Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность в условиях ФГОС.»
Внеурочная деятельность в условиях ФГОС.
Введение
В российской системе образования XXI века признается необходимость возвращения к исконным отечественным традициям в сфере воспитания подрастающего поколения. За последние несколько столетий в нашей стране накопился огромный опыт нравственного воспитания, были разработаны и успешно внедрялись методики воспитательной работы, позволяющие непрерывно отслеживать качественные изменения в развитии личности ребенка. Однако в последние десятилетия в учебно-воспитательном процессе наблюдаются существенные изменения в целях и содержании деятельности субъектов воспитания.
Современная отечественная система воспитания подрастающего поколения характеризуется многообразием воспитательных практик, вариативностью психолого-педагогических технологий; субъектам учебно-воспитательного процесса предоставляется большая свобода в выборе методик воспитательной работы детьми. Стратегия развития образования предполагает комплексное, взаимосвязанное изменение всех компонентов образовательной системы, ее учебной и воспитательной составляющих. Активно декларируется создание в каждой школе собственной уникальной воспитательной системы.
И начале XXI века российская педагогическая общественность пришла к пониманию того, что именно воспитанию в системе образованиядолжно уделяться приоритетное внимание. Необходимо воспитатьновое поколение людей, достойных называться гражданами России, любящих свою семью, свой труд, Отечество, готовых к выполнению своего гражданского долга.
Поэтому сегодня для образовательного учрежденияна первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности.
.В условиях демографического спада, перехода на нормативное финансирование, роста конкуренции между образовательными учреждениями страны побуждают их руководителей сегодня обратить самое серьезное и пристальное внимание на проблему модернизации воспитательного процесса всистеме общего образования. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Процесс модернизации призван направить усилия педагогического коллектива на создание такой модели открытой воспитательной среды школы, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса воспитания, объединенные в следующих ориентирах:
1.Воспитание для развития личности. Именно посредством воспитания можно обеспечить такие компоненты жизнедеятельности человека, как практические навыки, критическое мышление, знания, нормы общения и основы физического здоровья.
2. Воспитание для познания окружающего мира и происходящих в нем процессов. Воспитание помогает становлению в человеке способности: развивать и передавать культурное наследие будущим поколениям, быть толерантным и открытым для понимания и сотрудничества с людьми разных взглядов.
Воспитание для развития творчества. Воспитание - необходимое условие саморазвития личности.
Воспитание для будущего повысит степень адаптации выпускников к постоянно меняющемуся миру и обеспечит их способность к его преобразованию.
5. Качество воспитания предполагает повышенные требования к педагогам, их квалификации, постоянному профессиональному росту, обеспечение разнообразными вариативными программами и методиками воспитательной работы, которая будет отвечать индивидуальным потребностям учащегося и учителя.
Диверсификация воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность должна быть разнообразной, гибкой, способной быстро реагировать на изменения в окружающем мире.
Персонификация воспитания. Учитель должен поощряться в своем стремлении использовать разнообразные внутренние ресурсы, иметь все условия для самовыражения в процессе целенаправленной воспитательной деятельности.
8. Гуманизация воспитательного процесса.
Однако, говоря о развитии воспитательной системы общеобразовательной школы, нельзя не затронуть проблему сохранения национальных традиций в воспитании. Воспитательная система школы, в идеале, должна основываться на ценностных ориентациях и мотивах поведения нации, сформированных за тысячелетнюю историю развития государства; опираться на собственные педагогические традиции, соответствующие российскому менталитету. В настоящее время эти вопросы только начинают осознаваться. Сформировавшееся за последние 20 лет «общество потребителей» пропагандирует новые качества личности, необходимые для выживания в условиях рыночных отношений (завышенная самооценка, алчность, агрессивность, предприимчивость и пр.), вытесняя при этом из педагогического обихода такие категории, как «духовность», «соборность», «нравственность», «общечеловеческие ценности», «патриотизм», «гражданственность», «коллективизм».
Поэтому сегодня, в качестве основной идеи развития воспитания выдвигается необходимость смены воспитательной парадигмы, суть которой состоит в осуществлении гуманистических идей и национально значимых ориентиров воспитания.
Гуманизация воспитательного процесса предполагает соблюдение целого ряда условий, среди которых, прежде всего, отметим следующие:
а) признание личности воспитанника самоценностью, понимание и принятие уникальности и своеобразия каждого субъекта воспитательного процесса;
б) развитие каждой личности и всего нового поколения молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества, с позиции самоопределения, самоутверждения, самореализации;
в) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей, в формировании их национальной идентичности;
г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной среды жизни воспитанников;
д) приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры.
Следовательно, в воспитательном процессе школы основное внимание должно уделяться созданию эффективной системы социализации детей и молодёжи (с учётом социальных особенностей каждого региона), ориентированной на формирование гражданственности, патриотизма, здорового образа жизни и других позитивных качеств молодого современника.
Острейшее противоречие между новой системой требований и возможностями и способностями реально существующей ныне личности порождает необходимость формирования у молодого человека и молодого поколения в целом такого качества, как жизнеспособность.
Жизнеспособность - это способность человека (поколения) выжить, не деградируя, в «жестких» и ухудшающихся условиях социальной и природной среды, развиться и духовно возвыситься, воспроизвести и воспитать потомство, не менее жизнеспособное в биологическом и социальном планах. Задача жизнеспособной личности - стать индивидуальностью, сформировать свои жизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом в своих интересах среду обитания, не разрушая и не уничтожая ее. В социокультурном плане жизнеспособность проявляется в том, насколько личность и поколение отвечает насущным запросам общества на данном историческом этапе и насколько они могут взять на себя ответственность за его будущее.
Не менее значимой представляется сегодня идея формирования национальной (гражданской) идентичности личности в воспитательном процессе, позволяющая обеспечить:
формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;
достижение социальной консолидации и согласия вусловиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия многонационального государства;
• духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей и формирования моральной компетентности;
• формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности; формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и умения действовать в соответствии с правовой и общественно-политической системой государства;
воспитание патриотизма;
воспитание толерантного сознания.
На основе сформулированных идей предполагается, что воспитательное пространство общеобразовательной школы должно быть ориентировано на достижение общих целей воспитания, среди которых наиболее актуальными являются следующие:
• ориентация личности на гуманистические установки и смысложизненные ценности в новых социально-политических и экономических условиях жизни страны, определение своего места и целей жизнедеятельности, формирование самосознания и гуманистически направленных высших потребностей;
• формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, уважения к законности и правопорядку, внутренней свободы и чувства собственного достоинства;
• воспитание потребности молодежи к освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры, формированию эстетических идеалов, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни страны;
приобщение молодежи к общечеловеческим нормам морали, национальным традициям, кодексам профессиональной чести и моральным ценностям соответствующих социальных слоев и групп, воспитание адекватной самооценки результатов своей деятельности;
выявление и развитие задатков, формирование на их основе общих и специфических способностей, индивидуальности личности, возвышение ее творческого потенциала и способности к саморазвитию;
воспитание потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей жизненной ценности и главному способу достижения жизненного успеха, целеустремленности и предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности;
воспитание потребности к физической культуре и здоровому образу жизни, стремления к созданию семьи, продолжению рода, материальному обеспечению и воспитанию нового поколения в духе гуманизма и демократии.
Сегодня мы являемся свидетелями модернизации системы образования в России, и следует признать, что эффективность этого процесса напрямую зависит от его соответствия культурно-образовательным традициям отечественной педагогической мысли. Государство и общество все в большей степени начинают осознавать, к каким пагубным последствиям может привести тенденция предпочтения материальных ценностей. Воспитание духовно богатой личности с высокоразвитым чувством гражданского долга, патриотизма, пониманием собственной ответственности перед семьей, обществом,государством - вот социальный заказ российского обществаXXI века.
История доказала, что сформированная в обществе система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенных способностей, нравственных норм и духовных ориентиров эффективна только для существования в данном конкретном обществе. С переходом страны к новому общественно-политическому строю устаревшиесредства и способы организации воспитательной работы становятся непродуктивными, и требуется преобразование всей воспитательной системы.
Поэтому сегодня для образовательного учрежденияна первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС).
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации (Д.В.Григорьев, П.В.Степанов, «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2010., »).
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей;
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время;
развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основнойобразовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
С одной стороны, организация внеурочной деятельности для школы – дело не новое. В систему воспитательной работы школы всегда включался комплекс мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач. На базе школы также организовывалась деятельность творческих, интеллектуальных, спортивных объединений. Тем не менее, воспитание зачастую сводится к проведению мероприятий и фактически отделено от социального и информационного окружения, от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе. Таким образом, главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, становится формирование личности обучающегося, что является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но иновым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
Внеурочная деятельность позволяет ребенку раскрываться как личности.
Общешкольные дела по программе воспитательной системы включены в общую годовую циклограмму и являются компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
Внеурочная деятельность по основным направлениям предусматривает следующие формы работы:
1.Духовно-нравственное
Ведущие формы деятельности:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (району, в областной центр).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Организация совместного переживания событий взрослыми и детьми.
2. Образовательное
Ведущие формы деятельности:
Викторины, познавательные игры и беседы;
Детские исследовательские проекты;
Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, интеллектуальные марафоны);
Предметные недели , праздники, уроки Знаний, конкурсы.
3. Проектная деятельность
Разработка проектов.
Физкультурно-оздоровительное
Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные
мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.
Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.
Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с медицинскими работниками, школьным фельдшером.
Спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты
Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.
Агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.
Организация походов выходного дня,
Туристические походы.
Художественно-эстетическое
Ведущие формы деятельности:
Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;
Праздничное оформление школы и классных комнат.
Общественно-полезная деятельность
Ведущие формы деятельности:
Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»;
Работа по озеленению школы;
Организация дежурства в классах;
Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий;
Выставки поделок и детского творчества;
Трудовые десанты, субботники;
Сюжетно-ролевые игры.
Предполагаемые результаты
∙ внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
∙ улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
∙ укрепление здоровья обучающихся;
∙ развитие творческой активности каждого ребёнка;
∙ укрепление связи между семьёй и школой.
Заключение
Мы согласны, что воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательного учреждения, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Современная воспитательная практика школ свидетельствует о том, что проблемы воспитания требуют комплексного решения. Сегодня воспитательная работа - это не только обязанность системы образования, это сфера интересов всех субъектов социальной жизни города, региона, государства. Воспитание призвано стать одним из основных механизмов общественного развития, формирования культуры нации в целом.
Введение новых образовательных стандартов привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание». Воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – только современный.
Действительно, школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
И это подтверждают слова У. Глассера «… человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чём-то для него важном… Если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни».
Литература
1. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения /Составители: С. В.Низова, Е. Л.Харчевникова.-Владимир, ВИПКРО, 2010.-32с.
2. Григорьев Д. В, Степанов П. В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - М.: «Просвещение», 2010г.,
3. Недвецкая М.Н. «Модернизация воспитательной системы школы. Анализ. Направления. Содержание. Методическое пособие» УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации - М.: «Просвещение», 2010г.
5. Фещенко Т.С. Настольная книга заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Методическое пособие / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г
6. Черноусова Ф.П. «Мониторинг и диагностика в управлении воспитательным процессом в школе.» / УЦ «ПЕРСПЕКТИВА» - М. 2011г