Составила – учитель коми языка Лагушкина Янина Юрьевна МОО «Чимская основная общеобразовательная школа»
п. Чим Удорского района Республики Коми Цель: Формирование у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы Задачи: 1.Прививать учащимся бережное отношение к природе; 2.Развивать экологическую ответственность по отношению к окружающей среде 3.Расширить кругозор учащихся о своем районе, природных ресурсах, реке. 4. Развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности; совершенствовать творческие способности.
Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру.
Понять, что в исчезновении рыбы виноваты люди.
Учиться защищать водные ресурсы.
Развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление; в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оформление: Сцена —река Мезень. На заднике сцены — изображение леса, природы. Посредине сцены — трон для речного царя и русалок. Слева — сундук, он перевязан разноцветными лентами. Справа — разбитый сосуд с сокровищами. На авансцене — места для участников. Ход мероприятия
Звучит музыка «Песня о Мезени»
Выходит ведущий
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на познавательной программе «Царь-рыба мезенская семга», где встречаются команды «Мезень» и «Вашка»
Если посмотреть на карту, на которой изображен наш Удорский район, то можно увидеть много рек.. Известно, что первые живые существа на Земле появились именно в воде. И сейчас в ней обитают больше половины всех животных, растений и рыб. Ребята, скажите, кто всю жизнь проводит в воде?
Ответы детей.
Ведущий. Совершенно верно! Недаром говорят: «Рыбы — дети воды». Они живут и в соленой воде, и в пресной. Рыб в мире огромное количество — морские, речные, озерные, прудовые, аквариумные. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по нашей реке Мезень. Итак, встречаем команды «Мезень» и «Вашка»
Звучит музыка, в зал входят команды. Они занимают места за столиками.
Звучит музыка «В синем море в белой пене…»
Входит речной царь со своими русалками, которые несут сундук, перевязанный восемью разноцветными лентами.
Царь. Я приветствую вас, земные жители, в своем подводном царстве. И оглашаю такой указ: «Та команда, которая лучше других покажет свои знания о жизни моей реки, получит в награду мой сюрприз, который находится в этом сундуке». А получить его не просто: сундук опоясан различными лентами, каждая из которых принадлежит
-1-
определенной команде.А еще на ленте есть узелки, их ровно столько, сколько заданий. Та
команда, которая первой развяжет все узелки на ленте, станет обладателем этого дара. А следить за этим действием буду я со своими русалками.Игру начать повелеваю!
Царь и русалки занимают место на «троне».
Ведущий : Итак, отправляемся в путешествие!
ФИЛЬМ «УДОРА, УДОРА, КЫК МИЧА Ю ДОРЫН…»
Ведущий: Удорская земля… Древняя, богатая славой громких имён и яркостью исторических событий.. У каждого человека есть своя малая родина. Для нас – это Удорская земля с его неповторимой природой, порой щедрой, а порой суровой. Это Удорская земля с его культурными достопримечательностями.
Река Мезень – самая большая река нашего района. является национальной гордостью Республики, и конечно, жителей Удорского района. Только эту реку называют «ожерельем Удоры»
Наша Мезень богата рыбой. Есть и окуни, и ерши, и лещи, и хариус. Но самая ценная рыба, которая водится в нашей Мезени – это СЕМГА. И наша познавательная программа посвящена именно ей – МЕЗЕНСКОЙ СЕМГЕ. Недаром ее называют царь-рыбой.
Итак, начнем путешествие ! Спускаем наши лодки на воду.
Первый конкурс — разминка. За каждый правильный ответ вы получаете семужку. Та команда, которая заработает большее количество семги — победительница.
Викторина на тему «Рыбы»
1. Дважды родится, а один раз умирает? (Рыба.)
2. Сколько видов рыб известно? (Около двадцати тысяч.)
3. Какие рыбы имеют оружие на носу? (Меч-рыба, рыба-пила.)
Ведущий : А как же выглядит наша мезенская семга? Следующее задание – «Царь-рыба» Ваша задача: собрать мозаику – изображение царь-рыбы. . Кто быстрее сделает — тот и победитель. Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель.
Ведущий. Итак, плывем дальше. Наш следующий конкурс называется «Речная азбука». Каждая команда получит карточку, на которой изображена лодка, украшенная разноцветными флагами. Каждый флаг соответствует букве алфавита. Вам необходимо, используя карточку-расшифровку, прочитать, что написано флажками.
Команды расшифровывают надпись. «Чудо-рыба мезенская семга»
Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель.Ведущий: Наша лодка плывет дальше, и перед нами лесная избушка. Привал.Информационная пауза «Мезенские былины о семге»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «МЕЗЕНСКИЕ БЫЛИНЫ О СЕМГЕ»
Ведущий : Про какую рыбу можно смело сказать – ЦАРЬ-РЫБА? Конечно про сёмгу. Трудно переоценить её полезные качества. Безусловно, польза рыбы и других морепродуктов известна всем достаточно давно. Следующий конкурс – «Царская польза». Ваша задача: составить мини-проект о пользе царь-рыбы.
Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЦАРСКАЯ ПОЛЬЗА СЕМГИ»
Ведущий.: А мы плывем дальше. Нужно преодолеть более 10 км по труднопроходимым, сильно обмелевшим участкам. Практически всю дорогу приходится тащить лодку волоком на себе. Постепенно река становится глубже, обретает стабильное русло, мест, где приходится выполнять функцию бурлака, становится все меньше. Вода необычайно прозрачная и чистая, можно зачерпнуть ее пригоршней, чтобы глотнуть живительной мезенской влаги. Ребята, как вы думаете, почему Река обмелела?
Правильно. А что надо делать, чтобы сохранить нашу реку и, конечно же, ее обитателей, а особенно – Семгу?
Представьте, что вы – СЕМГА. Что бы вы сказали всем людям, чтобы они берегли и охраняли ее? Следующее задание – творческое. Ваша задача – написать письмо-обращение к людям «Привет, я – семга!»
На выполнение задания – 10 минут.
Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель.
Ведущий. Солнце клонится к горизонту, Плывем дальше. Высоко над рекой, на обрывистом берегу виднеется избушка. Переночевав в ней, мы продолжаем путь в
-3-
верховья таежной реки. Позади более тридцати километров, и река заметно оживает. Еще
не видно крупной рыбы, но весело снующая то здесь, то там мелочевка оживляет речной пейзаж.
Следующее задание – «Экологическая страница» Ваша задача – создать экологическую книгу Мезени. А для этого каждая команда должна придумать и создать свою страницу этой книги о нашей царь-рыбе, то есть создать экологический плакат.
На выполнение задания – 15 минут.
Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель.
Ведущий. Преодолев очередную цепочку порогов, мы наконец-то вырываемся на длинный спокойный плес. Следующее задание – «Герб реки Мезень» Ваша задача – создать герб реки-красавицы Мезень, при этом не забыть и про нашу Мезенскую семгу.
На выполнение задания – 10 минут
Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель.
Ведущий: И вот мы подходим к финишу нашего путешествия. Последнее задание командам – «Ода семге» Ваша задача – составить похвальный стих, то есть оду царь-рыбе мезенской семге. На выполнение задания – 10 минут.
Подводятся итоги конкурса, выявляется победитель
Подводятся общие итоги игры.
Царь: Ай да молодцы, ребята! Все узелки мои развязали, все задания выполнили!
А что же в моем сундуке?
А здесь вот что.
Несколько добрых советов:
Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
Будь другом всех живых существ.
Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.
А еще я со своими русалками хочу наградить вас орденом «Лучший знаток и защитник родного края»
Ведущий: Как яблоко на блюдце, у нас Земля одна.
Не торопитесь, люди, все выскрести до дна.
Немудрено добраться до скрытых тайн
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам пировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это, люди, как собственный приказ,
-4-
Не то Земли не будет у каждого из нас.
- Ребята, давайте будем, бережно относится к природе уже сейчас, делать то, нам сейчас по силам. А когда вы станете взрослыми, у вас появятся большие возможности.