Просмотр содержимого документа
«Занятие на развитие коммуникативных навыков "Шаг на встречу"»
Цели занятия:
- формировать и развивать навыки бесконфликтного общения;
- способствовать формированию приемам толерантного взаимодействия и восприятия других;
- формировать и развивать навыки взаимодействия и сотрудничества;
- развивать групповую сплочённость.
Необходимое оборудование и материалы:
Карточки с приветствиями разных стран и народов; конверты с перечнем различных черт характера и качеств личности; листочки бумаги и ручки; ларец (сундучок).
Ход занятия:
Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Мы сегодня поработаем с вами в новой технике – тренинговых упражнений. Слово тренинг вам знакомо? (дети дают свои ответы). Да, слово тренинг – от слова тренировать. А что можно тренировать? (дети дают свои ответы). И сегодня мы с вами будем тренироваться в способах общения и взаимодействия друг с другом без конфликтов и агрессии. Сегодня мы с вами попробуем поучиться навыкам толерантного общения и взаимодействия. Но, чтобы работать в такой форме, надо следовать несложным правилам:
- не перебивать друг друга
- говорить коротко и по существу
- уважать мнение другого человека
- не осуждать другого, если что-то не получилось
Вы согласны с этими правилами, принимаете их?
Тогда начнем наше занятие с упражнения «Приветствие».
Цели упражнения:
Разрядить обстановку
Сломать стереотипные формы поведения
Повеселиться
Познакомится с разными формами приветствия в разных странах
Сплотить учащихся.
Ведущий предлагает ребятам объединиться в пары и парам предлагается задание на карточках. (смотри Приложение 1)
После каждого приветствия ребята отгадывают, в какой стране так приветствуют друг друга. Затем после этого упражнения сразу же проводится упражнение «Броуновское движение»: ребятам дается задание хаотично двигаться по комнате и по звуковому сигналу остановиться и поздороваться с тем, кто стоит ближе всех так, как озвучит ведущий:
- ладонями
- спинами
- коленками
- локтями
- плечами
- щечками
- лбами и т.д.
Обсуждение:
- понравилась ли вам игра?
- было ли трудно здороваться каким-либо образом? Как вы думаете, почему?
- показались ли вам какие-либо приветствия странными? Смешными? Необычными?
- как вы думаете, как бы отреагировали жители этих стран на ваши приветствия?
- какую роль , по вашему мнению, играет приветствие в жизни человека?
- со всеми ли людьми надо здороваться и можно здороваться одинаково? Почему?
2. Основной этап.
2.1. Ведущий делит на 4 команды, предварительно рассчитавшись на 1-2-3-4 ( можно использовать для счета цвет: красный-оранжевый-желтый-зеленый или цветок: ромашка-роза- василек-незабудки или любую другую считалку). Каждая команда получает конверт с заданием, в котором записаны качества человека. Из предложенного списка команде надо отобрать 5 качеств, которые наиболее полно отражают черты толерантного человека, проявляющего толерантное отношение к миру.
(смотри Приложение №2).
Для работы отводится 3 минуты. По истечении времени работы команда, выбрав одного лидера, презентует свои ответы. Ведущий записывает их на доске. По окончании ответов учащихся весь класс с помощью ведущего делает вывод о самых важных качествах толерантного человека.
Подводится итог работы:
- совпадают ли у команд выбранные качества? Как вы думаете, почему?
- подумайте, обладаете ли вы этими качествами? Умеете ли их проявить?
2.2. Сегодня на занятии мы будем учиться сотрудничать, искать оптимальные способы решения возникающих проблем, то есть развивать, воспитывать в себе качества толерантной личности, формировать выбранные вами качества. Попробуем поиграть в игру «Нам надо договориться». Условия игры: всем ребятам надо сосчитать до 10, но сделать это должны быстро и не перебивая друг друга. Передавая мяч друг другу надо, чтобы тот, кто получил мяч, считал (1,2 и т.д.) есть только одно условие – если кто-то будет вдвоем ловить мяч и называть следующую цифру – вся группа начинает счет сначала. В течение всей игры разговаривать нельзя.
Обсуждение:
- почему игра сначала не получилась?
- Чего хотелось каждому из вас вначале?
- как удалось досчитать до 10?
- получилось ли классу сформировать порядок благодаря лидеру или это произошло само собой, потому, что все старались соблюдать правила?
Чему учит нас эта игра?
2.3. мы проверим ваше умение слушать и слышать друг друга, поиграв в игру «Мнение». Условия игры: в классе проводится черта посредине или наклеиваются значки «Согласен» и «не согласен» в разных концах класса. Середина означает, что мнения нет или оно не сформировано до конца. Ведущий зачитывает утверждения, а ребята молча становятся каждый к выбранному месту – согласен или не согласен или посредине. Те, кто не определился и остался посредине, лишаются на время права высказываться. (смотри Приложение №3 с утверждениями)
Обсуждение:
- кто был прав в каждом случае? Был ли кто-то прав вообще? Почему?
- можно ли сказать, что в зависимости от ситуации, каждое из утверждений имеет право на существование?
- были ли случаи, когда кто-то оставался со своим мнением в меньшинстве? Как они себя чувствовали? Не хотелось ли им поменять свое мнение под давлением большинства?
- как вы относитесь к человеку, мнение которого отличается от вашего?
- хорошо или плохо иметь свое мнение?
2.4. как вы увидели из предыдущего упражнения, процесс сотрудничества очень сложный, но он необходим, чтобы добиться успеха в общении и труде. Общение с другими людьми требует развития многих качеств. У каждого из вас они есть. Но среди всех качеств нашей личности есть те, которые помогают в общении и те, которые препятствуют ему. Я предлагаю вам собрать « Ларец успешных качеств». Условия игры: каждый ученик на отдельном листочке записывает по 4 качества: 2 – помогающих в общении и 2 – мешающих ему. Затем все листочки собираются в один яркий мешочек. Затем ведущий достает из ларца по одному листочку, зачитывает качества, а ученики стараются отгадать, кому из одноклассников они принадлежат. Каждый раз, независимо от того, угадала группа написавшего или нет, ведущий благодарит написавшего за мужество и искренность.
Обсуждение:
- были ли сложности в выполнении этого упражнения?
- чему учит нас это упражнение? Какой вывод мы можем сделать для всех?
3. Подведение итогов. Рефлексия занятия.
Наше занятие подошло к завершению. А после выполненной работы всегда подводят итог:
- чему мы научились сегодня?
- удалось ли вам узнать что-то новое о своих товарищах?
- какая игра вам понравилась больше других? Почему?
- какие качества нужны для успешного общения и сотрудничества?
Давайте поаплодируем всем нам за хорошую работу! Спасибо всем!
Приложение 1.
Набор карточек.
1 задание – сложить руки как в молитве на уровне груди и поклониться друг другу (Япония)
2 задание – потереться носами (Новая Зеландия)
3 задание – очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия)
4 задание – легкий поклон друг другу, руки вытянуто по бокам вдоль туловища (Индия)
5 задание - обняться и поцеловать друг друга в щеки 4 раза подряд (Франция)
6 задание – мягкое рукопожатие, касаясь друг друга только кончиками пальчиков (Малайзия)
7 задание – легкий поклон со скрещенными на груди рука ми (Китай)
8 задание – поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях друг друга (Испания)
9 задание – показать друг другу язык (Тибет)
10 задание – пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии
( Великобритания)
Приложение 2.
Задания для команд – набор качеств личности человека (всем 4 командам выдаются одинаковые наборы качеств)
Снисходительность
Злорадство
Сострадание
Великодушие
Эгоизм
Конфликтность
Доброта
Милосердие
Вспыльчивость
Сердечность
Прощение
Равенство
Уважение
Понимание
Благосклонность
Прощение
Злорадство
Миролюбие
Приложение 3.
Утверждения:
Лучше играть в футбол, чем в баскетбол
Весна лучше осени
Самый важный предмет – русский язык
Играть в подвижные игры веселее, чем в компьютер.
Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше.
Самое лучшее домашнее животное – кошка.
Самый интересный фильм – «Варвара-краса, длинная коса»