kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспитание толерантности обучающихся во внеурочной деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные тенденции развития образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного и воспитательного процесса. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие толерантной, социально-активной личности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание толерантности обучающихся во внеурочной деятельности». »

Е. Ю. Бесфамильных

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 65



«Воспитание толерантности обучающихся

во внеурочной деятельности».

Современные тенденции развития образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного и воспитательного процесса. Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие толерантной, социально-активной личности.

Одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность и внеклассная работа педагога. Для того, чтобы деятельность педагога по воспитанию толерантности приносила результаты, необходим комплексный подход, который включает в себя содержание и специфику формирования толерантной культуры подростков в процессе внеурочной деятельности; междисциплинарные подходы; использование современных социально-культурных технологий (заочные экскурсии, экскурсии, посещение музеев, создание социальных проектов).

В настоящее время в современной России в условиях многонационального общества, где существует проблема чрезвычайно повышенного экстремизма, его профилактика имеет особую актуальность. Важным фактором является формирование и внедрение норм толерантного сознания общества.

Толерантность - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества, означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира.

Формирование основ толерантной личности необходимо со школьного возраста, при этом нужно учитывать возрастные особенности учащихся, создавать условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Важнейшим компонентом в развитии толерантной личности является уважение позиций и ценностей других людей. Современное общество переживает век быстрого развития коммуникаций, мобильности, крупномасштабных миграций и перемещения населения. За последние 10 лет понятие «толерантность» стало международным термином. Сознательной моделью взаимоотношения людей, народов и стран должна стать толерантность. Поэтому важнейшей задачей в воспитании учащихся должно стать понимание толерантности как восприятия объединения человечества, взаимопомощи, уважения друг к другу.

Что же такое толерантность с позиции человека, который молод, а, значит, постоянно взаимодействует с людьми различных возрастов, социального положения, характеров и взглядов? Практика и теория воспитания толерантности расходятся из-за сложностей претворения в жизнь ее принципов. Учитывая особенности развития современного поколения, педагог должен воспитать универсальные учебные действия, организовывать работу в разновозрастных группах, учить решать конфликты, искать компромиссы, уважать точку зрения других людей. Толерантность должна быть осознанной, и в этом подростку должен помочь педагог. Толерантность выражает готовность к взаимодействию между людьми с разным мнением. Толерантность – это, прежде всего, часть этического воспитания, она открывает большие перспективы для нравственного совершенствования личности в повседневной жизни.

Практическая значимость формирования толерантной культуры подростков во внеурочной деятельности состоит в том, что реализуется разработанный комплекс социально-культурных мероприятий с использованием диалога как способа общения, расширения знаний о мире, других людях.

Активное участие в воспитании толерантной личности должны принимать родители учеников, тогда это понятие прочно укрепится в семейном лексиконе, так как влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы и средств массовой информации. В школьном возрасте проблемой является период психосоциального развития человека. В этот период наблюдается активное включение детей во взрослую жизнь, освоение ими различных социальных ролей. По последним исследовательским данным подростковый возраст подвержен унижению культуры и религии другой национальности, агрессии, эгоизму. Формирование духа толерантности у школьников, доброго отношения к ценностям общества, является огромным вкладом школьного образования в развитие культуры мира на Земле. 16 ноября, согласно статьи о «Декларации принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года, считается днем толерантности. Поэтому основным направлением в формировании толерантной культуры подростков является комплексный подход системы мероприятий, последовательность их проведения.

Являясь классным руководителем 5 класса, организую внеурочные мероприятия, направленные на развитие толерантности обучающихся. В рамках работы по данному направлению мною была организована выездная экскурсия в «Висимский государственный природный биосферный заповедник», посвященная «Дню толерантности».

Целью поездки было сплотить коллектив разных возрастных категорий. В ходе экскурсии у ребят проявилась ответственность друг за друга, взрослые дети помогали младшим, педагогам и родителям в организации питания. В поездке формировались толерантное поведение подростков к детям младшего возраста, а также уважительное отношение к взрослым. В ходе экскурсии дети узнали много интересных фактов о животных, их повадках, о природе Урала.

Во время экскурсии у детей проявился огромный интерес к животным, к природе родного края, чувство милосердия к ним, ребята проявили любознательность, вступая в диалог с экскурсоводом, делились своими знаниями. Учащиеся, в связи с плохими погодными условиями, проявили свои лучшие качества: выдержку, терпимость, стойкость.

Данное мероприятие принесло положительный результат, все участники экскурсии получили позитивные эмоции, завели новых школьных друзей. Дети стали свободнее общаться друг с другом, стали добрее и отзывчивее по отношению к другим.

1 сентября 2014 года был проведен классный час «Трагедия в Беслане». Целью этого мероприятия являлось укрепление ценностных ориентиров учащихся на сочувствие, сопереживание, культуру мира. На примере реального трагического события необходимо продемонстрировать, что такое взаимопомощь, взаимовыручка и героизм. Учащиеся являлись не просто слушателями, а принимали активное участие в беседе, составлении кластера: «С чем ассоциируется трагедия?». Благодаря такой работе каждый вынес для себя определенный урок, никто не остался равнодушным к чужому горю.

Таким образом, инновационные технологии в образовании определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного и воспитательного процессов в школе. Формирование толерантности у учащихся – одна из главных задач, стоящих перед современной школой. Эта основная задача может быть достигнута только тогда, когда в процессе воспитания будет сформирована заинтересованность детей, небезразличие к чужой беде, проявление заботы и терпимости по отношению к окружающим.

Инновационное обучение толерантности во внеурочное время позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, дает большие возможности для проявления ребенком личностных качеств.


Список литературы

1.Абдуразакова Д.М. Развитие толерантного сознания: Культурно-педагогический аспект// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.-2008.-№5.-С. 69-73.

2. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //

Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

3.Зеркало межэтнических отношений// Этносфера. – 2009.

4.  Толерантность и проблема понимания. М.: 2000.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Воспитание толерантности обучающихся во внеурочной деятельности».

Автор: Бесфамильных Екатерина Юрьевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Внеурочная деятельность – это мир творчества "
    ["seo_title"] => string(49) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-eto-mir-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "190520"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427188385"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Организация внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(45) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "248360"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446718221"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Программа внеурочной деятельности по английскому языку «English face to face»"
    ["seo_title"] => string(77) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_po_angliiskomu_iazyku_english_face_to_face"
    ["file_id"] => string(6) "585096"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1628408289"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Аналитическая статья  «Роль организованной в классе внеурочной деятельности и её влияние на воспитание, социализацию и мотивацию обучающихся» "
    ["seo_title"] => string(164) "analitichieskaia-stat-ia-rol-orghanizovannoi-v-klassie-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-i-ieio-vliianiie-na-vospitaniie-sotsializatsiiu-i-motivatsiiu-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "171909"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423739992"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства