Взаимодействие школы и семьи в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО
Взаимодействие школы и семьи в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.
С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие школы и семьи в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»
Взаимодействие школы и семьи в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО
Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны, что порой кажутся неразрешимыми. Падение нравов, употребление наркотических веществ, потеря ценностных ориентиров и смысла жизни заставляют нас, учителей и родительскую общественность, оставлять процесс развития успешной личности школьника под пристальным вниманием. Лев Николаевич Толстой говорил: «И воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации.
С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению её значимости в воспитании детей.
С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблемы экономического, а порой и физического выживания, усилило социальную тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми; как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Чем же обусловлена необходимость объединения воспитательных усилий школы, семьи и общественности в формировании личности ребенка? Воспитание школьников несет на себе отпечаток социальных условий, бытового окружения, воздействия различных общественных объединений. Естественно поэтому, что только при согласовании всех этих влияний можно повышать действенность школьного воспитания. Организующим центром совместной воспитательной работы школы, семьи и общественности должна выступать школа.
Это связано с рядом факторов. Во-первых, именно школа обеспечивает необходимый уровень образования учащихся. Во-вторых, школа располагает специально подготовленными кадрами профессиональных педагогов, большинство же родителей не имеют надлежащей психологической и педагогической подготовки. В-третьих, значительную часть своего времени учащиеся проводят в школе, её влияние сказывается также на их деятельности в семье, поскольку они продолжают свою учебную работу дома, выполняя учебные задания. В то же время нельзя не учитывать, что большинство родителей занято материальным обеспечением семьи, что ослабляет традиционные контакты родителей с детьми.
Давно известно, что процесс развития личности ребёнка во многом зависит от условий окружающей его среды. Социум или среда - это все то, что окружает ребёнка и посредством чего он реализует себя как личность. Школа не может изменить жизнь, это и не ее задача. Однако, она может и должна вместе с родительской общественностью перевести социальную ситуацию в педагогическую: любые социальные обстоятельства могут выступать фактором развития личности – дело педагогов увидеть это и суметь использовать.
Итак, воспитательная деятельность в школе направлена на реализацию основных воспитательных целей:
I.Социально-педагогическая поддержка развитиявысоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
II.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Создание условий для сохранения здоровья учащихся с целью повышения эффективности образовательного процесса
Данные цели охватывает весь педагогический процесс, пронизывают все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школьников, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:
1. Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социально-гражданского, личностного самоопределения учащихся.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания на основе представлений о базовых национальных ценностях, сохранения и развития культурно-исторического наследия, отечественных традиций, усиление воспитательного потенциала урока.
3. Формирование позитивного социального опыта учащихся, развитие через деятельность органов ученического самоуправления, совершенствование воспитательной системы гимназии и классов в формировании ценностных ориентаций гимназистов
4. Создание условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов в сфере взаимодействия с родителями учеников, привлечение родительской общественности к участию в жизни образовательного учреждения.
5. Развитие здоровьесберегающей компетентности педагогов, создание комфортной образовательной среды, безопасности образовательного процесса.
6. Формирование навыков здорового образа жизни, профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности среди учащихся.
7. Создание условий сохранения здоровья учеников через эффективную организацию качественного рационального питания, взаимодействие педагогического коллектива с медицинскими работниками и родителями по организации просветительской работы с детьми.
Принципы воспитательной работы:
Личностно-ориентированные принципы:
Принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в школе, в обществе);
Принцип развития (целостное развитие личности: физическое интеллектуальное, духовное);
Принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребенок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели).
Культурно-ориентированные принципы:
Принцип картины мира (школа-микромир, который создает обобщенно- целостное представление о мире, о месте человека в нем);
Принцип смыслового отношения к миру (мир вокруг меня- это мир, частью которого являюсь я – переживаю и осмысливаю для себя);
Принцип опоры на культуру как мировоззрение (возможность и способность усваивать и делать свою культуру, уважая исторически сложившиеся культурные ориентиры)
3. Деятельно - ориентированные принципы:
Принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и ориентировать свои и чужие действия, опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие);
Креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве и умения творчества.
4. Школа-часть образовательной и внешней среды:
Воспитательный процесс многогранен, школьник не всегда находится в школе, но даже самые глубокие изменения в окружающем мире не должны поставить ребенка в тупик. Для решения поставленных воспитательных задач использовались разные виды деятельности: коллективно-творческие дела, участие в творческих конкурсах и выставках, спортивных соревнованиях, экскурсии и поездки, посещение учреждений культуры, игровая деятельность, работа кружков, студий и секций, тематические классные часы, беседы, встречи со специалистами.
Развитие и воспитание ребёнка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности, заданной ориентации. Главная нагрузка на обеспечение связи с семьёй ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьёй является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя является просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований.
Острой проблемой является нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится обсуждать на родительских собраниях. К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
Каждая школа в работе с родителями имеет свой определённый опыт. К коллективным формам взаимодействия школы и семьи мы можем отнести:
- общие и классные родительские собрания, на которых обсуждают насущные проблемы классного и родительского коллективов;
- родительский лекторий, который способствует психологической и социально-педагогической компетентности родителей;
- тематические конференции, «круглые столы», диспуты и дискуссии по обмену опытом воспитания детей;
- вечера вопросов и ответов с привлечением специалистов;
- дни открытых дверей для родителей, куда входит посещение ими класса и наблюдения за детьми в определенные отрезки времени;
- привлечение родителей к участию в оформлении предметных газет, выставок работ учащихся, текстовых и фотоматериалов, к изготовлению наглядных агитаций;
- участие родителей в подготовке и проведению внеклассной и внешкольной работы с учащимися;
- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком, организации его жизни в школьном коллективе.
Если говорить об индивидуальных формах взаимодействия школы с родителями то мы учителя используем:
- индивидуальные беседы с родителями и другими членами семьи, в результате которой согласованно составляется программа и система педагогических действий с конкретным ребенком;
- посещение семьи для знакомства с домашними условиями жизни ребенка, анкетирование членов семьи, составление социальной карты семьи, обследование жилищно-бытовых и воспитательных условий, проведение консультаций по семейным проблемам и проблемам воспитания детей.
Следует отметить, что особенность построения воспитательной работы нашей школы в открытости школы окружающему социуму и скоординированности действий учителей и родителей. Целью данной деятельности мы видим в максимальном сближении интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. У нас, взрослых, одна общая цель- создание единого благоприятного для ребёнка воспитательного пространства школы.
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.
Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное.
Сейчас в школу приходят качественно другие ученики. У них широкий круг запросов, интересов. Запросы эти, как правило, носят глубокий, серьезный характер. Поэтому одной только школе, без активного участия родительской общественности и социального окружения, невозможны решения многих проблем.
Известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский отмечал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».