Просмотр содержимого документа
«Внеурочная работа - Вдумчивое чтение»
«Вдумчивое чтение» цели и задачи программы
Цель программы: Возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать творческое нестандартное самостоятельное чтение младших школьников, как дома, так и на занятиях внеклассного чтения.
Задачи:
выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
формирование читательских умений, необходимых для читательской деятельности;
формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками - читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях;
знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
Содержание программы вдумчивого чтения: Для решения поставленных задач была определена концепция содержания уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:
ориентация на читательские интересы ребенка;
разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения
Тематическое планирование
Занятие, направленное на развитие речи и улучшении дикции и развлечение (Логопедия) Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».
На этом занятии мы разбираем скороговорки на разные буквы и звуки.
На букву р: На дворе трава Детские скороговорки на букву «Р» улучшают дикцию
На дворе трава, на траве дрова ребенка и помогают развить правильную речь
Не руби дрова на траве двора.
На шипящие звуки: У четырех черепашек четыре черепашонка. - Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.
Разбираем смысл скороговорок, придумать свою скороговорку и объяснить ее смысл.
«Язык – и стар, и вечно нов!»
На этом занятии мы знакомимся с устаревшими словами, узнаем их роль и объясняем их значение.
Снега пушистые взрывая,
Летиткибитка удалая.
Ямщик сидит наоблучке
Втулупе, в красномкушачке.
Смоли вы точно представить ту картину, которую нарисовал Пушкин? (Нет.)
-Почему? (Есть устаревшие слова?)
-Назовите их. (Кибитка, ямщик, облучок, тулуп, кушачок)
Ведем беседу с детьми о значении и представлении незнакомых слов. Знакомим со словарем и учим пользоваться детей словарем, находим нужные слова и их определение.
Кибитка была крытой повозкой, на облучке (передней части) которой находился ямщик, а в самой повозке были места для путешествующих. Кибитка защищала путников от мороза, холодного ветра.
Кто же такой ямщик? Раньше селения, где были станции, назывались ямами (в ед. числе ям), а станции назывались ямскими. От слова ям и образовалось слово ямщик – крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях.
Одевался ямщик зимой в тулуп, чтобы в самый сильный мороз ему не было холодно; подпоясывался обязательно красным кушаком (широким матерчатым поясом), а летом ямщик был одет в красную рубаху.
-Как вы думаете, почему в четверостишье Пушкина так много устаревших слов? (Он жил давно, эти слова употреблялись в языке, потому что были эти предметы.)
-Можете ли вы теперь ясно представить картину, которая описана в четверостишии?
-Прочитайте стихотворение ещё раз. Знакомство со словарём.
Если устаревшие слова уже не употребляются в современной речи, как же мы узнаем их значение? (В словаре.)
-В каком? (Толковом.)
-Верно, можно в толковом.
- А ещё существует замечательный словарь, в котором вы найдёте значение многих устаревших слов. Называется он «Толковый словарь живого великорусского языка», его автор и составитель Владимир Иванович Даль. Демонстрируется словарь В.И.Даля.
«Крылатые выражения».
Работа с фразеологизмами. С оборотами речи: бить баклуши, повесить нос, задать головоломку
На занятии мы узнаем, зачем нужны фразеологизмы.
Игра «назови как можно больше крылатых выражений» (белены объелся, работать, засучив рукава, на седьмом небе)
Составление рассказа, используя фразеологизмы – групповое задание
«Игра замени, одним словом»
Сломя голову – быстро
После дождика в четверг – никогда
Пословицы и поговорки
Различие поговорки от пословицы, разбираем (объясняем) их смысл.
Пословица — самостоятельное законченное предложение, которое несет в себе смысл.Поговорка — слово, или словосочетание (два-три слова), которыми характеризуется человек, поступок, либо какая-нибудь ситуация.
Поговорка валять дурака – ничего не делать
Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
А ларчик просто открывался
Поговорка, ее значение и смысл:
А Васька слушает да ест. (Цитата из басни И. А. Крылова. Смысл поговорки, что один говорит, объясняет, растолковывает, пытается «достучаться до Васьки», а Васька мимо ушей все пропускает и делает все по своему.)
Разбираем смысл и значение поговорок, где их можно применить в разговорной речи. Составление и придумывание своих поговорок, и объяснение их смысла.
Пример: Легок на помине — только вспомнили о нём, он и появился. Не солоно хлебавши — вернуться ни с чем. Валять дурака — ничего не делать, притворяться.)
«Мир детства в сказках»
Самостоятельное чтение и беседа. Характеристика главного героя и его поступков. Просмотр мультфильма, а также обсуждение, чем отличается книга от мультфильма. Право выбора: мультфильм или книга и почему? Поход в библиотеку. Выставка книг.
Рассказы «Лесной котенок», «Две мышки»
Прочтение рассказов и беседа о поступках героев, характеристика персонажей по их описанию и поведению. Первичные обобщения о специфике рассказов и личности автора. Создание своей книги о животных. Конкурс «Угадай-ка!» ( на подобии викторины).
«Королевство кривых зеркал»
Путешествие в мир волшебных слов, игра «Всё наоборот». Выставка книг. Занимательное чтение. Характеристика героев и их поступков. Просмотр худ. фильма. Сравнение книги и фильма. Свое понимание об этом произведении. Раскрытый смысл произведение: борьба внутри человека)
Семейная сказка А.А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»
«Экспедиция» в сказочную страну. Сопоставление впечатлений о книге с образами из мультфильмов. Рассказ о писателе и истории создания книги. Игровой диктант «Внимательный читатель».(вопросы по произведению). Составление карты страны, в которой живут герои книги. Литературные игры, викторины. Работа над образами персонажей.
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения факультативного курса. Занятия должны проходить так, чтобы детям было интересно – читать, делиться своими впечатлениями, свободно высказывать свои мнения, пересказывать, рисовать собственные иллюстрации, портреты, карты, заполнять путевые дневники, смотреть экранизации изучаемых произведений и обсуждать прочитанное, услышанное и просмотренное.
Список литературы:
Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
Посашкова Е.В. Уроки внеклассного чтения во 2 классе с использованием Рабочей тетради: Метод. пособие. Екатеринбург, 2006.
Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.