kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Во что здесь играли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка старинных забытых игр тульской области. Спиридона-солцеворота, Семёновы осенины

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Во что здесь играли»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Спицинская средняя школа»









Внекласссное мероприятип

«Во что здесь играли?»





Подготовила: учитель химии и биологии

Лыгорев С.П.





















2022 год





Как в Тульской губернии Спиридона да Семена справляли

Издревле основным занятием восточных славян было земледелие, что отражалось в культуре и, в частности, в праздниках. Жизненный уклад крестьян определялся в первую очередь сменой времен года, поэтому особо значимыми для них датами считались зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия.

Спиридон свет-поворот стоит прямо у ворот 12 (25) декабря - день святого Спиридона - в народном календаре Тульской губернии отмечался особо. С ним связывались многие поверья. Одно из них гласило, что в этот день солнце поворачивало на лето, а зима - на мороз. Именно поэтому к имени вспоминаемого святого присоединяли слова «солнцеворот», «свет-поворот» или просто «пово-ротник». «На Спиридона-солнце-ворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок», - говорили в народе. Крестьяне знали, что «после свет-поворота хоть на воробьиный скок да прибудет денек». Со Спиридонова дня зима, по преданиям, ходила в медвежьей шкуре, стучалась по крышам и будила по ночам хозяек топить печи. К этому добавлялось поверье, что, «если Зима ходила в этот день по полю, то за ней вереницами шли метели и просили себе дела». Сам же Спиридон, как считали крестьяне, если заглядывал в лес, осыпал деревья инеем, а случись ему пройтись по реке, под своими следами сковывал воду льдом на три аршина. Народные приметы гласили: ветер до дня весеннего равноденствия - 9 (22) марта - будет таким, как на Спиридона. Если в этот праздник упадет цена на хлеб, это означает и дальнейшее ее снижение.  В  Тульской губернии на Спиридона хозяйки, заботливо оберегавшие свои птичники, прикармливали кур гречихой. Делали это они непременно правой рукой, чтобы раньше птица несла а Бабушки просили детишек отряхива! в саду занесенные снеговой заметь ветви яблони, водить вокруг деревы хороводы и приговаривать:

Спиридонов день, подымайся вверх!

Солнышко, повернись! Красное, разожгись!

Красно солнышко, в дороги выезжай Зимний холод забывай!



Филимоновская игрушка - свистулька

Образец вышивки на полотенце «крест», конец XIX - начало XX века


В Туле на день Спиридона-солнцеворота, по рассказам старожилов, бытовала такая детская забава - ловить солнышко в материнский платок. Его брали с собой и выходили на берег реки Упы, затем, взявшись за четыре конца платка, начинали ходить по кругу со словами:

Солнце, солнце! Гори-гори ясно, Чтобы не погасло! Приходи ко мне В платок, Тебе будет закуток!

Произнося последнее предложение, дети сходились в центр, и «солнышко» будто оказывалось внутри платка. Потом они делали несколько шагов назад, в разные стороны, встряхивали платок и снова «возвращали солнце на небо». Это действие они повторяли несколько раз.

В Туле существовал красивый обычай: на праздник святой Варвары, 4 (17) декабря, срезать маленькую веточку фруктового дерева и ставить ее дома в воду. К дню Спиридона-солнцеворота на ней обязательно появлялись набухшие почки и распускались цветы. Людям хотелось, чтобы как можно быстрее наступила весна, пришло тепло, и вместе с этой цветущей веточкой они словно приносили в свои дома частичку воскресшей природы.

В старину в деревнях Тульской губернии молодежь делала соломенную куклу Спиридона-солнцеворота и в праздничное утро ставила ее на видное место. В селениях, распо ложенных по берегам реки Упы, ее старались разместить на возвышенности. Во время изготовления куклы, которая представляла собой мужскую фигуру ростом до полутора метров, молодежь шутила и забавлялась прибаутками:

Спиридон свет-поворот Стоит прямо у ворот. Колесо в руках несет, Красно солнышко зовет,

Соломенного «Спиридона-солнцеворота» одевали в рубаху, порты и шапку, подпоясывали красным поясом. Одежда у куклы была в желтых, оранжевых тонах, под цвет солнца, которому в этот день возносили приветствие. К рукам соломенного «Спи-ридона-солнцеворота» привязывали колесо, символизировавшее движение к весне и лету. После того как кукла была готова, все жители выходили к ней с поклоном, почтительно здоровались, кланялись, мужики снимали шапки. К вечеру крестьяне устраивали большой хоровод, а затем разводили огромный костер из старых деревянных вещей: колес, ободов, ветхих бочек и ведер. На нем куклу и сжигали, предварительно ее раздев.

После костра люди расходились, шли друг к другу в гости. Женщины показывали свое рукоделие, которое они успели спрясть, соткать или сплести к этому времени.

Семеновы осенины - Тульское новолетие

До 1700 года новый календарный цикл на Руси начинался 1 сентября (по старому стилю). В этот день чтили память Симеона Столпника, поэтому в народе праздник называли Семенов день, Семен Летопроводец, Осенины. Следующая за ним неделя называлась бабьим летом.

В  Тульской  губернии  Семенов день отмечали пышно и весело, ведь он приходился на благодатную пору сбора урожая. Кроме того, он считался счастливым. В этот день старались справить новоселье.

В народном представлении он относился к мужским праздником. Сильная половина устраивала пирушки, гулянья и игры. А начинался этот день тем, что из соломы или тряпок делали куклу Семена, или Симеона. Фигуру, изображавшую этого святого, устанавливали на длинный шест. Затем молодые парни, мужчины делились на две группы и устраивали забавную игру в догонялки. Одна из них - с куклой - убегала от другой. Все участники первой группы охраняли фигуру «Семена» и не давали противникам до нее дотронуться. Существовало поверье: если удастся коснуться куклы, весь год будет сопутствовать удача. После гуляний парни собирались в одной избе на совместную трапезу, пили пиво и ели обрядовую пищу - курицу. Они верили, что таким образом набираются сил и здоровья на весь год, ведь куриное мясо в это время считалось особенно целебным.



Филимоновская глиняная игрушка

Образец вышивки на полотенце гладью, конец XIX - начало XX века


В Семенов день в Тульской губернии, по обычаю, проходили потешные похороны мух. Вместе с этими насекомыми прощальную процессию устраивали также тараканам и блохам, одолевавшим крестьян в избе. Шуточные похороны проводили девушки. Из репы, брюквы или морковки они вырезали маленькие гробики, куда укладывали горсть пойманных мух. Затем их закрывали и торжественно, иногда с плачем и причитаниями, выносили из избы, чтобы предать земле. При этом одна из девушек должна была гнать мух из избы полотенцем и приговаривать:

Муха по мухе, летите мух хоронить. Мухи вы, мухи, Комаровы

подруги, пора умирать. Муха муху ешь, а последняя сама себя съешь.

Обычай хоронить мух бытовал во всей Тульской губернии, его проведение соблюдали в деталях, и только кое-где вместо полотенца советовали сгонять мух штанами. Данный обряд сопровождался специальными песнями:

Таракан дрова рубил. Комар водушку носил, В грязи ножки увязил.

Вошка парилася Да ударилася Ненароком, правым боком:

Ребро вывихнула. Клопы подымали, Живот надорвали.

Два братиа. два Кондратиа Нову баенку строили.

Две сестрички, две лисички Нову баенку топили.

Повела вошка блошку В нову баенку.

Муха пару подавала, Вошка парилася;

С перепару вошь упала - Ножку выломала.

Два дня лечилася - На третий в могилу свалилася.

А попы были клопы, А дьячки были сверчки.

Тараканы погребали, Мыши голос подавали:

Помяни нашу рабу, Серу вошь в гробу.

Уже в конце XIX столетия эти песни в большинстве своем воспринимали как детские потешки или как шутки-небылицы, а сам обряд превратился в забаву, веселую игру.

С изгнанием мух была связана особая примета. В народе говорили: «Убить муху до Семена дня - народится семь мух. Убить после Семена дня - умрет семь мух».

В этот праздник обзаводились новым огнем. Его добывали трением дерева или высекали из камня. В древние времена к огню относились с большим почтением. Считалось, что он отгонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Вокруг огня издревле собиралось несколько поколений рода, большая семья. Во время трапезы пламя угощали первым и лучшим кусочком еды. Огонь был свидетелем клятв. Считалось, если парень и девушка сумеют перепрыгнуть через пламя, не расцепив рук, их любви суждена долгая жизнь. Особую священную силу приписывали огню, полученному при помощи трения. Его пламя считалось чистым, не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Такой огонь и добывали в Семенов день, открывавший собой новый год. При этом полагали, что все грехи прошлого остаются в прошлом вместе с угасшим старым пламенем.

В Семенов день мальчика, достигшего четырехлетнего возраста, впервые сажали на коня и смотрели, каким он будет наездником, как удержится в седле. Перед тем как посадить на скакуна, ребенка подстригали. В Тульской губернии этот праздник считался семейным. Мальчики впервые получали от отцов игрушку-ло шадку, изготовленную из дерева или соломы.

По дню Симеона Летопроводца крестьяне судили о всей осенней погоде. Дождь предвещал и дальнейшее ненастье. Пахоту старались закончить до полудня - «в Семенов день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони». Зерно, брошенное в землю после 12 часов, считалось пропащим.

В некоторых деревнях Тульской губерниях женщины в этот день отмечали «рябинкины именины». Это дерево любили и почитали по всей Руси. Именины его праздновали четыре раза в год. Самым пышным считались третьи, приходившиеся на день Симеона Столпника. К празднику ягоды рябины краснели, набирали сок. Гроздьями этого дерева украшали жилища, их развешивали в хлеву как оберег для скотины. В день Симеона Столпника в Тульской губернии чествовали многодетных матерей, ведь рябина считалась символом многодетной женщины. В некоторых деревнях изготавливали большую куклу-рябинку, а на нее вешали много маленьких фигурок - «деток», приглашали ребятишек и раздавали им подарки и сладости.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Во что здесь играли

Автор: Лыгорев Сергей Петрович

Дата: 30.11.2024

Номер свидетельства: 660537

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) ""Как здорово,что здесь сегодня все мы собрались" сценарий вечера встречь. "
    ["seo_title"] => string(80) "kak-zdorovo-chto-zdies-sieghodnia-vsie-my-sobralis-stsienarii-viechiera-vstriech"
    ["file_id"] => string(6) "130464"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415901201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИ КО ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ  «КАК ЗДОРОВО ЧТО ЗДЕСЬ МЫ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ» "
    ["seo_title"] => string(94) "stsienarii-mieropriiati-ko-dniu-zashchity-dietiei-kak-zdorovo-chto-zdies-my-siegodnia-sobralis"
    ["file_id"] => string(6) "106505"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403024603"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Игры в тренировочном цикле"
    ["seo_title"] => string(31) "ighry-v-trienirovochnom-tsiklie"
    ["file_id"] => string(6) "265759"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450021178"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Презентация на тему "Психология компьютерных игр" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-na-tiemu-psikhologhiia-komp-iutiernykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "208868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430928011"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(26) "Игра наизусть "
    ["seo_title"] => string(13) "ighra-naizust"
    ["file_id"] => string(6) "233899"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443276148"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства