Просмотр содержимого документа
«Здоровье сберегающие технологии на уроках. »
Здоровье сберегающие технологии на уроках.
В современной литературе и практике реформирования системы образования здоровье сберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как:
- охрана и укрепление здоровья учащихся;
- создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм;
- формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.
Можно ли говорить о применении здоровье сберегающих технологий в нашей деятельности? Если сохраняется общий смысл этого выражения, то возможно.
Каждый учитель свои уроки планирует таким образом, чтобы не перегружать учащихся, а это и есть внедрение здоровье сберегающих технологий. Какие же моменты здоровье сберегающего урока должен учитывать каждый педагог?
Приведу самые главные на мой взгляд:
Устно или письменно ставить цели развития личностных качеств учащихся
( например, мышление, речь, воля, нравственность, коммуникативность)
10. Учитывать особенности памяти, внимания, мышления, темпа усвоения,
уровня понимания и здоровья учащихся.
11 .Ставить проблемные вопросы и ситуации.
12. Вести свободное обсуждение и дискуссию.
13. Предупреждать гиподинамию.
14. Создавать благоприятный психологический климат на уроке.
15. Формировать устойчивый интерес к учебному материалу.
16. Разнообразить деятельность учащихся, предупреждая утомление.
17. Вовремя заканчивать урок.
Первое направление воспитательной работы можно назвать информационно-профилактическим. К нему относятся встречи с наркологом, молодежным лидером, совместно с представителями инспекции по делам несовершеннолетних, психологами и журналистами – в образовательных учреждениях и в учреждениях летнего отдыха детей и подростков. На встречах с детьми педагоги намеренно стараются отойти от формата лекции или беседы, но, напротив, стремятся вовлечь слушателей в диалог, включить их в обсуждение поставленных вопросов. Лишь чувствуя значимость своего мнения, подросток может нести ответственность за принимаемые им в будущем решения. Представление об ответственности мы и стараемся простимулировать.
Кроме того, в объем информационно-профилактической работы помимо встреч входит издание и распространение специализированных информационных носителей, например, буклетов. Здесь можно упомянуть серию буклетов «Что мы знаем о здоровом образе жизни». Такие носители обычно распространяются в зоне массовых мероприятий спортивного и культурно-развлекательного характера.
Важно подчеркнуть, что смысловой акцент информационно-профилактической кампании, поставлен не столько на негативную информацию, связанную с темами последствий злоупотребления алкоголем и наркотиками, сколько на позитивную информацию о здоровом образе жизни, его признакам и навыкам, методам оздоровления и поддержания оптимальной физической формы и хорошего самочувствия.
Следующим направлением воспитательной работы является организация спортивных и культурно-массовых мероприятий для подростков и молодежи. Сюда относятся, например, чемпионаты по футболу, первенства по уличному баскетболу, забеги, гонки на велосипедах. Время показывает, что подобные формы альтернативной активности пользуются не слабеющей популярностью среди молодежи. Они востребованы, именно в силу присущего им демократизма и возможности для подростков, проявить инициативу, посоревноваться, использовать свои силовые, бойцовские качества в позитивном русле. Из этого можно сделать вывод о том, что соревновательное начало деятельности является надежной и, притом, естественной, природной, всеобщей, основой для формирования и развития здоровье сберегающих технологий. Особенность подросткового периода в жизни человека – это желание самоутвердиться, реализовать себя, получив за это поощрение от сверстников и старших. Такая особенность должна расцениваться как психологическая основа для оптимизации моделей учебного процесса и организации активных форм досуга.
Что касается культурно-массовых мероприятий, то здесь нам приходится сталкиваться с рядом проблем, которые, к сожалению, стали уже привычными – это субкультурные атрибуты молодежного досуга: табакокурение, употребление алкоголя и, реже, наркотиков. Почти невозможно себе представить дискотеку или концерт, которые обходятся без пива и сигарет. В сознании молодежи плотно сидит представление о том, что полноценный отдых и релаксация невозможны без горячительных напитков. Мы стараемся бороться с этой инерцией сознания, которая, что особенно характерно для советского менталитета, передается из поколения в поколение. Ведь сначала дети видят подобные картины у себя дома и берут пример с родителей, родственников, старших товарищей.
И, наконец, последнее направление нашей деятельности – это работа со взрослым населением, с родителями и семьями. Это направление наиболее сложно, поскольку характер взрослого человека, его взгляды на жизнь и окружающий мир уже сложились, и взрослого гораздо тяжелее убедить и переубедить в чем-то. А зачастую родители не чувствуют ответственности за воспитание своих детей в полной мере и ищут виновных в их нарушенном поведении и вредных привычках, что называется, на стороне. В массовом сознании взрослых всё еще очень прочно существует комплекс «поиска внешнего врага». Из опыта наших встреч с родителями могу привести пример: когда мы говорили о проблемах, связанных с негативными последствиями неконтролируемого времяпрепровождения детей и подростков, об особенностях «вечерней» и «ночной» жизни города, взрослые предлагали принять радикальные меры, вплоть до закрытия баров и ночных увеселительных заведений, клубов видеоигр, ларьков и магазинчиков, где торгуют спиртным и табачными изделиями.
И только в последнюю очередь вспоминалось о том, что всё начинается с семьи, с того, что дети в ряде случаев оказываются, предоставлены сами себе, а для родителей определяющим ориентиром в жизни является стремление больше заработать.
Кризис или дефицит ответственности – это типичная черта переходного периода становления личности в новых или меняющихся социальных условиях. Прежнее советско-социалистическое понимание социальной ответственности личности утратило свою идеологическую основу и историческую актуальность. А новое представление об ответственности, связанное с частной инициативой, индивидуализмом и другими ценностями современной рыночной цивилизации еще не сформировалось в массовом сознании.
Говоря об отсутствии ценностей здоровья и здорового образа жизни, мы опять-таки упираемся в кризис знаний и культуры личности. Медицинская практика свидетельствует о том, что наши люди, настолько халатно относятся к своему здоровью, что становятся инвалидами и обладателями хронических заболеваний чаще всего незаметно для себя и спохватываются уже тогда, когда эффективное лечение крайне затруднено или вовсе невозможно. Причины этой тенденции: вредные условия труда, отсутствие привычки регулярного наблюдения у врачей, несоблюдение условий гигиены и профилактики, злоупотребление алкоголем и т.д. Но основная проблема – это отношение к себе, наш человек чаще всего расценивает себя как машину для изнуряющего труда и получения сомнительных удовольствий. То есть напрашивается вывод: надо менять сознание людей.
Тем не менее, имеют место и положительные тенденции в становлении массового сознания современной молодежи. Можно говорить, например, о том, что возникла и прогрессирует мода на активные виды времяпрепровождения, такие, как экстремальные виды спорта, спортивную пластику современного танца, возрождающиеся традиции туризма. Многие молодые люди и девушки четко позиционируют свое отношение к табаку: курить становится не модно. Показательно и то, что молодежь сама проявляет инициативу. Так, например, вчерашняя полностью безалкогольная дискотека в ГДШ, Новогодняя дискотека в школе.