Просмотр содержимого документа
«Завершающий этап внедрения муниципального инновационного проекта внеурочной деятельности оставляющая ФГОС в 5-11 классах"»
РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЗАВЕРШАЮЩЕГО ЭТАПА ВНЕДРЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕКТА «МОДЕЛЬ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФГОС В 5-11 КЛАССАХ»
Иценко И.А.
зав.кафедрой педагогического
взаимодействия, МАОУ СОШ № 30
кан.пед.наук
Скороспешкина Н.И.
педагог-психолог МАОУ СОШ № 30
руководители МИП
Сегодня на первый план выдвигаются идеи успешного человека, обладающего большим творческим потенциалом, который он превращает в свой «рабочий капитал». Почему именно творческая личность, да потому, что творчество – это наиболее широкая сфера проявление способностей личности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого человека, а совместное творчество предполагает воспитание терпимости к чужому мнению, уважение человеческого достоинства, развития духа партнерства и сотрудничества, то, что сейчас, так необходимо нашему обществу, то чего порой нам не хватает в наших детях, да и в нас самих, взрослых.
В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности.
Воспитательная парадигма школы требует от педагогов максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой деятельности, стремящейся к духовному самосовершенствованию, обладающей чувством собственного достоинства и нести ответственность за свои поступки.
С января 2016 года МАОУ СОШ № 30 г. Томска является муниципальной инновационной площадкой и работает над проектом «Модель внеурочной деятельности как инновационная составляющая ФГОС в 5-11 классах», целью которого является создание психолого-педагогических условий для апробации и описания модели внеурочной деятельности как инновационной составляющей ФГОС 5-11 классов общеобразовательной школы.
Для реализации проекта создана целостная воспитательная система. В последние пятнадцать лет педагогический коллектив школы работает в условиях создания и реализации инновационных проектов. В данный момент все учителя с 1 по 9 класс работают в инновационном режиме осуществляя внеурочную работу с обучающимися:
Реализуется личностно-ориентированная концепция воспитательной работы с учащимися, основанная на здоровьесберегающих технологиях;
Работа всех кафедр школы строится с учетом внедрения и реализации МИП;
Структура работы кафедры педагогического взаимодействия предусматривает обязательное внесение вопросов, связанных с воспитанием учащихся, на рассмотрение всех участников образовательного процесса;
В штатное расписание школы включены должности организатор внеурочной и внеклассной деятельности, занимающихся вопросами реализации концепции воспитания в школе;
Созданы условия для внеурочной, кружковой работы, студийной деятельности и проблемно-творческих групп.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, образовательные запросы и т.д.
Динамика востребованности кружков по направлениям
п/п
Направленность дополнительного образования и внеурочной деятельности
Учебный год/ кол-во учащ-ся
2017/18гг.
2018/19гг.
1.
Физкультурно-спортивная
48
51
2.
Духовно-нравственное
97
117
3.
Эколого-биологическая
69
71
4.
Обще-интеллектуальное
126
134
5.
Социальная
19
27
Итого:
359
400
Исходя из статистических данных можно сделать следующие выводы:
Блок внеурочной деятельности и дополнительного образования удовлетворяет социально-образовательный заказ в полном объеме.
Динамика охвата учащихся школы внеурочной деятельности стабильна.
Результативность презентации итогов внеурочной деятельности высока.
Исходя из целей и задач проекта, на основе системно-деятельностного и средового подходов, разработана обогащено-содержательная модель развития творческой личности школьника «Ученик – творческая личность», структура которой задается интеграцией целевого, содержательного, организационного, дополнительного и индивидуального образования.
УЧЕНИК – ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ
Когнитивный компонент
Мотивационный компонент
Деятельностный компонент, социализация
развитие способностей интеллектуальных и творческих;
развитие творческих успехов:
- активность;
- креативность;
целеустремленность.
потребность в успехе и желание реализовать себя в разных видах творческой деятельности;
познавательный интерес и любознательность:
- самопознание;
- самоопределение;
- саморазвитие;
- самореализация.
способность активно жить в общей для всех окружающей действительности;
нормы, этика, ценности;
удовлетворенность процессом и результатами видов творческой деятельности;
комфортность образовательной среды.
ЛИТЕРАТУРА
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под редакцией Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
Иценко И.А., Скороспешкина Н.И. Критерии и показатели эффективности функционирования школы в рамках реализации модели внеурочной деятельности ФГОС в 5-11 классах. Сайт Копилка уроков – сайт для учителей. Свидетельство № 477774, 14.09.2019г.
Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. Критерии и диагностика. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 208 с.
Степанов Е.Н., Андреев А.А. Удовлетворенность участников образовательного процесса как критерий эффективности работы учебного заведения // Практика административной работы в школе. - №6, 2002г. – с. 50-53.
Туник Е.Е., Опутникова В.П. Оценка способностей и личностных качеств школьников и дошкольников. Из-во "Речь" Санкт-Петербург, 2005. – 106 с.