Просмотр содержимого документа
«Волонтерство-кто, если не мы!»
Конспект занятия «Волонтером может стать каждый!»
Выполнила Хлонина Ольга Евгеньевна
Тема: «Волонтером может стать каждый!»
Цель занятия: Заинтересовать учащихся волонтёрской деятельностью.
Задачи:
1. Познакомиться с учащимися.
2. Познакомить с понятием «Волонтерство».
3. Выяснить интересы и потребности детей в области добровольчества.
4. Сообщить основные направления работы волонтёрского объединения « Доброволец»
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование интереса к волонтерской деятельности;
- учить работать в команде.
Регулятивные:
- формирование готовности к преодолению трудностей;
- формирование умения взаимодействовать со сверстниками;
- формирование потребности приносить пользу людям.
Познавательные:
- развитие умения определять главное;
- учить работать с информацией.
Коммуникативные:
- учить отвечать на поставленный вопрос;
- учить вступать в конструктивный диалог;
- развивать умение слушать собеседника.
Основные понятия
Волонтер, добровольчество, волонтерская организация
ХОД занятия:
1.Организационный момент (мотивационно-целевая установка на работу)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Евгеньевна. Я являюсь руководителем волонтёрского отряда «Доброволец». Тема нашего занятия «Волонтером может быть каждый». Мы выясним, кто такие волонтёры, узнаем, чем мы будем заниматься на занятиях.
2.Основная часть.
- Ребята, кто-нибудь знает кто такой волонтер?
(Волонтер – это доброволец, который занимается общественно полезным делом безвозмездно, ничего не требуя взамен)
Чистый разум, любящее сердце, добрая душа ⎯ этими качествами обладает сильная личность, живущая в гармонии с собой и миром. На протяжении всей жизни мы учимся, набираемся опыта, развиваемся и воспитываем в себе эти качества, человечность. Умение быть способным дарить моменты радости и счастья тем, кому поддержка нужна больше всего. Одним из способов воспитания таких качеств является волонтерская деятельность.
Сегодня в России волонтерское движение развивается очень активно. Сотни тысяч россиян участвуют в добровольческих акциях, бескорыстно помогая детям, людям с ограниченными возможностями, восстанавливая окружающую среду, помогая бороться с последствиями стихийных бедствий, отдавая свои силы и время делам, которые имеют огромное значение для всего общества.
Сфера деятельности добровольцев может быть разной, главное волонтер всегда несет добро, надежду и любовь.
- социальные волонтеры работают с детьми-инвалидами и пожилыми людьми;
- спортивные волонтеры помогают проводить большие спортивные мероприятия:
- профилактические волонтеры ведут работу по пропаганде здорового образа жизни.
Есть волонтёры, которые выполняют любую работу, ту, которую необходимо сделать в данное время.
Быть частью волонтёрского движения ⎯ значит быть ответственным человеком, заботящимся о благополучии окружающих, и неравнодушным к чужим проблемам. Волонтерское движение не предполагает какого-то официального членства, волонтером становится каждый, кто бескорыстно посвящает свои силы и время общественно значимым проектам и акциям. При этом каждому человеку важно понимать, где он может быть полезен, как можно найти волонтерские проекты, что делать, если понадобится помощь, у кого спросить совета.
В ходе нашего занятия вы сможете познакомиться с деятельностью отряда и примерить на себя роль волонтера.
- Скажите, а какой деятельностью хотели бы вы заниматься?
- Какую работу волонтёра вы считаете наиболее важной?
Активизацияк коллективной работе
А для начала давайте взбодримся и зарядимся хорошим настроением.
Игра «_________________________________» на знакомство, сплочение коллектива.
Молодцы. Присаживайтесь на свои места.
3. Работа по теме занятия
Давайте приступим к знакомству с объединением «Доброволец»
У волонтеров есть свои законы.
. Давайте сначала дадим определение понятию «волонтер». В этом нам поможет следующая игра. Сейчас я раздам карточки с написанными определениями. Ваша задача определить, относится ли это определение к понятию «волонтер».
Определения:
Волонтер – это лидер.
Волонтер – это синоним слова «доброволец»
Волонтер участвует в деятельности добровольно, без принуждения.
Волонтер – человек, который получает минимальную оплату труда.
Волонтер – человек, выполняющий ЛЮБУЮ деятельность бесплатно.
Волонтер личностно развивается и самореализуется в своей деятельности.
Волонтер – человек с активной жизненной позицией.
Волонтер – это богатый человек, которому некуда девать время и деньги
Волонтер – это человек, неравнодушный, милосердный.
Волонтер – это человек, которому нечем заняться.– принцип осознанности.
Волонтер (volontair – доброволец, желающий) – человек,добровольно, сознательно и безвозмездно занимается общественно-значимой деятельностью.
Заповеди волонтеров
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь — предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь — сделай!
Не умеешь — научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни пример для подражания.
Кодекс волонтеров
Хотим, чтобы стало модным — Здоровым быть и свободным!
Знаем сами и других научим, Как сделать свое здоровье лучше! Акции — нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам — НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! ( Два в одном - обучение и общение. Тренинги ” Я – лидер “ ”Уверенность в себе”, ”Успешное общение", ”Твоя цель — твой успех”, ”Ты и команда", ”Я — творческая личность”)
Готовы доказать на деле: Здоровый дух — в здоровом теле! ( Участие в конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
Снова и снова скажем народу: ”Зависимость может украсть свободу!“
(Пропаганда ЗОЖ и не только.)
Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело - планирование! Волонтеры освоили новый подход: социальное проектирование! (Пишем социальные проекты)
Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь ”нет” и ”да”. И помни, что выбор есть всегда!
Направления деятельности отряда «Доброволец»
- помощь ветеранам ( дом престарелых « СЕРЕБРЯННЫЕ ГОДЫ»)
- профилактическая работа (проведение мероприятий, бесед по ПДД, ОБЖ для обучающихся)
- социально-значимые акции ( проведение социально-значимых мероприятий: День толерантности, Блокадный хлеб, акций «День пожилого человека», «Георгиевская ленточка», «День матери»
- Какие ещё направления деятельности вы можете предложить?
Игры на сплочение.
. Работа в группах
Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2команды, подумать и символично отразить на листах ватмана, что волонтеры могут делать в нашем училище. Вы очень много времени проводите в училище, знаете проблемы, которые есть у нас (на ее территории, внутри, у студентов). Попробуйте найти варианты приложения своих сил, творческой энергии.
Презентация результатов работы группы.
4. Видеопритча «Все в твоих руках».
Рефлексия
На стенах нашей комнаты вы видите надписи «ДА», «НЕТ», «МОЖЕТ БЫТЬ». Сейчас я буду читать утверждения, а вам нужно будет встать к тому ответу, с которым вы согласны. Я буду просить вас ответить, почему вы так ответили на вопрос.
- Информация на секции была для меня новой.
- Меня волнуют социальные проблемы.
- Волонтерская деятельность необходима в наши дни.
- Я хотел бы попробовать себя в роли волонтера.
Дополнительные вопросы для обсуждения:
Один в поле не воин.
Волонтер работает бесплатно, поэтому может в любой момент отказаться от выполнения работы.
Чтобы стать волонтером, необходим определенный набор качеств.
Если бы социальные службы работали хорошо, больным людям, сиротам и инвалидам не нужна была бы помощь волонтеров.
Волонтером может быть каждый вне зависимости от возраста или физических способностей, главное – желание.
Ребята, сегодня вы познакомились с деятельностью волонтеров и в заключении нашего занятия я хочу задать вам один вопрос:
- Ребята, вы хотите стать волонтерами? Тогда вам необходимо дать клятву» (читает педагог, дети повторяют «Клянусь»)
КЛЯТВА ВОЛОНТЕРА
Я, волонтёр объединения « Доброволец , торжественно КЛЯНУСЬ:
Свято чтить и не предавать принципы и идеалы волонтёрского движения
КЛЯНУСЬ!
Воспринимать участие в волонтерском движении как возможность служения людям, обществу, поселку, государству
КЛЯНУСЬ!
Быть примером и образом для подражания в делах и отношении к людям, уважать мнение каждого, быть активным лидером и ответственным исполнителем
КЛЯНУСЬ!
Быть патриотом своего поселка, своей страны, не жалеть своих сил на дело служения и созидания
КЛЯНУСЬ!
Быть достойным членом команды, свято чтить дух единства, быть поддержкой и опорой своим старшим и младшим товарищам, соратникам и друзьям
КЛЯНУСЬ!
Развивать свой потенциал, постоянно совершенствоваться, приобретать новые знания, навыки и способности, необходимые для максимально эффективного служения на пути волонтерства
КЛЯНУСЬ!
Не использовать звание волонтера в корыстных целях
КЛЯНУСЬ!
Слушать свое сердце, творить и созидать, гореть и зажигать, нести свет и тепло своей Души поселку, стране, миру, Вселенной.
КЛЯНУСЬ!
КЛЯНУСЬ!
КЛЯНУСЬ!
Всем спасибо, до новых встреч!!!
4)Формы и приемы работы:
Программа двух годичная, рассчитана научащихся 16 лет и старше. Продолжительностьобразовательного процесса 1-ого и 2–ого годов обучения составляет по 144 часа
Дружеская поддержка
Телефонное дежурство
Чтение вслух слабо слышащим
Групповая добровольческая помощь
Посещение мероприятий
Лекции
Практикумы
Сбор материала
Телепередачи
Концерты
И многое другое
5) Из опыта работы:
На наших занятиях всегда шумно. Мы много смеемся, когда обсуждаем наши планы на дальнейшую работу. Ребята не стесняются высказывать свои мысли и идеи. Многие из них не учились полноценно в школе. Были на домашнем обучении. И здесь впервые они начали общаться. На наши занятия приходят студенты, которые не состоят в нашем кружке. И они, сами от себя не ожидая, начинают помогать и участвовать в наших делах.
Когда приходят студенты новых курсов, нам уже не надо рассказывать о нашем объединении. Слава идет впереди нас. Хотя многие говорят, что боятся, что не получится. Но! Стоит выйти на сцену, ребята забывают, что это сцена. Хотя, повторяю: дети – инвалиды. Мы с нашим объединением ездили несколько раз в дом престарелых с подарками и концертами. Были и в приюте для животных. Не один раз. Но это до пандемии. Сейчас в условиях пандемии, когда студенты учатся дистанционно, мы не потеряли связь друг с другом. Наше объединение работает. Трудности нас не пугают. Да, конечно, у нас дети с разными и с тяжелыми диагнозами. Но в нашем кружке они об этом забывают. Так как видят людей, которые в них нуждаются. И мне особенно приятно и трогательно видеть, как взрослый студент плачет, когда видит, как плачут старики.
Выводы
Наша работа важна и нужна. Не только для пожилых, детей и животных. А, самое главное, для нас самих. Занятия в добровольческом объединении « ДОБРОВОЛЕЦ» помогает студентам с ВОЗ взрослеть. Чувствовать уверенность в себе. Социализироваться в обществе. В нашем училище создан специальный сайт, куда может войти каждый желающий.
Но! Наше объединение на этом не останавливается. В сегодняшних тяжелых условиях Мы работаем над поиском новых форм работы. Пропагандируем наше движение, как способ развития творческих способностей. Работа в кружке дает возможность студентам проявлять свои лучшие качества: доброту, толерантность, взаимопомощь, человечность, внимание к старшему поколению. А самое главное для ребят с ОВЗ, работа в кружке учит общаться, дружить и вместе делать добрые дела.
Я организовала волонтерское объединение в нашем училище 2019 году. Сама вместе со студентами учусь, пробую, ошибаюсь. И мне это нравится. Нравится видеть глаза ребенка (а для меня они все дети), когда они, не смотря на время, помогают другим!