4 года. Курс обучения – 34 часа в год, 1час в неделю. Программа реализуется в коллективе детей 7 – 10 лет. Содержание и последовательность изложения материала подобраны таким образом, чтобы дети могли, начиная с самого простого теоретического материала, постепенно осваивать более сложные темы, приобретать практические навыки ухода за растениями, животными и по окончанию программы могли самостоятельно грамотно ухаживать за животными, цветами и овощными культурами. Итоговое занятие по окончанию каждого года – своеобразный отчет обучающихся о проделанной работе, выставка творческих работ, смотр знаний.
Проект содержит 4 этапа:
1 этап – 1 год обучения (1 класс) «Цветы вокруг нас»
Цель:
Формирование и подготовка учащихся сельской школы к предстоящей взрослой жизни, навыкам и умениям применения полученных теоретических знаний на практике, строить свою жизнедеятельность с позиции созидания творчества, патриотов своего села, республики, страны.
углубление и расширение знаний о декоративном цветоводстве, фитодизайне, аранжировке.
Задачи:
1. Организовать работу по поиску и сбору материалов о происхождении комнатных растений, о легендах и мифах.
2. Организовать экскурсии, временные выставки работ учащихся.
3. Организовать практические работы по посадке семян, выборе цветов, подбора кашпо для цветов и его аранжировка.
4. Ознакомление с массовыми профессиями сельскохозяйственного производства и формирование устойчивых профессиональных интересов к труду в сельском хозяйстве.
2 этап – 2 год обучения (2 класс) «Зверье мое»
Цели:
Формирование у детей значимости животных - как части экологической культуры, расширение знания, умения и навыки в области естественных наук и разнообразии животного мира.
Формирование и подготовка учащихся сельской школы к предстоящей взрослой жизни, навыкам и умениям применения полученных теоретических знаний на практике, строить свою жизнедеятельность с позиции созидания творчества, патриотов своего села, республики, страны.
Задачи:
Освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными;
Знакомство с профессиями связанные с животными;
Сформировать умения и навыки ухода за животными, дать основы знаний в области зоологии и экологии;
Сформировать такие нравственные качества как экологическое сознание, ответственность, трудолюбие, аккуратность, дисциплину, патриотизм, товарищеские отношения, любовь к природе через общение с животными;
Развивать творческие способности, логическое и абстрактное мышление,внимание, память, эстетический вкус, интерес к окружающему миру,
Укреплять и развивать внутренний мир ребенка.
3 этап – 3 год обучения (3 класс) «Витаминные друзья»
Цель:
содействие самореализации личности воспитанников посредством основ овощеводства.
Задачи: 1. Формировать знания в области овощеводства; - ориентировать воспитанников на сельскохозяйственные профессии; - освоить современные подходы и методы исследовательской и природоохранной работы. 2. Воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края; - удовлетворять познавательный интерес ребенка, расширять его информированность. 3. Развивать активность и самостоятельность в труде; - формировать творческие и исследовательские способности.
4 этап - 4 год обучения (4 класс) «Я – будущий труженик села»
Цель: Формирование у обучающихсяосвоения начальных знаний в отраслях животноводства, растениеводство и овощеводства.
Задачи:
Развивать активность и самостоятельность в труде.
Ориентировать обучающихся, на сельскохозяйственные профессии.
Воспитать любовь к родному селу.
Привить значимость освоения сельскохозяйственных профессий в будущем.
Выявления результатов обученности внеурочной деятельности за 3 года.
Основные содержания работы.
Показ презентаций, видеофильмов, мультфильмов.
Организация конкурсов рисунков, фотографий, поделок.
Экскурсии (музеи, подсобные хозяйства частных жителей наслега)
Встречи, беседы с интересными людьми, чьи профессии связаны с сельскохозяйством.
Работа с родителями (игры, викторины, конкурсы)
Опытно – практические работы.
Участие в научно –практических конференциях, в интернет конкурсах.
Ожидаемые результаты.
Приобретение школьниками социальных знаний
знакомство с профессиями сельскохозяйственного отрасля: растениеводство, животноводство, овощеводство.
Получение школьниками позитивного отношения к базовым ценностям общества.
формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
освоение и значение растениеводства, животноводства и овощеводства для человека с соблюдением традиции своего народа.
Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
владеть начальными приемами ухода за различными видами животных и их жизненного пространства;
освоить приемы ухода за цветами, овощными культурами на примере практики;
уметь использовать полученные знания в опытно – исследовательской работе.