Просмотр содержимого документа
«Во что здесь играли»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Спицинская средняя школа»
Внекласссное мероприятип
«Во что здесь играли?»
Подготовила: учитель химии и биологии
Лыгорев С.П.
2022 год
Как в Тульской губернии Спиридона да Семена справляли
Издревле основным занятием восточных славян было земледелие, что отражалось в культуре и, в частности, в праздниках. Жизненный уклад крестьян определялся в первую очередь сменой времен года, поэтому особо значимыми для них датами считались зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.
Спиридон свет-поворот стоит прямо у ворот 12 (25) декабря - день святого Спиридона - в народном календаре Тульской губернии отмечался особо. С ним связывались многие поверья. Одно из них гласило, что в этот день солнце поворачивало на лето, а зима - на мороз. Именно поэтому к имени вспоминаемого святого присоединяли слова «солнцеворот», «свет-поворот» или просто «пово-ротник». «На Спиридона-солнце-ворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок», - говорили в народе. Крестьяне знали, что «после свет-поворота хоть на воробьиный скок да прибудет денек». Со Спиридонова дня зима, по преданиям, ходила в медвежьей шкуре, стучалась по крышам и будила по ночам хозяек топить печи. К этому добавлялось поверье, что, «если Зима ходила в этот день по полю, то за ней вереницами шли метели и просили себе дела». Сам же Спиридон, как считали крестьяне, если заглядывал в лес, осыпал деревья инеем, а случись ему пройтись по реке, под своими следами сковывал воду льдом на три аршина. Народные приметы гласили: ветер до дня весеннего равноденствия - 9 (22) марта - будет таким, как на Спиридона. Если в этот праздник упадет цена на хлеб, это означает и дальнейшее ее снижение. В Тульской губернии на Спиридона хозяйки, заботливо оберегавшие свои птичники, прикармливали кур гречихой. Делали это они непременно правой рукой, чтобы раньше птица несла а Бабушки просили детишек отряхива! в саду занесенные снеговой заметь ветви яблони, водить вокруг деревы хороводы и приговаривать:
Спиридонов день, подымайся вверх!
Солнышко, повернись! Красное, разожгись!
Красно солнышко, в дороги выезжай Зимний холод забывай!
Филимоновская игрушка - свистулька
Образец вышивки на полотенце «крест», конец XIX - начало XX века
В Туле на день Спиридона-солнцеворота, по рассказам старожилов, бытовала такая детская забава - ловить солнышко в материнский платок. Его брали с собой и выходили на берег реки Упы, затем, взявшись за четыре конца платка, начинали ходить по кругу со словами:
Солнце, солнце! Гори-гори ясно, Чтобы не погасло! Приходи ко мне В платок, Тебе будет закуток!
Произнося последнее предложение, дети сходились в центр, и «солнышко» будто оказывалось внутри платка. Потом они делали несколько шагов назад, в разные стороны, встряхивали платок и снова «возвращали солнце на небо». Это действие они повторяли несколько раз.
В Туле существовал красивый обычай: на праздник святой Варвары, 4 (17) декабря, срезать маленькую веточку фруктового дерева и ставить ее дома в воду. К дню Спиридона-солнцеворота на ней обязательно появлялись набухшие почки и распускались цветы. Людям хотелось, чтобы как можно быстрее наступила весна, пришло тепло, и вместе с этой цветущей веточкой они словно приносили в свои дома частичку воскресшей природы.
В старину в деревнях Тульской губернии молодежь делала соломенную куклу Спиридона-солнцеворота и в праздничное утро ставила ее на видное место. В селениях, распо ложенных по берегам реки Упы, ее старались разместить на возвышенности. Во время изготовления куклы, которая представляла собой мужскую фигуру ростом до полутора метров, молодежь шутила и забавлялась прибаутками:
Спиридон свет-поворот Стоит прямо у ворот. Колесо в руках несет, Красно солнышко зовет,
Соломенного «Спиридона-солнцеворота» одевали в рубаху, порты и шапку, подпоясывали красным поясом. Одежда у куклы была в желтых, оранжевых тонах, под цвет солнца, которому в этот день возносили приветствие. К рукам соломенного «Спи-ридона-солнцеворота» привязывали колесо, символизировавшее движение к весне и лету. После того как кукла была готова, все жители выходили к ней с поклоном, почтительно здоровались, кланялись, мужики снимали шапки. К вечеру крестьяне устраивали большой хоровод, а затем разводили огромный костер из старых деревянных вещей: колес, ободов, ветхих бочек и ведер. На нем куклу и сжигали, предварительно ее раздев.
После костра люди расходились, шли друг к другу в гости. Женщины показывали свое рукоделие, которое они успели спрясть, соткать или сплести к этому времени.
Семеновы осенины - Тульское новолетие
До 1700 года новый календарный цикл на Руси начинался 1 сентября (по старому стилю). В этот день чтили память Симеона Столпника, поэтому в народе праздник называли Семенов день, Семен Летопроводец, Осенины. Следующая за ним неделя называлась бабьим летом.
В Тульской губернии Семенов день отмечали пышно и весело, ведь он приходился на благодатную пору сбора урожая. Кроме того, он считался счастливым. В этот день старались справить новоселье.
В народном представлении он относился к мужским праздником. Сильная половина устраивала пирушки, гулянья и игры. А начинался этот день тем, что из соломы или тряпок делали куклу Семена, или Симеона. Фигуру, изображавшую этого святого, устанавливали на длинный шест. Затем молодые парни, мужчины делились на две группы и устраивали забавную игру в догонялки. Одна из них - с куклой - убегала от другой. Все участники первой группы охраняли фигуру «Семена» и не давали противникам до нее дотронуться. Существовало поверье: если удастся коснуться куклы, весь год будет сопутствовать удача. После гуляний парни собирались в одной избе на совместную трапезу, пили пиво и ели обрядовую пищу - курицу. Они верили, что таким образом набираются сил и здоровья на весь год, ведь куриное мясо в это время считалось особенно целебным.
Филимоновская глиняная игрушка
Образец вышивки на полотенце гладью, конец XIX - начало XX века
В Семенов день в Тульской губернии, по обычаю, проходили потешные похороны мух. Вместе с этими насекомыми прощальную процессию устраивали также тараканам и блохам, одолевавшим крестьян в избе. Шуточные похороны проводили девушки. Из репы, брюквы или морковки они вырезали маленькие гробики, куда укладывали горсть пойманных мух. Затем их закрывали и торжественно, иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы, чтобы предать земле. При этом одна из девушек должна была гнать мух из избы полотенцем и приговаривать:
Муха по мухе, летите мух хоронить. Мухи вы, мухи, Комаровы
подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь.
Обычай хоронить мух бытовал во всей Тульской губернии, его проведение соблюдали в деталях, и только кое-где вместо полотенца советовали сгонять мух штанами. Данный обряд сопровождался специальными песнями:
Таракан дрова рубил. Комар водушку носил, В грязи ножки увязил.
Вошка парилася Да ударилася Ненароком, правым боком:
Ребро вывихнула. Клопы подымали, Живот надорвали.
Два братиа. два Кондратиа Нову баенку строили.
Две сестрички, две лисички Нову баенку топили.
Повела вошка блошку В нову баенку.
Муха пару подавала, Вошка парилася;
С перепару вошь упала - Ножку выломала.
Два дня лечилася - На третий в могилу свалилася.
А попы были клопы, А дьячки были сверчки.
Тараканы погребали, Мыши голос подавали:
Помяни нашу рабу, Серу вошь в гробу.
Уже в конце XIX столетия эти песни в большинстве своем воспринимали как детские потешки или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, веселую игру.
С изгнанием мух была связана особая примета. В народе говорили: «Убить муху до Семена дня - народится семь мух. Убить после Семена дня - умрет семь мух».
В этот праздник обзаводились новым огнем. Его добывали трением дерева или высекали из камня. В древние времена к огню относились с большим почтением. Считалось, что он отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Вокруг огня издревле собиралось несколько поколений рода, большая семья. Во время трапезы пламя угощали первым и лучшим кусочком еды. Огонь был свидетелем клятв. Считалось, если парень и девушка сумеют перепрыгнуть через пламя, не расцепив рук, их любви суждена долгая жизнь. Особую священную силу приписывали огню, полученному при помощи трения. Его пламя считалось чистым, не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Такой огонь и добывали в Семенов день, открывавший собой новый год. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в прошлом вместе с угасшим старым пламенем.
В Семенов день мальчика, достигшего четырехлетнего возраста, впервые сажали на коня и смотрели, каким он будет наездником, как удержится в седле. Перед тем как посадить на скакуна, ребенка подстригали. В Тульской губернии этот праздник считался семейным. Мальчики впервые получали от отцов игрушку-ло шадку, изготовленную из дерева или соломы.
По дню Симеона Летопроводца крестьяне судили о всей осенней погоде. Дождь предвещал и дальнейшее ненастье. Пахоту старались закончить до полудня - «в Семенов день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони». Зерно, брошенное в землю после 12 часов, считалось пропащим.
В некоторых деревнях Тульской губерниях женщины в этот день отмечали «рябинкины именины». Это дерево любили и почитали по всей Руси. Именины его праздновали четыре раза в год. Самым пышным считались третьи, приходившиеся на день Симеона Столпника. К празднику ягоды рябины краснели, набирали сок. Гроздьями этого дерева украшали жилища, их развешивали в хлеву как оберег для скотины. В день Симеона Столпника в Тульской губернии чествовали многодетных матерей, ведь рябина считалась символом многодетной женщины. В некоторых деревнях изготавливали большую куклу-рябинку, а на нее вешали много маленьких фигурок - «деток», приглашали ребятишек и раздавали им подарки и сладости.