Просмотр содержимого документа
«Воспитательные возможности театрализованной деятельности»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности
«Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место».
Б. М. Теплов
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, а игра – одна из важнейших форм человеческой жизнедеятельности. Даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в творческий процесс и выполняют задания, если все это связано с игрой.
Театральная игра – это не только разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, расширению знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Именно театр помогает нам максимально развить творческие способности детей. Он и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, и развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе.
Театрализированная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, лежащее в основе спектакля, всегда имеет нравственную направленность. Благодаря участию в постановках, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Организация театрализованной деятельности детей не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития различных способностей и творчества, но и несет в себе большой коллективообразующий заряд. Расширение круга общения, контакты с другими детьми создают такую среду развития, которая помогает каждому ребенку найти свое место и стать полноценным членом общества. А участие в спектакле вместе со взрослыми позволяет ребенку естественным образом усваивать опыт взрослых, примеряя на себя различные социальные роли и перенимая образцы поведения. Это мощнейший инструмент социализации личности.
Таким образом к конкретным целямтеатротерапии могут быть отнесены следующие:
развитие вербальной и невербальной коммуникации
ослабление социальных фобий
снижение социальной изоляции
улучшение саморефлексии, самопознание
усовершенствование самодисциплины и чувства ответственности
развитие творчества и креативности
коррекция самооценки
эмоциональное развитие и раскрепощение
Ребенок – актер открывает для себя целый мир новых ощущений, делает массу выводов, становясь толерантным по отношению к окружающим, начинает понимать мотивы и поступки сверстников и окружающих его людей. Участвуя, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, подбор музыкальных характеристик персонажам, работать над ролью и т.д., а также координировать свои функции.
Ребенок-актер учится побеждать смущение и активно выражать жизненную позицию, учится внутренней дисциплине, сдерживанию эмоций, становится убедителен в диалоге, у него развивается фантазия, память, коммуникативные способности. Даже если из него не выйдет профессионального актера, из него выйдет гармонично развитая личность, обладающая морально-нравственными ориентирами и сформированной системой общечеловеческих ценностей.
Но не для каждого ребенка характерны острота восприятия, стремление к сопереживанию, эмоциональность и впечатлительность. Но нам на помощь приходят красивые костюмы, соответствующие декорации и атрибуты, которые помогают ребенку почувствовать себя героем сказки. На занятиях необходимо организовать жизнь ребенка как постоянное обучение, но при этом обязательно создать настоящую сказочную атмосферу, чтобы у детей остались незабываемые впечатления и желание стать ее героем. Ведь среда является одним из основных средств развития личности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому та предметно-развивающая среда, которая организуется на занятиях, должна не только обеспечивать саму театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Но не только на и для детей рассчитана театрализованная деятельность, которой мы занимаемся. Ведь если мы хотим кого-то или что-то изменить, нужно, прежде всего, изменить себя. Совместная постановка спектаклей позволяет нам, взрослым, установить с детьми теплые, доверительные отношения, лучше узнать их и найти себя.
Я являюсь педагогом театрального объединение «Позитив» на базе школы №7. Все начиналось с простого вопроса: чтобы еще интересного придумать с обучающимися, да такое, чего еще не было. Занятия в театральном объединении были призваны помочь ребенку легче воспринимать окружающий мир и действительность, находить правильные ответы на интересующие его вопросы, правильно поступать в тех или иных ситуациях и войти в окружающую нас действительность развитой и полноценной личностью.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что занятия в объединении «Позитив» сводятся не только к подготовке выступлений, а несут еще и познавательный, воспитательный и развивающий заряд.
Программа театрального искусства рассчитана на 3 года занятий с детьми разного возраста: младших, средних, старших классов. Интегрирование в одной группе детей разного возраста и уровня развития позволяет осуществлять развитие и воспитание не только за счет педагогической работы, но и за счет процесса межвозрастного общения детей.
Безусловно, на занятиях театральной деятельности огромную роль играет педагог, но в основе деятельности мастерской лежит технология, требующая от взрослого перехода на позиции партнерства с детьми. Это направлено на «погружение» участников объединения в процесс поиска, познания и самопознания. Прозреть, увидеть, озадачить, а затем уже организовать поиск – желанная цепочка действий, в которую педагог включает ребёнка.
Занятия в театральном объединении помогают приобрести навыки общения и взаимодействия с людьми, что помогает в реальной жизни легко находить общий язык с окружающими, выходить из сложных жизненных ситуаций. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает ребенку найти свое место в обществе, стать полноценным членом общества. Именно в общем спектакле или концерте ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения.
Я стараюсь привлечь каждого ребенка. Для каждого ребенка подбирается роль, с которой он может справиться.
Сцена – это всегда буря эмоций и впечатлений. И каждый ребенок в глубине души – артист. Дети еще не знают стеснений и рамок, они еще не научились взрослой фальши в делах и поступках. Необходимо уловить момент, когда наши дети еще живут эмоциями, душой и сердцем, ведь современная тенденция к компьютеризации, популяризации технократических идей, подавляет эмоциональную сферу ребенка, упрощает многообразный мир его чувств, сводя его воображение до рекламного ролика, ежедневно навязываемого телевидением и интернетом.
Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей среды.