Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час: «Обычаи и традиции казахов»»
Воспитательный час: «Обычаи и традиции казахов»
Цели и задачи:
Активизировать познавательный интерес у ребят к истории своего государства, развивать общий кругозор.
Способствовать формированию у детей понятий « традиция», « обычай» , чувства гордости за свою страну
Научить детей самостоятельно изучать и рассказывать новую информацию. Развивать критическое мышление, память, умение слушать.
Обобщить представления детей о жизни и быте народов Республики,
воспитывать дружеские чувства к людям других национальностей Развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей,
Воспитывать патриотизм, любовь к Родине
Оборудование: бесік, қамшы, жетоны, на слайде понятия – что такое традиция и обычай.
Ход проведения:
1.Ведущий Слайд
Сто наций, сто народов, сто племен,
Всем Вам рахмет и низкий Вам поклон!
Пусть дружба, о которой пел Абай,
Как солнце освещает мирный край!
Воспитатель: Слайд
Қазақ халқы – салт – дәстүрге өте бай ел. Бұл – оның мәдениетті әрі тәрбиелі ел екендігінің айғағы. Белгілі қоғам қайраткері,зангер Н.Шайкенов: “Ұлт дәстүрі – заңнан биік”, -деген. Демек, салт – дәстүрі ел – мықты әрі тұғыры берік ел.Біздің халқымыз өз ұрпақтарына ғасырдан ғасырға ұлт қасиетін салт – дәстүрмен, өнегені әдет – ғұрыппен, үлгіні жөн – жосықпен, әдепті ырым, тыйммен тәрбиелеп, ұлағатты ұл, инабатты қыз өсірген.Ұлттық тәлім, салт-сана сабағы адамгершілік тәрбиесінің аса сенімді әрі ғажайып жол екенін көрсетті.
Сегодня мы с вами поговорим о традициях и обычаях казахского народа.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
Вопрос: Кто скажет, что такое традиция и обычаи.? Слайд.
Традиции – это исторически сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.
1.Ведущий
Отсутствие этнокультурной толерантности – одна из острейших современных проблем, которая является причиной межнациональных и религиозных конфликтов, раздирающих многие страны мира Знать свою культуру – значит знать и понимать весь мир! Поэтому каждый человек, несомненно, должен знать свои истоки, обычаи и традиции, обряды и верования своего народа. Только тогда он является полноценной личностью.
2.Ведущий Кто такой казах? Это сын степи, выросший на ее бескрайних просторах, воспитанный холодом и ветром, беспрестанными кочевками, постоянной борьбой за существования. Казах – дитя природы, который умеет жить с ней в гармонии. И эта гармония с природой нашла свое отражение в национальной казахской культуре.
Воспитатель:
Если рассказать обо всех традициях и обычаях казахского народа, то получится целая история. Каждый праздник или какое-то событие отмечались по-разному, будь то рождение ребенка, свадьба, Наурыз.
Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованного общества. Так, к приходу гостей готовят национальное блюдо из барана – какое блюдо? ( бесбармак), что варят кроме мясо ? (голову) как нужно положить голову? (его голова должна смотреть на достопочтенного гостя). Каждый должен знать.
1. Жеті ата шежіресі. Слайд
1.Өзің 2. Әке 3. Ата 4. Арғы ата 5. Баба 6. Түп ата 7.Тек ата
1.Ведущий В большинстве стран, в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим. Это добра традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также грубо сними не говорить, прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
Воспитатель:
Задание: перед вами пословицы объясните смысл Слайд
1.«Адам болар ұлыңның арқа басы кең келер. Ана болар қызыңның ақыл – есі тең келер». 2. «Ұят жүрген жерде абырой төгілмейді. Абырой бар жерде ар шапаны сөгілмейді».
2.Ведущий
Таким образом, казахский народ соблюдая обычаи древних и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через что прошёл их народ.
Викторина
Кто лучше всех знает обычаи и традиции казахского народа?
ВОПРОСЫ: Слайд
1.На какой праздник готовят көже? /наурыз/
2.Из скольки и каких компонентов его готовят? / из семи/
3.Как называется традиция когда ребенок делает первые шаги? Расскажите как этот обряд прводят? / түсау кесу/
4.Главное национальное блюдо, которое готовят на любой праздник? Из чего готовят? /бесбармақ, тонкое тесто, мясо – конина, баранина/
5.На какой праздник готовят тонкие лепешки и как они называются? /айт, шелпек/
6.Как называется у мусульман пост? Расскажите об этом, что вы знаете. /ораза/
7. Литературно- музыкальное состязание. /айтыс/
8.Когда невесту приводят в дом жениха, какой обряд проводят? / беташар/
9.Как называют подарок за добрую весть? /сүйінші/
10. Как называется подарок за обновку? /байғазы/
11. Что такое «бата» , кто его дает? /благословение, дают старики, родители/
12. Торжество празднуемое на сороковой день после рождения ребенка? /қырқыннан шығару/
13. Что такое альчики и где их используют? Какие иннтеллектуальные игры еще знаете? / асыки, тоғызқұмалақ/
14. Перечислите, в каких национальных играх мужчины мерятся силою? /аудыраспақ-борьба, қыз қуу, бәйге/
Воспитатель: Познание культуры своего народа должно начинаться с самого раннего возраста, впитываться с молоком матери. Вместе с тем, мы должны знать и культуру народов, живущих вместе с нами в многонациональном Казахстане.
Именно сравнение собственной культуры с культурами других народов, обмен ценностями материального и духовного мира являются залогом национальной и религиозной толерантности, отсутствия войн на этой почве между народами нашей страны
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия предложенных атрибутов
Бікес – предназначеного для новорожденного ребенка ( бесік ) Слайд
СИТУАЦИЯ: Воспитатель выносит бесік и қамшы спрашивает у детей:
Задание по группам:
группа №1
- Для каких целей используют это?
- Какой следующий этап в детских обрядах? 1) Слайд. Бесікке салу - укладка новорожденного в люльку, с намёком на то, чтобы быстро рос и набирался богатырского здоровья; Под подушку клали зеркальце и расческу с пожеланием, чтоб был красивым, пригожим, ножницы – мастером своего дела. На поперечную перекладину подвешивали амулет от сглаза. Родители подносили ребенка и уважаемая женщина укладывала его в колыбель, завязывала две завязки – “бау”, накрывая семью вещами:
Одеялом, чтобы сон младенца был здоровым и ему было тепло
Чапаном, чтобы был уважаемым в народе
Шубой и попоной – чтобы был богатым и состоятельным;
Узда, чтобы быстро вырос;
Кебенек и ногайку, чтобы стал защитником интересов своего народа.
Этико-психологическая значимость праздника колыбели заключалась в том, что в этот день вырабатывались определенные моральные установки, давались мощные положительные эмоции.
2 ) Слайд . Тусау кесу - первые шаги ребенка, чтобы он умел ходить и быстро бегать. В этот день по казахскому обычаю в юрту, где малыш сделал свой первый шаг, было принято звать самого старого и уважаемого человека в ауле, чтобы он разрезал ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка. Почему обряд “тусау кесу” важен для ребенка? Когда ребенок только-только начинает делать первые шаги или просто удерживает равновесие в вертикальном положении, принято проводить ритуал “тусау кесер” – разрезание пут на ногах, символизирующее начало нового этапа в жизни ребенка – умение ходить, познавать мир
Считается, что темперамент перерезавшего путы человека передается малышу, поэтому родители выбирают быстрого на подъем, живого и жизнерадостного человека. При проведении ритуала около ножек ребенка ложат какие-нибудь предметы – книгу, монету и др. Это своеобразный “тест” для малыша – что он возьмет в руки, с тем предметом будет связана его профессия. Этот процесс бывает особенно веселым, особенно веселые комментарии присутствующих и недоумение малыша, наблюдающего неожиданный смех взрослых.
Координируя движения рук ребенка и его зрительные реакции, эта игра является своеобразным упражнением для формирования зрительно-двигательных восприятий. В детских играх принимали участие и взрослые, которые учили игровому мастерству, ловкости, сноровке, передавая свой опыт, и личным примером побуждали детей развивать физически. Все это способствовало становлению личности ребенка, а также, что не менее важно, выработке и и формированию полноценной гармонически развитой личности.
3) Слайд.Атқа отырғызу - посадка на лошадь с передачей в руки не только плетки, но и копья, чтобы наследник умел ездить верхом, метал копья лучше всех, далеко и точно.
Воспитатель: Затем следовал обряд обрезания. В этот день родители 5-7-летнего сына зовут в юрту достопочтенного муллу. И тот совершает обряд, после чего щедро вознаграждается. Затем по обычаю начинается праздник. Созывается много гостей, родственников из соседних аулов, те в свою очередь делают подарки ребенку и его родителям.
группа №2
- Для каких целей используют это?
- Каковы правила использования камчи? "
Камча – произведение искусства, вещь, придающая силу, неотъемлемый аксессуар жигита и девушки, подарок. В традициях и обрядах были свои правила использования камчи.
Пеший человек держал камчу, сложив ее в двое.
Держать камчу не сложенной – знак враждебности
Дау" - спор. Казахи обращались для разрешения споров к биям, которые проводили судебные разбирательства. Обе стороны красноречиво высказывали свои претензии и доводы. Просящий слова бросал свою камчу на пол в середине юрты. Бий выслушивал истца и ответчика, выносил решение. Это решение было законом.
Певец, в руках которого находится камча, с вплетенной в нее красной нитью, начинает прославлять невесту и описывать принесенные ей дары, постепенно приподнимая покрывало, закрывающее ее лицо
Используют в национальных спортивных играх камшы ойыны.
III. Заключение: Слайд
“Человек без знаний – что дерево без корней”. Эта казахская пословица имеет глубокий смысл и относится не только к знаниям, полученным в школе, но и к знаниям основ своей национальной культуры, родного языка и традиций, обычаев и обрядов своего народа. Именно эти корни создают “ствол и крону” национальной культуры и национального самосознания, помогают национальному “дереву” расти среди других, непохожих на него.
Необходимо не просто пассивно созерцать национальную культуру, а жить полноценной жизнью своего народа и гордиться тем, что ты являешься его представителем.
Жизнь изменяет культуру любого народа из поколения в поколение, находится в вечном движении. Создаваемые в обрядах образы предков, окружающей среды, особенностей быта сохраняют и передают культуру общества. Обряды несут в себе культурные ценности народа, выражают и формируют отношение человека к самому себе, другим людям и элементам культуры.