Выявление и оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования
Выявление и оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования
Дополнительное образование подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. Сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования называется результативность. Все это актуализирует необходимость ее системного выявления в этой образовательной сфере.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Выявление и оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников»
Методическая разработка
Выявление и оценка результативности
образовательной деятельности
детского объединения дополнительного образования
Выполнила: педагог дополнительного образования
Петряева Н.А.
г. Каменск-Шахтинский
2017 год
Введение
Постановка проблемы выявления результативности работы детского творческого объединения на первый взгляд может показаться надуманной, ведь если дополнительное образование — это свободный выбор ребенком вида и профиля деятельности, совместное творчество воспитанника и педагога, взаимная самореализация каждого из них и т.д., то как же можно проверить результаты всего этого? Сказанное абсолютно верно. Но если мы хотим, чтобы дополнительное образование было не просто формой проведения детского досуга, то необходимо взглянуть на него с точки зрения общих требований к педагогической деятельности.
Дополнительное образование, несмотря на все особенности его организации, содержания и методики, подчиняется всем закономерностям образовательного процесса: оно имеет цели и задачи, определяемое ими содержание, взаимодействие педагога с детьми, результат обучения, воспитания и развития ребенка. К тому же сегодня все чаще в качестве одного из требований к деятельности учреждений и детских объединений дополнительного образования называется результативность. Все это актуализирует необходимость ее системного выявления в этой образовательной сфере.
Аспекты результативности образовательной деятельности детского творческого объединения
Определяя процесс выявления результативности образовательной деятельности детского творческого объединения как педагогическую проблему, необходимо проанализировать целый ряд ее аспектов.
Во-первых, для кого необходима процедура проверки результата работы детского объединения учреждения дополнительного образования? Сразу же можно назвать множество аргументов педагогов-практиков, общее содержание которых сводится к следующему: «Результат нашей работы и так хорошо виден. Это выставки, показы и т.д., участие и "победные места" в конкурсах». Но существует контраргумент: в таких мероприятиях участвуют не все воспитанники детских объединений, а лишь некоторая их часть, т.е. наиболее способные, занимающиеся не первый год. А что же происходит с остальными, составляющими основной «контингент» детского коллектива?
Во-вторых, что нужно и можно проверять у воспитанников детских объединений? Естественно, в сфере дополнительного образования нет и не может быть единых образовательных стандартов, в соответствии с которыми можно было бы проверить, как в общеобразовательной школе, «уровень обученности» детей в определенном направлении образовательной деятельности. Но ведь в каждой образовательной программе определены результаты обучения, воспитания и развития ребенка на каждый год обучения, которые и могут стать для педагога неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года.
В-третьих, что необходимо проверить педагогу в своей работе с детьми? Этот вопрос отнюдь не случаен: зачастую в «текучке» занятий могут остаться незамеченными отдельные пробелы в теоретической подготовке детей, их практических умениях и навыках — ведь в целом все справляются с заданиями педагога. И далеко не каждый руководитель детского творческого объединения отчетливо понимает, что при выполнении практической работы многие воспитанники просто действуют «по образцу», который дает взрослый. Конечно, работа «по образцу» является необходимым начальным этапом при освоении любой деятельности, но при отсутствии хорошей теоретической подготовки ребенок становится как бы привязанным к педагогу, зависимым от него, а в дальнейшем не сможет работать самостоятельно.
Не очень серьезной проблемой могут на первый взгляд показаться и незначительные технические погрешности в практической деятельности детей. Но, оставшись незамеченными и неисправленными, мелкие практические ошибки постепенно могут сформироваться в серьезные нарушения технологии исполнения различных видов работы. Выявить это можно лишь в том случае, если педагог имеет возможность одновременно в ограниченное время увидеть самостоятельную деятельность всех детей: тогда будут отчетливо видны все «пробелы».
Поэтому в ходе проверки результативности работы детского объединения педагогу необходимо обратить пристальное внимание на наличие у детей необходимых теоретических знаний и соответствие их практических умений требованиям технологии конкретной деятельности.
В-четвертых, как выявить результат работы детского объединения? Во многих детских объединениях традиционно используются зачеты и экзамены, сдачи нормативов и квалификационные соревнования (и дети, заметим, не возражают против этого). Но это далеко не исчерпывающий список: можно использовать любую форму работы, позволяющую выявить соответствие программным требованиям реального уровня теоретической и практической подготовки детей.
В то же время педагогам необходимо осознать, что привычные формы подведения итогов — отчетные мероприятия и выставки не могут решить проблемы выявления результатов подготовки каждого ребенка.
В-пятых, как оценивать результат работы детского объединения? Здесь необходимо выделить как минимум два аспекта: критерии, форму оценки результата подготовки каждого ребенка и оценку общего уровня подготовки всех воспитанников детского объединения. Оба параметра оценки соотносятся с ожидаемыми результатами, заявленными в образовательной программе, но отличаются по содержанию и качеству.
Проверяя уровень теоретической и практической подготовки ребенка, требуется оценить, насколько свободно он владеет базовыми теоретическими понятиями в данной области деятельности и необходимыми технологическими навыками. Очень важно продумать и форму оценки результата ребенка: она должна быть конкретна и понятна детям, отражать реальный уровень их подготовки, но не формировать у них позицию «двоечника» или «троечника». В этом случае на помощь педагогу могут прийти 10-балльная (или любая другая) система оценки, присвоение «званий» разного уровня, вручение «знаков» и «медалей» определенного достоинства и др. Главное, чтобы у воспитанника формировалась адекватная самооценка собственных достижений, базирующаяся на стремлении к достижению еще более высоких результатов.
Когда же педагог будет подводить общие итоги диагностики результатов, ему необходимо обратить внимание прежде всего на степень выполнения образовательной программы (сколько детей выполнили программу полностью, сколько — частично и т.д.): если объективно оценивать результативность реализации любой образовательной программы, то 100% «обученности» быть не может, ведь в учебной группе одновременно занимаются дети с разными способностями, возможностями, а часто и не одного возраста. Анализ таких результатов может стать поводом для пересмотра или коррекции образовательной программы: если программу выполнили (или «перевыполнили») все дети, то, возможно, она требует некоторого усложнения; и наоборот, если программу выполнили менее половины учащихся, то она является слишком сложной и нуждается в определенном упрощении.
Педагогу необходимо проанализировать и общий уровень теоретической и практической подготовки детей для того, чтобы в дальнейшем ликвидировать выявленные пробелы или недостатки.
Итак, исходя из понимания итоговой аттестации воспитанников детского объединения дополнительного образования как необходимого заключительного этапа образовательного процесса, администрация и педагоги учреждения дополнительного образования должны предпринять усилия для его правильной организации.
Алгоритм организации итоговой аттестации воспитанников детского объединения дополнительного образования
1. Прежде всего, разрабатывается нормативное обеспечение процесса проверки результатов на уровне учреждения дополнительного образования в целом и каждом детском объединении, например, Положение об итоговой аттестации воспитанников учреждения дополнительного образования детей (см. Приложение) и аналогичный документ в каждом детском объединении;
2. На основании Положения и образовательной программы детского объединения далее составляется программа итоговой аттестации, включающая теоретические вопросы и практические задания (продумываются их содержание и форма);
3. Проведения итоговой аттестации осуществляется педагогом дополнительного образования в соответствии с выбранными формами, методами и способами проверки знаний и умений, могут привлекаться другие педагоги определенного профиля деятельности;
4. Завершается итоговая аттестация тщательным педагогическим анализом и фиксацией результатов.
Приложение
Положение об итоговой аттестации воспитанников детских объединений
I. Общие положения
Итоговая аттестация воспитанников детских объединений ОУ рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной творческой деятельности.
Цель итоговой аттестации — выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам образовательных программ.
Задачи итоговой аттестации:
определение уровня теоретической подготовки воспитанников в конкретной образовательной области;
выявление степени сформированности практических умений и навыков детей в выбранном ими виде творческой деятельности;
анализ полноты реализации образовательной программы детского объединения;
соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
выявление причин, способствующих или препятствующих полноценной реализации образовательной программы;
внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности детского объединения.
Итоговая аттестация воспитанников детских объединений строится на принципах научности, учета индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, специфики деятельности детского объединения и конкретного периода обучения; необходимости, обязательности и открытости проведения; свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов; открытости результатов для педагогов в сочетании с их закрытостью для детей.
В образовательном процессе учреждения в целом и каждого детского объединения в частности итоговая аттестация выполняет целый ряд функций:
а) учебную, так как создает дополнительные условия для обобщения и осмысления воспитанником полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков;
б) воспитательную, так как является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребенка;
в) развивающую, так как позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы;
г) коррекционную, так как помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса;
д) социально-психологическую, так как каждому воспитаннику дает возможность пережить «ситуацию успеха».
II. Организация итоговой аттестации
Итоговая аттестация воспитанников детских объединений дополнительного образования проводится 1—2 раза в учебном году: в I полугодии — при учебной необходимости и по желанию педагога, во II полугодии — обязательно.
Сроки проведения итоговой аттестации: в I полугодии — декабрь, во II полугодии — апрель-май.
Формы проведения итоговой аттестации: контрольный урок, итоговое занятие, зачет, экзамен, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, стендовый доклад, конференция, олимпиада, конкурс, собеседование, соревнование, турнир, сдача нормативов и др.
Проведение итоговой аттестации в детских объединениях и структурных подразделениях регламентируется «Диагностикой уровня обученности», которое разрабатывается на основании данного Положения и конкретизирует содержание, методы и формы итоговой аттестации с учетом своих методических особенностей.
Диагностикой уровня обученности (при любой форме проведения и в любой образовательной области) должна содержать методику проверки теоретических знаний воспитанников и их практических умений и навыков. Содержание диагностики определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.
III. Критерии оценки результатов итоговой аттестации
Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников:
соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям,
широта кругозора,
свобода восприятия теоретической информации,
развитость практических навыков работы со специальной литературой,
осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям,
свобода владения специальным оборудованием и оснащением,
качество выполнения практического задания,
технологичность практической деятельности. Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей:
культура организации своей практической деятельности,
культура поведения,
творческое отношение к выполнению практического задания,
аккуратность и ответственность в работе,
развитость специальных способностей.
IV. Оценка, оформление и анализ результатов итоговой аттестации
Результаты итоговой аттестации воспитанников должны оцениваться таким образом, чтобы можно было определить:
1) насколько достигнуты прогнозируемые результаты программы каждым ребенком;
2) полноту выполнения образовательной программы;
3) обоснованность перевода воспитанника на следующий этап или год обучения;
4) результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего учебного года.
Конкретная форма оценки результатов итоговой аттестации в каждом детском объединении определяется и обосновывается в документе «Диагностика уровня обученности» в соответствии со спецификой образовательной деятельности.
Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе итоговой аттестации воспитанников детского объединения», который является одним из документов отчетности и хранится у администрации учреждения.
Приложением к Протоколу итоговой аттестации воспитанников детского объединения является документ «Диагностика уровня обученности».
Результаты итоговой аттестации воспитанников детских объединений анализируются администрацией учреждения совместно с педагогами по следующим параметрам:
1. Количество воспитанников (%):
а) полностью освоивших образовательную программу,
б) освоивших программу в необходимой степени,
в) не освоивших программу;
2. Количество воспитанников (%):
а) переведенных на следующий год или этап обучения;
б) не переведенных на следующий год или этап обучения;
Воронов В.З. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студентов учреждений сред, проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2002.
Евладова Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: Учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2003.
4. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания: (Первая книга учителя). — М.: Педагогическое общество России, 1999.