Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент | Здравствуйте меня зовут Елизавета Павловна сегодня я у вас проведу внеурочное занятие. проверяет готовность учащихся к внеурочному мероприятию. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к внеурочному мероприятию . | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника |
Мотивационный | Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов. | Слушают. Настраиваются на занятие. | |
Актуализация знаний | Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации: 1) Денис сказал: – Никита, дай карандаш, и побыстрее. 2) Саша попросил: – Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался. Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд. Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый? | Актуализируют мыслительные операции и познавательные процессы. (первая невежливая, а вторая вежливая) Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новой изучаемой теме. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Целевой | Цель нашего мероприятия: научиться правильно использовать выражения вежливости. А где должны соблюдаться привила приличия? Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям. Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку. Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «…» (Привет!) А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!) К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла, А во вторник на прощанье Ей сказала: «…» (До свиданья!) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!) Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «…» (Спасибо!) Чудно пел среди ветвей Голосистый соловей, И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «…» (Браво!) Толстая корова Лула Ела сено и чихнула. Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!) Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? | (везде) (жесты, мимика, вежливые слова) С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. | Познавательные: формулирование проблемы, умение структурировать знания, построение рассуждений |
Основной этап | Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят) Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место. Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами. Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами. Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика. Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов. Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план. План: 1. Обращение. 2. Просьба помочь. 3. Благодарность. Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута. | (жесты, мимика, слова) (с помощью жестов) (Приложение 1) Пожалуйста ... Вы не могли бы ... Будь другом ... Не сочти за труд ... Прошу тебя ... Если Вам не трудно ... Будьте добры ... Будь так любезен ... Сделай милость... Не в службу, а в дружбу ... Отвечают. Составляют словосочетания. Слушают учителя. (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека. | Коммуникативные: Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы. |
Этап первичного закрепления | Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки. Тогда девочка сказала ему строго: -Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого. Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы? На слайд выводятся различия просьбы и приказа Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? Просьба выполняется по желанию, а приказ? Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины. | «Золотой ключик, или приключения Буратино» (приказ) (Вытащите, опустите, не ешьте) (приказы используются в более грубой форме, без «Волшебных» слов) (Нет) (Строгой, повелительной интонацией.) (Выполняется обязательно.) (использовать волшебные слова) | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). |
Итоговый | Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая». . Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет. Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?». Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба. Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет? Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и , как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе? Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле? Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом. Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате? | Слушают. 1.(нет, «Скажите пожалуйста, сколько времени?») 2.тот кому 8,потому что старшим нужно уступать 3.Стёпа поступил невежливо, ему нужно было тоже поднять руку, и дождаться пока ответит Аня 4.Оля поступила невежливо. Ей нужно было дождаться пока взрослые закончат свой разговор. 5.Катя, поблагодарить за посещение, и за подарок , затем пригласить гостя пройти в дом. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Рефлексивный | Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. 1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд? 2. Как правильно составить просьбу? 3. Назовите вежливые слова. | 1.С вежливыми просьбами, культуру поведения в обществе 2.Используются волшебные слова 3.Пожалуйста, Прошу тебя, сделай милость, будь так любезен, прошу тебя, вы не могли бы. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: осознают свои возможности в учении. |