Формирование коммуникативных УУД на уроках разных образовательных областей
В СОВРЕМЕННОМ, ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ МЕНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕХА В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОТСУТСТВИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ПРИВОДИТ К МНОЖЕСТВУ КОНФЛИКТОВ НЕ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ, НО И В КОЛЛЕКТИВЕ ПРИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ, НУЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ КОММУНИКАТИВНО–АКТИВНЫМ , СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫМ, БОЛЕЕ АДАПТИРОВАННЫМ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБНЫМ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ОБЩЕНИЯ.
Основная образовательная программа основного общего образования
(ООП ООО)
Понятие «УУД»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний .
Универсальные учебные действия составляют систему в составе:
Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).
Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).
Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем)
Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).
Теоретические основы формирования коммуникативных УУД
«Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности».
А.В. Запорожец
Д.Б. Эльконин
«Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».
А. А. Леонтьев
Противоречия опыта
между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности школьников
между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах,
приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью
между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».
Новизна опыта заключается в комбинировании, а также разработке различных приемов и методов творческой деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной компетентности школьников.
Основные критерии сформированности коммуникативных УУД
- - желание вступать в контакт с окружающими;
- - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
- - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
- - умение решать конфликтные ситуации;
- - умение работать в группе.
- · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- · постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- · разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- · управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
- · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
К коммуникативным действиям относятся:
Условия формирования коммуникативных УУД
Публичное выступление
Диалог
Формирование
коммуникативных УУД
Продуктивная
групповая
коммуникация
Письменная коммуникация
Основные формы учебной коммуникации.
1 ) Монологические формы речевой коммуникации:
2) Диалогические формы речевой коммуникации:
- выступать с готовой заранее речью; - выступать с неподготовленной речью; - рассказывать; - пересказывать; - спрашивать и задавать вопросы - сообщать; - докладывать; - отвечать на вопросы; - аргументировать; - ассоциировать; - критиковать; - доказывать и опровергать; - защищать и доказывать своё мнение.
- учебная беседа учителя и ученика; - учебная беседа в парах; - учебная беседа в группах; - дискуссия; - дебаты; - переговоры; - ответы на вопросы; - ролевая игра; - театрализация; - блиц-турнир; - учебный ринг; - заседание клуба; - защита проекта.
План работы
проблемной группы
Основная образовательная программа основного общего образования
(ООП ООО)
Публичное выступление
Обучающийся сможет :
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его
Продуктивная
групповая
коммуникация
Обучающийся сможет :
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Результаты проведения самодиагностики обучающихся по развитию коммуникативно-речевых УУД.
Опросник
«Каким(ой) я себя вижу»
Заседание № 2 (декабрь)
Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД.
(октябрь-ноябрь)
Заседание № 3 (февраль)
Публичное выступление как условие развития коммуникативных УУД.
(январь- февраль)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
Решение заседания проблемной группы:
- Ввести обязательную пятиминутку жужжащего чтения на каждом уроке.
- Провести открытые уроки по теме в соответствии с графиком.