«Воспитание толерантности обучающихся во внеурочной деятельности».
«Воспитание толерантности обучающихся во внеурочной деятельности».
Современные тенденции развития образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного и воспитательного процесса. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие толерантной, социально-активной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Воспитание толерантности обучающихся во внеурочной деятельности». »
Е. Ю. Бесфамильных
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 65
«Воспитание толерантности обучающихся
во внеурочной деятельности».
Современные тенденции развития образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного и воспитательного процесса. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие толерантной, социально-активной личности.
Одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность и внеклассная работа педагога. Для того, чтобы деятельность педагога по воспитанию толерантности приносила результаты, необходим комплексный подход, который включает в себя содержание и специфику формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности; междисциплинарные подходы; использование современных социально-культурных технологий (заочные экскурсии, экскурсии, посещение музеев, создание социальных проектов).
В настоящее время в современной России в условиях многонационального общества, где существует проблема чрезвычайно повышенного экстремизма, его профилактика имеет особую актуальность. Важным фактором является формирование и внедрение норм толерантного сознания общества.
Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества, означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира.
Формирование основ толерантной личности необходимо со школьного возраста, при этом нужно учитывать возрастные особенности учащихся, создавать условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Важнейшим компонентом в развитии толерантной личности является уважение позиций и ценностей других людей. Современное общество переживает век быстрого развития коммуникаций, мобильности, крупномасштабных миграций и перемещения населения. За последние 10 лет понятие «толерантность» стало международным термином. Сознательной моделью взаимоотношения людей, народов и стран должна стать толерантность. Поэтому важнейшей задачей в воспитании учащихся должно стать понимание толерантности как восприятия объединения человечества, взаимопомощи, уважения друг к другу.
Что же такое толерантность с позиции человека, который молод, а, значит, постоянно взаимодействует с людьми различных возрастов, социального положения, характеров и взглядов? Практика и теория воспитания толерантности расходятся из-за сложностей претворения в жизнь ее принципов. Учитывая особенности развития современного поколения, педагог должен воспитать универсальные учебные действия, организовывать работу в разновозрастных группах, учить решать конфликты, искать компромиссы, уважать точку зрения других людей. Толерантность должна быть осознанной, и в этом подростку должен помочь педагог. Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми с разным мнением. Толерантность – это, прежде всего, часть этического воспитания, она открывает большие перспективы для нравственного совершенствования личности в повседневной жизни.
Практическая значимость формирования толерантной культуры подростков во внеурочной деятельности состоит в том, что реализуется разработанный комплекс социально-культурных мероприятий с использованием диалога как способа общения, расширения знаний о мире, других людях.
Активное участие в воспитании толерантной личности должны принимать родители учеников, тогда это понятие прочно укрепится в семейном лексиконе, так как влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и средств массовой информации. В школьном возрасте проблемой является период психосоциального развития человека. В этот период наблюдается активное включение детей во взрослую жизнь, освоение ими различных социальных ролей. По последним исследовательским данным подростковый возраст подвержен унижению культуры и религии другой национальности, агрессии, эгоизму. Формирование духа толерантности у школьников, доброго отношения к ценностям общества, является огромным вкладом школьного образования в развитие культуры мира на Земле. 16 ноября, согласно статьи о «Декларации принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, считается днем толерантности. Поэтому основным направлением в формировании толерантной культуры подростков является комплексный подход системы мероприятий, последовательность их проведения.
Являясь классным руководителем 5 класса, организую внеурочные мероприятия, направленные на развитие толерантности обучающихся. В рамках работы по данному направлению мною была организована выездная экскурсия в «Висимский государственный природный биосферный заповедник», посвященная «Дню толерантности».
Целью поездки было сплотить коллектив разных возрастных категорий. В ходе экскурсии у ребят проявилась ответственность друг за друга, взрослые дети помогали младшим, педагогам и родителям в организации питания. В поездке формировались толерантное поведение подростков к детям младшего возраста, а также уважительное отношение к взрослым. В ходе экскурсии дети узнали много интересных фактов о животных, их повадках, о природе Урала.
Во время экскурсии у детей проявился огромный интерес к животным, к природе родного края, чувство милосердия к ним, ребята проявили любознательность, вступая в диалог с экскурсоводом, делились своими знаниями. Учащиеся, в связи с плохими погодными условиями, проявили свои лучшие качества: выдержку, терпимость, стойкость.
Данное мероприятие принесло положительный результат, все участники экскурсии получили позитивные эмоции, завели новых школьных друзей. Дети стали свободнее общаться друг с другом, стали добрее и отзывчивее по отношению к другим.
1 сентября 2014 года был проведен классный час «Трагедия в Беслане». Целью этого мероприятия являлось укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира. На примере реального трагического события необходимо продемонстрировать, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм. Учащиеся являлись не просто слушателями, а принимали активное участие в беседе, составлении кластера: «С чем ассоциируется трагедия?». Благодаря такой работе каждый вынес для себя определенный урок, никто не остался равнодушным к чужому горю.
Таким образом, инновационные технологии в образовании определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного и воспитательного процессов в школе. Формирование толерантности у учащихся – одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Эта основная задача может быть достигнута только тогда, когда в процессе воспитания будет сформирована заинтересованность детей, небезразличие к чужой беде, проявление заботы и терпимости по отношению к окружающим.
Инновационное обучение толерантности во внеурочное время позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, дает большие возможности для проявления ребенком личностных качеств.
Список литературы
1.Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: Культурно-педагогический аспект// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2008.-№5.-С. 69-73.
2. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //