Просмотр содержимого документа
«Воспитание гражданско - патриотического сознания у личности»
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ У ЛИЧНОСТИ
Лобанова Вера Анатольевна, методист ГАПОУ КО «ККСД»
Аннотация
Даннаястатьяпосвященаизучениюгражданско-патриотическогосознанияуличности, подчеркивается, что патриотическое сознание, его формирование и развитие напрямую будетзависеть от выбора методов и средств воспитания личности, созданных условий,где существует и живет человек.
Для общества всегда была актуальна проблема воспитания гражданского и патриотического сознания у личности. Социально - экономическая ситуация в современной России во многом обуславливается общемировыми процессами глобализации, которые в той или иной степени деструктивно влияют на традиционную отечественную культуру и соответствующую систему ценностей. Культ потребления и прагматизм; девальвация нравственно - духовных перспектив развития культуры и образования; приоритет земных интересов над нравственными ценностями и патриотическими чувствами, – это далеко неполный перечень негативных результатов западного влияния на российское общество и отечественную культуру.
Одно из важнейших качеств человека - гражданско - патриотическое чувство долга перед страной, своей Родиной и, конечно, Отечеством.
С. И. Ожегов в своем словаре связал слово «патриотизм» с Великой Французской революцией: «человек, который готов на жертву во имя интересов собственной Родины и любит свое отечество» [4].
В. И. Даль дал объяснение определения в своем словаре: «Патриот – это тот, кто выступает ревнителем о благе своего отечества и любит его, отечественник и отчизнолюб». У С.И. Ожегова свое мнение: «патриотизм – это преданное отношение к Отечеству и любовь к собственному народу» [1].
С греческого слово «патриотизм» обозначает – отечество. Это политический и нравственный принцип, чувство, которое включает в себя преданность, любовь и гордость за свое Отечество, его воспоминания и ситуации сегодня, а также не стоит забывать о необходимости защиты взглядов и мнений Родины.
По определению С.И. Ожегова термин слова «патриотизм» в толковом словаре русского языка обозначает: верность и любовь к собственному отечеству и народу. Следовательно, патриотом можно назвать того, кто верен своему народу, любит по-особенному отечество, также намерен идти на жертвы и совершать подвиги ради взглядов своей родины [6].
Гражданско - патриотическое сознание личности является изначальным
социальным фактором объединения государственного строя, формирования инновационного процветания России.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский описал патриотические чувства в своих трудах следующим образом: «очень серьезный элемент формирования нового поколения и метод, который обязательно нужно предать гласности и объяснить эту информацию. Если не будет в человеке самоуважения, то не будет любви к Родине, именно любовь поможет подобрать необходимый ключ к душе каждого из людей и помочь в борьбе с отталкивающими личными, природными, родовыми и семейными склонностями» [7].
Е.И. Рерих считал, что саморазвитие личности обладает существованием определенных качеств духовных, их взаимодействием, сочетанием определенных качеств [6].
Само формирование личности в ребенке исходит из самого близкого окружения, немало важную роль в этом играют родители детей. При знакомстве с жизнью родителей, прадедов, у ребенка понемногу создается и формируется собственное понимание и восприятие времени, событиям прошлого и преемственной связи среди различных поколений, бытует свое мнение на причины ситуаций и событий, приобщенность к ним [2].
Патриотическое сознание, его формирование и развитие напрямую будет зависеть от выбора методов и средств воспитания личности, созданных условий, где существует и живет человек. При правильном выборе целенаправленности развития воспитания у детей отношения к многообразию и богатству страны, чувство принадлежности пробуждается намного раньше, чем у тех, кто такого воспитания не смог получить [7].
Наличие гражданско - патриотического сознания дает возможность сформировать ту самую настоящую гражданскую позицию, привязанность и почтение к другим людям. Нельзя забывать и о семье, она неразлучна в течение истории с различными событиями и подвигами в мирное и военное время. Поэтому возникает необходимость в том, чтобы передать и рассказывать о предках, о значимости участия и подвигов, пересматривая старые фотографии – это значит знакомиться и узнавать историю собственной семьи. Советский и российский ученый - педагог В.С. Леднев считал, что, благодаря всему этому «в личностях сформируется начинающий патриот! При рассмотрении фотографий и писем дети смогут прочувствовать и прикоснуться к частичке истории родных и близких» [8].
Важнейшие задачи гражданского и патриотического сознания у личности по соображениям многих ученых:
цивилизующая – проявление интереса к действительности, отношению и воодушевленности на ситуации жизни общества;
практическая – практика по использованию приобретенных знаний, умений и навыков, их создание и сформированность: знание, как именно показать все накопленное и собранное в ходе игр, трудовых и художественных достижений, навык бережного отношения к окружающей среде, умение участвовать в коллективной работе, также показать умения и знания в построении собственной речи, взаимоотношения с близкими и другими людьми;
информационная – поэтапное формирование порядка понимания о собственной Родине, о ее традициях и обычаях, о населении и нациях данного места, а также о языке народа.
Одним из главных условий формирования гражданско - патриотического сознания у личности является знакомство и изучение фактов и событий социальной действительности. Однако, чтобы этого достичь необходимо ответственно подойти к увлечению и привлечению в различные виды деятельности, применять разнообразные способы и подходы влияния и побуждения аффективности окружения личности [4].
Гражданское и патриотическое сознание лучше всего формируется в детстве, объединено особенностью быстро овладевать знаниями: правила и принципы поступков и образа жизни старшего поколения, ценностные позиции и взгляды; воспитание дружеских отношений, взаимовыручки, толерантности ко всем, приязнь к родным и близким, родителям, родному краю и природе и т.д. Благодаря этим знаниям личности смогут демонстрировать осознанность и индивидуальность к природе и окружающим, нравственным принципам связи сообщества. [5]. Когда личность чувствует сострадание и сочувствие к обществу и к окружающей реальности других, гордость за родных и близких, ликование к человеческому труду, добрым делам, почитание и восторг от поступков и подвигов, то обретает нравственную связь, имеющую огромную роль в предстоящем развитии и формировании. Необходимо показывать на опыте и поступках других людей примеры ситуаций, связанных с эмоциями и чувствами. Насколько много будет этих чувств и эмоций от других, настолько станет больше у личности [2].
Списоклитературы
1.Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В. Г. Асеев. – М.: Просвещение, 2016. –375с.
2.Асмолов, А.Г. Системно - деятельностный подход к разработке стандарта нового поколения [Текст] / А. Г. Асмолов // Педагогика. - 2017. - No 4. - С. 18 - 22.
3.Бондаревская, Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы [Текст]: Учеб.пособие. – Ростов – на - Дону: РГПИ, 2014. –19с.
4.Большая советская энциклопедия [Текст] / Т. 19. –3‐е изд. –М.: Сов.энцикл., 2005. –647 с.
5.Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно - патриотическому воспитанию детей в художественно - игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. –Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун - т, 2016. –115 с. (6 п.л.)
6.Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко - культурного наследия
/ Сост. Тихомиров, С. А. - Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
7.Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. – 150 с.