Просмотр содержимого документа
«Нарушение речи коррекционных детей VIII вида.»
Нарушения речи
Нарушения речи у учащихся коррекционной школы VIII вида
Практически все учащиеся в школу VIII вида приходят с системным недоразвитием речи (СНР). Рассмотрим, какие степени речевого недоразвития могут быть, какие нарушения устной и письменной речи встречаются у учащихся. Системное недоразвитие речи (СНР) – это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне у детей с ограниченными возможностями здоровья. Недоразвитие речи у детей выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. Выделяют три степени недоразвития речи.
1. Системное недоразвитие речи тяжелой степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
— полиморфное нарушение звукопроизношения (нарушаются одновременно две или несколько групп звуков, например, шипящие и заднеязычные или свистящие, сонорные и звонкие.);
— грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм);
— ограниченный словарный запас (до 50 слов);
— выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении как сложных, так и простых форм словоизменения и словообразования: в неправильном употреблении надежных форм существительных и прилагательных, в нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного;
— несформированность словообразования;
— отсутствие связной речи или тяжелое ее недоразвитие
— грубое нарушение понимания речи.
2. Системное недоразвитие речи средней степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
— полиморфное или мономорфное (нарушена только одна группа звуков) нарушение произношения;
— недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значительные трудности);
— аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах);
— нарушение сложных форм словообразования;
— недостаточная сформированность связной речи ; выраженная дислексия, дисграфия.
3. Системное недоразвитие речи легкой степени, обусловленные стойким нарушением познавательной деятельности.
Логопедическая характеристика:
— нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер;
— фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформированы, имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале;
— словарный запас ограничен;
— в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования прилагательного и существительного в косвенных падежах множественного числа, нарушения сложных форм словообразования;
— в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены некоторые смысловые отношения;
— имеется нерезко выраженная дисграфия.
У детей с ограниченными возможностями здоровья кроме недоразвития речи отмечаются разнообразные речевые расстройства. Особенности речевых расстройств у наших детей состоят в том, что преобладающим в их структуре является семантический дефект. Они проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом. Все речевые расстройства можно разделить на две группы: нарушения устной речи; нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц органов речевого аппарата.
Наблюдаются несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме.
Дизартрия является следствием органического нарушения центрального характера, приводящего к двигательным расстройствам. Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции других мозговых заболеваний.