kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Заседание ШМО "Формирование коммуникативных УУД на уроках разных образовательных областей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Использование педагогами школы современных технологий для формирования коммуникативных УУД.

Задачи:

  1. Овладение педагогами школы общего  понятия коммуникативная компетенция  и коммуникативных  УУД.

2.     Определение  форм, методов, приёмов и технологии  формирования и развития у обучающихся коммуникативных УУД;

  1. Систематизация педагогами материалов методической и педагогической литературы по теме, создание папки лучших разработок уроков, интересных приёмов и находок на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Опросник Каким(ой) я себя вижу»

Опросник «Каким(ой) я себя вижу» 5 класс


Высказывание


Твое отношение к высказыванию

Не согласен

В зависимости от ситуации

Согласен

Не знаю

Я стесняюсь отвечать перед классом.

5

3


1

Я люблю выступать перед аудиторией.

4

2

1

2

Я умею отстаивать свою точку зрения без крика и оскорблений.


1

6

2

Мне нравится работать в группе, выполняя задание учителя.

1


8


Во время беседы я предпочитаю слушать других, а не высказывать свое мнение.


3

4

2

Мне нравятся уроки, на которых я могу высказать свое мнение к изучаемым событиям.


1

8


Я знаю и соблюдаю правила ведения обсуждения


2

4

3

Я умею собирать нужную информацию по теме и готовить сообщение.



8

1

На любую проблему у меня есть свой взгляд.

1

2

6


Я люблю решать учебные проблемы, используя различные источники информации: учебники, сайты сети Интернет, энциклопедии и др.

2


6

1

Я умею отстаивать свое мнение


2

5

2

Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию.

1

1

6

1

Я легко формулирую и задаю вопрос, если мне что-то непонятно в объяснении учителя или высказывании одноклассника.

1

2

6


Я анализирую ответы одноклассников и исправляю их ошибки.

2

2

4

1

Исправляя ошибки одноклассников, я стараюсь делать это тактично, чтобы никого не обидеть.


1

6

2

Я спокойно отношусь к критике в свой адрес.


2

6

1

Мне интересно мнение других людей о качестве выполнения мною заданий, моих выступлений и др.

1

2

4

2








Опросник «Каким(ой) я себя вижу» 6 класс


Высказывание


Твое отношение к высказыванию

Не согласен

В зависимости от ситуации

Согласен

Не знаю

Я стесняюсь отвечать перед классом.

5

4

1

4

Я люблю выступать перед аудиторией.

3

4

2

5

Я умею отстаивать свою точку зрения без крика и оскорблений.

3

5

3

3

Мне нравится работать в группе, выполняя задание учителя.

1

4

8

1

Во время беседы я предпочитаю слушать других, а не высказывать свое мнение.

3

8

4


Мне нравятся уроки, на которых я могу высказать свое мнение к изучаемым событиям.

2

3

8

2

Я знаю и соблюдаю правила ведения обсуждения

1

3

8

2

Я умею собирать нужную информацию по теме и готовить сообщение.

4

3

5

2

На любую проблему у меня есть свой взгляд.

2

3

8

3

Я люблю решать учебные проблемы, используя различные источники информации: учебники, сайты сети Интернет, энциклопедии и др.

3

6

5

1

Я умею отстаивать свое мнение

2

5

8

2

Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию.

1

4

4

2

Я легко формулирую и задаю вопрос, если мне что-то непонятно в объяснении учителя или высказывании одноклассника.

1

7

4

2

Я анализирую ответы одноклассников и исправляю их ошибки.

3

2

6

1

Исправляя ошибки одноклассников, я стараюсь делать это тактично, чтобы никого не обидеть.

1

5

4

1

Я спокойно отношусь к критике в свой адрес.

4

4

4

2

Мне интересно мнение других людей о качестве выполнения мною заданий, моих выступлений и др.

3

4

6

1



Опросник «Каким(ой) я себя вижу» 7 класс


Высказывание


Твое отношение к высказыванию

Не согласен

В зависимости от ситуации

Согласен

Не знаю

Я стесняюсь отвечать перед классом.

2

6

2

1

Я люблю выступать перед аудиторией.

3

4

3

1

Я умею отстаивать свою точку зрения без крика и оскорблений.

3


6

2

Мне нравится работать в группе, выполняя задание учителя.

1


9

1

Во время беседы я предпочитаю слушать других, а не высказывать свое мнение.

4

3

3

2

Мне нравятся уроки, на которых я могу высказать свое мнение к изучаемым событиям.

4

1

5

1

Я знаю и соблюдаю правила ведения обсуждения

2

1

5

3

Я умею собирать нужную информацию по теме и готовить сообщение.

1


10


На любую проблему у меня есть свой взгляд.

2


8

1

Я люблю решать учебные проблемы, используя различные источники информации: учебники, сайты сети Интернет, энциклопедии и др.

1

1

8

1

Я умею отстаивать свое мнение

1

1

9


Разговаривая и споря, я умею контролировать громкость голоса и жестикуляцию.

1

1

8

1

Я легко формулирую и задаю вопрос, если мне что-то непонятно в объяснении учителя или высказывании одноклассника.


2

5

4

Я анализирую ответы одноклассников и исправляю их ошибки.

1

2

5

3

Исправляя ошибки одноклассников, я стараюсь делать это тактично, чтобы никого не обидеть.

3


5

1

Я спокойно отношусь к критике в свой адрес.

6

3

2


Мне интересно мнение других людей о качестве выполнения мною заданий, моих выступлений и др.

3

2

6







Просмотр содержимого документа
«проблемная группа Титова»

План работы проблемной группы МБОУ «Половодовская ООШ» на 2015-2016 уч.год

Тема: «Развитие коммуникативных УУД у обучающихся»



Руководитель: Титова Ирина Константиновна


Цель: Использование педагогами школы современных технологий для формирования коммуникативных УУД.

Задачи:

  1. Овладение педагогами школы общего понятия коммуникативная компетенция и коммуникативных УУД.

  2. Определение форм, методов, приёмов и технологии формирования и развития у обучающихся коммуникативных УУД;

  3. Систематизация педагогами материалов методической и педагогической литературы по теме, создание папки лучших разработок уроков, интересных приёмов и находок на уроке.
























п/п

Сроки

Тема

Ответственные

Ожидаемый результат

1

Октябрь

Формирование коммуникативных УУД на уроках разных образовательных областей. Семинар.

Титова И.К.

Овладение терминологией, связанной с коммуникативными УУД. Свободная ориентация учителей в данной теме. Обозначение проблем. Совместное обсуждение и дополнение плана работы проблемной группы

2

Декабрь

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД. Семинар – практикум


Титова И.К.

Учителя-предметники

Применение педагогами школы групповой формы работы для формирования коммуникативных УУД


3

Февраль

Публичное выступление как условие развития коммуникативных УУД. Обмен опытом. Семинар - практикум


Титова И.К.

Учителя-предметники



Применение педагогами школы публичного выступления для формирования коммуникативных УУД



4

Апрель

Обмен опытом учителями школы по теме «Формирование коммуникативных УУД на уроках разных образовательных областей». Круглый стол.

Титова И.К.

Учителя-предметники

Анализ деятельности педагогов при формировании коммуникативных УУД: проблемы и пути их решения.





Просмотр содержимого документа
«ООП ООО»

Основная образовательная программа основного общего образования

(ООП ООО)

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.



Просмотр содержимого документа
«листы самодиагностики учащихся»

Лист самодиагностики

(деятельностно -коммуникативная) 5 класс

 

Коммуникативные умения

Скорее тяжело

Скорее легко

 

Сделать это мне. . .

 

 

1.

Сделать устное сообщение на лингвистическую тему

3

7

2.

Составить план текста

2

8

3.

Пересказать текст


10

4.

Ответить на вопрос


10

5.

Написать изложение

4

6

6.

Написать сочинение

2

8

7.

Вести диалог

1

9

8.

Владею этикетными средствами языка

2

8

9.

Определить свои удачи (неудачи)

2

8

10.

Анализировать и оценивать ответ

3

7

11.

Писать отзыв

2

8

12.

Использовать в речи новые слова

4

6

Лист самодиагностики

(ценностно-ориентационная)

 

Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным

8


2

2.

Я владею культурой общения

6

1

3

3.

Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников

9


1

4.

Я могу признать свою ошибку

9


1

5.

Я могу доказывать свою точку зрения

9


1

6.

Делаю выводы.

8

1

1



Лист самодиагностики

(деятельностно-коммуникативная )6 класс

 

Коммуникативные умения

Скорее тяжело

Скорее легко

 

Сделать это мне. . .

 

 

1.

Сделать устное сообщение на лингвистическую тему

9

4

2.

Составить план текста

2

12

3.

Пересказать текст

2

11

4.

Ответить на вопрос

4

7

5.

Написать изложение

8

5

6.

Написать сочинение

2

12

7.

Вести диалог

1

13

8.

Владею этикетными средствами языка

3

10

9.

Определить свои удачи (неудачи)

8

6

10.

Анализировать и оценивать ответ

6

7

11.

Писать отзыв

6

4

12.

Использовать в речи новые слова

6

6

Лист самодиагностики

(ценностно-ориентационная)

 

Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным

11

1

2

2.

Я владею культурой общения

6

2

6

3.

Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников

3

10

1

4.

Я могу признать свою ошибку

12

1

1

5.

Я могу доказывать свою точку зрения

9

3

2

6.

Делаю выводы.

9

2

3







Лист самодиагностики

(деятельностно-коммуникативная)7 класс

 

Коммуникативные умения

Скорее тяжело

Скорее легко

 

Сделать это мне. . .

 

 

1.

Сделать устное сообщение на лингвистическую тему

3

6

2.

Составить план текста

2

7

3.

Пересказать текст

1

8

4.

Ответить на вопрос

1

8

5.

Написать изложение

7

2

6.

Написать сочинение

2

6

7.

Вести диалог

2

7

8.

Владею этикетными средствами языка

3

6

9.

Определить свои удачи (неудачи)

1

8

10.

Анализировать и оценивать ответ

3

6

11.

Писать отзыв

4

5

12.

Использовать в речи новые слова

5

4

Лист самодиагностики

(ценностно-ориентационная)

 

Коммуникативные ценности

“да”

“нет”

“не знаю”

1.

Я осознаю свою ответственность в том, что любое мое высказывание должно быть понятным

8

1


2.

Я владею культурой общения

3

4

2

3.

Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников

4

2

2

4.

Я могу признать свою ошибку

8


1

5.

Я могу доказывать свою точку зрения

5

2

2

6.

Делаю выводы.

9



В результате проведения самодиагностики делается вывод учащимися, а затем педагогом о наличии или сформированности тех или иных знаний, умений, качеств личности




Просмотр содержимого документа
«презентация в ворде»



















Просмотр содержимого документа
«раздаточный материал»

Требования к деятельности учащегося

Коммуникативная компетентность

Аспект

1-4 классы

5-9 классы

Письменная
коммуникация

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры

- оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры

- излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом

- излагает тему, имеющую сложную структуру и грамотно использует вспомогательные средства



- определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом

Публичное
выступление

- готовит план выступления

- соблюдает нормы публичной речи и регламент

- использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления

- использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления

- использует невербальные средства или наглядные материалы

- работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание

- работает с вопросами, заданными в развитие темы


- определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией

Диалог

- воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа),

- воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа),



- начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами,

- отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога

- высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога

Продуктивная

групповая

коммуникация

- учащиеся самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения

- учащиеся самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей


- учащиеся следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают, фиксируют решение в конце работы

- учащиеся дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы

- учащиеся распределяют и принимают на себя обязанности в рамках выполнения групповой работы

- учащиеся разъясняют свою идею, предлагая ее, или аргументируют свое отношение к идеям других членов группы

- учащиеся задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга



Основная образовательная программа основного общего образования

(ООП ООО)

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.



Открытые уроки к семинарам-практикумам по теме

«Развитие коммуникативных УУД у обучающихся»



Заседание № 2 (декабрь)

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД.

(октябрь-ноябрь)


Заседание № 3 (февраль)

Публичное выступление как условие развития коммуникативных УУД.


(январь- февраль)

1


2


3


4


5


6


7


8

1


2


3


4


5


6


7


8



Открытые уроки к семинарам-практикумам по теме

«Развитие коммуникативных УУД у обучающихся»



Заседание № 2 (декабрь)

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД.

(октябрь-ноябрь)


Заседание № 3 (февраль)

Публичное выступление как условие развития коммуникативных УУД.


(январь- февраль)

1


2


3


4


5


6


7


8

1


2


3


4


5


6


7


8



Просмотр содержимого презентации
«Проблемная группа №1»

Формирование коммуникативных УУД на уроках разных образовательных областей

Формирование коммуникативных УУД на уроках разных образовательных областей

В СОВРЕМЕННОМ, ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ МЕНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕХА В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.   ОТСУТСТВИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ПРИВОДИТ К МНОЖЕСТВУ КОНФЛИКТОВ НЕ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ, НО И В КОЛЛЕКТИВЕ ПРИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ, НУЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ КОММУНИКАТИВНО–АКТИВНЫМ , СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫМ, БОЛЕЕ АДАПТИРОВАННЫМ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБНЫМ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ОБЩЕНИЯ.

В СОВРЕМЕННОМ, ПОСТОЯННО ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ МЕНЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ СЕГОДНЯ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ ИЗ ФАКТОРОВ УСПЕХА В ЛЮБОЙ СФЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ОТСУТСТВИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ ПРИВОДИТ К МНОЖЕСТВУ КОНФЛИКТОВ НЕ ТОЛЬКО В СЕМЬЕ, НО И В КОЛЛЕКТИВЕ ПРИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧТОБЫ БЫТЬ УСПЕШНЫМ, НУЖНО БЫТЬ БОЛЕЕ КОММУНИКАТИВНО–АКТИВНЫМ , СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНЫМ, БОЛЕЕ АДАПТИРОВАННЫМ К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБНЫМ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ И УПРАВЛЯТЬ ПРОЦЕССАМИ ОБЩЕНИЯ.

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО)

Основная образовательная программа основного общего образования

(ООП ООО)

Понятие «УУД» В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний .

Понятие «УУД»

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний .

Универсальные учебные действия составляют систему в составе: Личностные УУД  (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание). Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).  Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем)  Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

Универсальные учебные действия составляют систему в составе:

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).

Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка).

Познавательные УУД (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем)

Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка).

Теоретические основы формирования коммуникативных УУД «Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности». А.В. Запорожец Д.Б. Эльконин  «Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным».  А. А. Леонтьев

Теоретические основы формирования коммуникативных УУД

«Сформированные коммуникативные умения – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности».

А.В. Запорожец

Д.Б. Эльконин

«Чтобы полноценно общаться, — пишет А.А. Леонтьев, — человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в-четвертых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения — оно будет неэффективным». 

А. А. Леонтьев

Противоречия опыта между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности школьников  между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах, приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью  между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».  Новизна опыта заключается в комбинировании, а также разработке различных приемов и методов творческой деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной компетентности школьников.

Противоречия опыта

между высоким уровнем значимости коммуникативной деятельности для успешного школьного обучения и недостаточным уровнем сформированности коммуникативной компетентности школьников

между потребностью школьной практики в новых формах, методах, средствах,

приёмах формирования коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточной их разработанностью

между возрастающими требованиями школы к коммуникативной компетентности учеников и затруднениями в организации процесса общения в системе «ученик-ученик», «ученик-учитель».

Новизна опыта заключается в комбинировании, а также разработке различных приемов и методов творческой деятельности, которые создают условия для формирования коммуникативной компетентности школьников.

Основные критерии сформированности коммуникативных УУД

  • - желание вступать в контакт с окружающими;
  • - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);
  • - умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;
  • - умение решать конфликтные ситуации;
  • - умение работать в группе.
  • · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • · постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • · разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • · управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

К коммуникативным действиям относятся:

Условия формирования коммуникативных УУД

Условия формирования коммуникативных УУД

Публичное  выступление   Диалог  Формирование коммуникативных УУД Продуктивная групповая коммуникация Письменная  коммуникация

Публичное выступление

Диалог

Формирование

коммуникативных УУД

Продуктивная

групповая

коммуникация

Письменная коммуникация

Основные формы учебной коммуникации. 1 ) Монологические формы речевой коммуникации: 2) Диалогические формы речевой коммуникации: - выступать с готовой заранее речью;  - выступать с неподготовленной речью;  - рассказывать;  - пересказывать;  - спрашивать и задавать вопросы  - сообщать;  - докладывать;  - отвечать на вопросы;  - аргументировать;  - ассоциировать;  - критиковать;  - доказывать и опровергать;  - защищать и доказывать своё мнение.   - учебная беседа учителя и ученика;  - учебная беседа в парах;  - учебная беседа в группах;  - дискуссия;  - дебаты;  - переговоры;  - ответы на вопросы;  - ролевая игра;  - театрализация;  - блиц-турнир;  - учебный ринг;  - заседание клуба;  - защита проекта.

Основные формы учебной коммуникации.

1 ) Монологические формы речевой коммуникации:

2) Диалогические формы речевой коммуникации:

- выступать с готовой заранее речью; - выступать с неподготовленной речью; - рассказывать; - пересказывать; - спрашивать и задавать вопросы - сообщать; - докладывать; - отвечать на вопросы; - аргументировать; - ассоциировать; - критиковать; - доказывать и опровергать; - защищать и доказывать своё мнение.

- учебная беседа учителя и ученика; - учебная беседа в парах; - учебная беседа в группах; - дискуссия; - дебаты; - переговоры; - ответы на вопросы; - ролевая игра; - театрализация; - блиц-турнир; - учебный ринг; - заседание клуба; - защита проекта.

План работы проблемной группы

План работы

проблемной группы

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО)

Основная образовательная программа основного общего образования

(ООП ООО)

Публичное  выступление Обучающийся сможет :

Публичное выступление

Обучающийся сможет :

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его
Продуктивная групповая коммуникация Обучающийся сможет :

Продуктивная

групповая

коммуникация

Обучающийся сможет :

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Результаты проведения самодиагностики обучающихся по развитию коммуникативно-речевых УУД.

Результаты проведения самодиагностики обучающихся по развитию коммуникативно-речевых УУД.

Опросник «Каким(ой) я себя вижу»

Опросник

«Каким(ой) я себя вижу»

Заседание № 2 (декабрь) Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД. (октябрь-ноябрь) Заседание № 3 (февраль) Публичное выступление как условие развития коммуникативных УУД. (январь- февраль) 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8

Заседание № 2 (декабрь)

Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД.

(октябрь-ноябрь)

Заседание № 3 (февраль)

Публичное выступление как условие развития коммуникативных УУД.

(январь- февраль)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

Решение заседания проблемной группы:

Решение заседания проблемной группы:

  • Ввести обязательную пятиминутку жужжащего чтения на каждом уроке.
  • Провести открытые уроки по теме в соответствии с графиком.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Титова Ирина Константиновна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241995

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "План методического объединения школьного методического объединения учителей математики, информатики и физики"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_metodicheskogo_obedineniia_shkolnogo_metodicheskogo_obedineniia_uchitelei_m"
    ["file_id"] => string(6) "501975"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551559708"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства