Просмотр содержимого документа
««Воспитание трудолюбия, умение сотрудничать в коллективно-трудовой деятельности».»
Тема: «Воспитание трудолюбия, умение сотрудничать в коллективно-трудовой деятельности».
Трудовое воспитание — это организованный на педагогической основе процесс вовлечения детей в различные виды общественно полезного труда с целью приобретения ими минимального производственного опыта, трудовых навыков и привычек, развития у них творческого практического мышления и любви к труду.
У детей старшего школьного возраста должна быть сформирована стойкая привычка трудиться, причем у них должны быть развиты нравственные ориентиры, трудолюбие, осознанность труда. Отсутствие этих волевых качеств зачастую приводит к чрезмерной опеке взрослых над детьми, что, в свою очередь, может привести к несамостоятельности, лени, неуверенности в себе, заниженной самооценке, эгоизму.
Труд в природе для детей с ОВЗ считается одним из приоритетных направлений. Он очень полезен, так как в процессе подобного труда у детей формируется ответственность, бережливость, аккуратность. А самое главное – они могут быстро увидеть результаты своих стараний, к примеру, цветы, посаженные вместе со взрослыми. К тому же, современным детям особенно необходимо общение с живой природой. При таком труде у детей формируются важные личностные качества, такие как бережливость, любовь к живой природе. В результате развития отношения учащихся к самому процессу труда формируется представление о труде, как единственном источнике социального благополучия и как условии развития и воспитания личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования таких личностных качеств, как терпение, трудолюбие, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремленность, исполнительность, дисциплинированность, самокритичность
Отношение к себе как к субъекту трудовой деятельности, которое формируется в труде, развивает у школьников уверенность в себе и ответственность. Работа дает возможность проверить имеющиеся способности учащихся и получить объективное их осмысление, осознать важность процесса самовоспитания в формировании личностных качеств. Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая важнейшим фактором формирования «Я» личности ребенка.
Школьникам нужно подробно объяснить всю пользу труда, и те объемы работы, которые им предстоят, ввести необходимые правила, которые будут регулировать взаимоотношения в детском коллективе. В дальнейшем дети постепенно научатся распределять свою работу самостоятельно, главное научить школьников рациональной организации своей деятельности.
Итогом трудовой деятельности в коллективе будет служить обсуждение результатов. При оценке совместного труда педагогу следует уточнить, кто что делал, а затем подвести итоги, подчеркнув при этом, что качество конечных результатов будет зависеть от хорошей работы каждого ее участника. Плановая, систематическая и целенаправленная работа обязательно окажет влияние на результат, тем самым у детей сформируются практические умения и навыки, выработаются положительные черты характера, такие как доброта, забота, трудолюбие, ответственность. У школьников будет развито нравственное отношение к предметам человеческих трудов. В результате дети получат не просто четкие представления о трудовой деятельности как таковой, но и приобретут стойкие навыки и привычки, улучшат взаимоотношения в своем коллективе, существенно повысят свою самостоятельность, при этом заметно снизится агрессивность. Кроме того, дети школьного возраста научатся правильному поведению в коллективе, смогут довести любое начатое ими дело до конца, смогут помогать и поддерживать друг друга, а трудовые навыки и умения заметно повысятся.
Рекомендации для родителей по воспитанию трудолюбия у детей:
Будьте последовательны в своих требованиях. Начинайте с простых поручений, затем их усложняя.
Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей. Но не превращайте труд в игру.
Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения.
Обязанности ребенка должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям.