Cодействие воспитанию у учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к другим людям, создание условий для успешной социализации личности каждого ребенка.
Задачи:
Развивать умение видеть межиндивидуальные различия, осознавать свою индивидуальность;
Познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
Воспитывать нравственные принципы собственного развития умения критически осмысливать свои поступки, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков;
Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности; формировать традиции уважительного отношения между учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Воспитательный час Все мы разные, все мы равные»
Воспитательный час
Тема: «Все мы разные, все мы равные»
Цель: содействие воспитанию у учащихся толерантного, милосердного, терпимого отношения к другим людям, создание условий для успешной социализации личности каждого ребенка.
Задачи:
Развивать умение видеть межиндивидуальные различия, осознавать свою индивидуальность;
Познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
Воспитывать нравственные принципы собственного развития умения критически осмысливать свои поступки, потребность быть честным и объективным в оценке своих действий и поступков;
Воспитывать чувство коллективизма, сплоченности; формировать традиции уважительного отношения между учащимися.
Формы и методы: беседа, диалог, дискуссия, игра, работа в малых группах, выполнение творческого задания.
Подготовительная работа:слайд-подборка по теме воспитательского часа, изображение карты мира на ватмане, плакаты с интересными мыслями и цитатами по теме занятия для оформления, разработка игр и творческих заданий, подготовить раздаточный материал - «Правила толерантного общения».
Оснащение: компьютер, мультимедиапроектор, экран, слайд-подборка по теме занятия (авторская разработка), карта мира, белая бумага А4 для игр и выполнения творческих заданий, фломастеры, стикеры.
Воспитатель: Добрый день дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Ход занятия:
Слайд №1
Мы разные! Но мы при этом равные!
Мы все имеем равные права смеяться и грустить!
Мы все для счастья рождены, и так тому и быть!
Ведь каждый из нас индивидуальность.
И в этом, конечно, и есть уникальность!
Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить и просто улыбаться!
- Ребята, как вы думаете: «Какая тема нашего занятия?»
- О чем пойдет сегодня речь?
Выдвижение учащимися предположений темы.
Правильно ребята. Тема нашего воспитательского часа «Мы все такие разные, мы все такие равные».
Слайд №2
- Однажды Антуан де Сент – Экзюпери сказал: «Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Его слова – это не только урок нам, живущим в XXI веке, но и подтверждение того, что мир, как и природа, многообразен и именно этим он прекрасен. Его красота в том, что на Земле живут народы и нации, неповторимые в своей культуре, традициях и обычаях. А продолжение этой красоты в том, что все мы - люди этой планеты. Мы связаны друг с другом видимыми и невидимыми нитями. В наших интересах сделать нашу жизнь счастливой, комфортной, радостной, чтобы последующие поколения не только продолжили наши традиции, но и восхищались нашим умением творить добро и быть терпимыми друг к другу.
Ребята, а кто мне скажет, сколько национальностей проживает в Казахстане?
Молодцы! Сейчас я вам предлагаю нам поиграть.
В Игру – «Знакомство». Правила игры. Каждый участник по очереди (по кругу) называет свое имя и свое отличительное качество, например «Я Катя. Я веселая».
Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Все мы – люди. Человек… Его жизнь, его привычки, поведение, достоинство и недостатки, сила и слабость – то, что во все времена вызывало споры и разногласия. Сегодня на занятии я предлагаю вам поразмышлять над вопросами:
1. «Какие мы?»,
2. «Можем ли мы стать лучше?»,
3. «Что бы вы хотели изменить в себе, чтобы стать лучше?»
Воспитатель: Ребята как вы считаете, чем отличаются люди друг от друга? Давайте придумаем систему отличий людей. Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы по желанию (как вариант – по цвету одежды: 1 - светлые тона, 2 - темные тона, 3 - цветная и яркая одежда).
А теперь в течение 1 минуты каждой группе предлагается обсудить и предложить параметры, по которым можно сравнивать людей. Например: по цвету кожи, по религии, по языку и т. д. (дается 1 минута для выполнения задания, а также бумага и фломастеры). Хорошо, сдавайте ваши листочки.
Предлагаю вам проверить ваши предложения на практике. Я называю вам параметры из ваших предложений, а вы будете распределяться по группам, в зависимости от того, к какому параметру вы себя относите. Договорились? Давайте освободим необходимое пространство для перемещения. Начали.
Примеры параметров: по росту, по полу, по цвету глаз, по возрасту, по стране проживания, по характеру, по виду деятельности или профессии и т. д.
Хорошо, давайте поставим стулья снова в круг. Садитесь, продолжаем нашу беседу.
Видеоролик №1
Слайд №4
Сейчас мы с вами говорим об отличиях людей друг от друга, о проблеме межличностных отношений. Обсуждая эту тему, я хочу познакомить вас с понятием «толерантность». Не всем из вас знакомо это слово и звучит оно совершенно непонятно. Что же оно означает? На разных языках земного шара оно звучит по-разному:
в испанском языке – способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения,
во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам,
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным,
в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным,
в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпимость, расположенность к другим,
в русском языке – способность терпеть что-то или кого-то.
Слайд №5
Я хочу рассказать вам историю происхождения этого слова. На рубеже XVIII –XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связано понятие «толерантность».
Слайд №6
Стих «Толерантность»
Чтец: Ежова Валентина
Быть толерантным, проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, поведению, интересам и ценностям и все они обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.
Ребята, а кто, знает в каком году, был учрежден День терпимости?
16 ноября отмечается Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. Ее цель – снизить распространяющиеся на планете случаи проявления насилия и экстремизма.
А сейчас, ребята, мы с вами выполним творческое задание.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать толерантный человек? Предлагаю вам сейчас каждому назвать и записать на стикере по одному необходимому качеству (учащиеся называют качества по кругу).
Толерантность Интолерантность
Снисходительность Эгоизм
Доброта Бессердечие
Уважение Бестактность
Понимание Хвастовство
Миролюбие Грубость
Сострадание Зазнайство
Великодушие Вспыльчивость
Нежность Раздражение
Сердечность Конфликт
Милосердие Скупость
Душевность Ложь
Благосклонность Зависть
Верность Нетерпимость
Искренность Жестокость
Прощение Хамство
Равенство Злорадство
Отзывчивость
Терпение
Посмотрите, все качества, которые вы назвали, и написали вот на таких красивых разноцветных листочках (стикерах), мы наклеим на наши макеты земного шара.
Посмотрите, какие стали наши макеты.
Хорошо получилось, правда? Предлагаю назвать наш макет земного шара
«Земной шар идеального мира».
Подумайте, все ли мы обладаем этими качествами?
Если нет, можем ли мы изменить себя?
Как мы можем это сделать?
Мы можем научиться понимать друг друга и помочь друг другу стать лучше?
Предлагаю вам послушать притчу.
Притча№1
Ходят по земле Жадность, Глупость и Зависть. Стараются людей поссорить. Шепчет правителю Жадность: «Там и травы зелёные, и камни твёрже, и бараны толще». Хочется правителю ту землю завоевать, да народ не идёт на войну: « В соседней стране тоже люди живут. Они нам ничего плохого не сделали». «Какие же они люди? - встревает Глупость. – У них и волосы не такие, и глаза другие. Что замышляют их головы?» Так и жили рядом, опасаясь, и подозревая друг друга. Но с самых древних времён были мудрецы, которые говорили: « Все люди, все народы – братья, все достойны уважения. Все в праве одинаково радоваться солнцу, любить своих детей, иметь хлеб и крышу над головой, не страдать от голода и болезней. Но иногда нет – нет, да и услышишь: «Наш народ не то, что ваш!» Значит, ходит ещё где – то рядом Жадность, Глупость и Зависть. Если встретитесь с ними, вспомните, что говорит народная мудрость: «Дружбой мир обретёшь, враждой беду наживёшь».
Притча№2 «Всё в твоих руках»
В одном городе жил мастер окруженный учениками. Однажды один из них задумался, а есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа. Он пошел на цветущий луг поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Держа, её он думал, если мастер ответит, что бабочка мертвая я тут же отпущу её, и он увидит, что ошибся, а если же он скажет, живая я сожму, руки и она погибнет. Подойдя к мастеру, ученик спросил, скажите, какая бабочка у меня в руках живая или мертвая не глядя, на руки ученика мастер, ответил все в твоих руках.
Каждый раз, когда вы будете сомневаться в себе, смотрите на свои ладошки и проговаривайте себе «Всё в моих руках». Это поможет вам принимать правильные решения.
Слайд №7
Стих «Мы равные»
Чтец: Шамшиева Виолетта
Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга, договариваться между собой.
У каждого человека есть свобода выбора, – каким быть? Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Я предлагаю вам сейчас подумать и ответить на вопрос «Чтоя хочу изменить в себе, чтобы стать лучше?»
Слайд №8
Рефлексия. Дети встают в круг, воспитатель предлагает им, передавая по кругу «Цветик семицветик», по очереди продолжить фразу:
«Я хочу стать лучше и хочу изменить в себе…»
Пусть ваш выбор ежеминутно говорит о том, что вы поступаете, как настоящий гражданин, человек с большой буквы. Хочется пожелать всем удачи и правильных решений. Спасибо за активное участие. До свидания.