Просмотр содержимого документа
«Воспитание толерантности в поликультурной студенческой среде колледжа.»
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ КОЛЛЕДЖА
Куспакова А.Е.,
преподаватель ГККП «Высший
аграрно-технический колледж»
УОАЗКО,
Казахстан г.Уральск,
A. E. Kuspakova,
teacher of the SCCP " Higher
agricultural and Technical College "
URAZKO,
Kazakhstan, Uralsk,
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования толерантных межэтнических отношений в студенческой среде.
ANNOTATION
The article deals with the issues of forming tolerant interethnic relations in the student environment.
Ключевые слова:
Толерантность, духовно - нравственное воспитание.
Keywords
Tolerance, spiritual and moral education
При всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.
«Декларация тысячелетия»
Воспитание межнациональных и межэтнических взаимоотношений вырабатывает в сознании учащихся понимание интернационального характера задач социально-экономического развития нашего общества, единства целей и интересов всех народов нашей страны.
Сегодня, как никогда ранее, стало важным понимание того, что в разнообразии культурных, исторических, философских и религиозных взглядов, представлений и верований необходимо учиться находить единство и гармонию, без которых все это богатство не только не имеет смысла, но и небезопасно для человека и его будущего.
Сохранение мирных межнациональных отношений возможно лишь при продуктивном взаимодействии всех социальных институтов по вопросам интеграции человека в поликультурную среду казахстанского общества. Важная роль в этом процессе принадлежит системе образования, которая должна сформировать нравственную личность с четкой гражданской позицией.
Рассмотрим процесс формирования толерантных межэтнических отношений на примере Высшего аграрно-технического колледжа, расположенного на западе Казахстана – регионе, в котором проживают представители более 100 национальностей.
Проблему ценностных ориентаций человека преподаватели колледжа рассматривают в единстве с проблемой индивидуальности человека и его культурной принадлежностью. Приоритетными направлениями деятельности являются:
гармоничное развитие личности учащихся – будущих нефтяников, строителей;
формирование гражданской позиции;
подготовка специалиста, призванного работать в полиэтнической среде;
Следует отметить, что национальные особенности и традиционные ценности у различных народов проявляются по-разному и чтобы строить правильные отношения, мы должны знать культуру и традиции друг друга всесторонне: как внутри страны, так и за ее пределами.
Духовно - нравственное воспитание формирует у молодежи устойчивые моральные качества, нравственные потребности на основе норм и принципов общественной морали. В колледже введен факультативный курс «Самопознание»; в нем обучаются учащиеся 16 национальностей.
По результатам диагностики (экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова и др.), в которой приняли участие учащиеся группы МГ – 311.1 (26 человек), высокий уровень межэтнической толерантности выявлен у 99 % учащихся. Исследование проблем современной молодежи выявило, что к причинам обострений межэтнических отношений в молодежной среде можно отнести безработицу, ограниченность инфраструктуры молодежного досуга, низкую социальную занятость молодежи, что провоцирует столкновения молодежных групп и переводит межличностные столкновения в плоскость межэтнических отношений.
Традиционными в колледже стали ежегодные научно-практические семинары, конференции студентов и преподавателей, классные часы на темы: «Интеллектуальное развитие современной молодежи: проблемы и перспективы», «Современная молодежь: образование, культура творчество» и др., интеллектуальные игры, конкурсы, презентации и др.
В колледже проводятся устные журналы, встречи с представителями диаспор, где демонстрируются культурные, воспитательные традиции этнических групп, населяющих Западно-Казахстанскую область. Мероприятия такого характера создают благоприятный психологический климат в студенческой среде, интеграцию в студенческую среду юношей и девушек разных национальностей.
Таким образом, создание психологически благоприятной среды в условиях поликультурного пространства колледжа, систематический мониторинг проблем межнационального общения, предоставление возможности учащихся к самораскрытию способствуют улучшению межнациональных отношений в студенческой среде, формированию толерантности учащихся – будущих специалистов, что немаловажно для будущей деятельности.
Литература
1 «Декларация тысячелетия», принятая Генеральной Ассамблеей ООН
8.09.2000г.
2 Кукушин В.С. Воспитание толерантности личности в поликультурном
социуме.
Пособие для учителя. – Ростов н/Д: ГинГо, 2001. - 404 с.
3 Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности
личности
/Г.У.Солдатова, Л. А. Шайгерова. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. –