«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №6»
Город Благодарный Ставропольский край
Семинар-тренинг
«Эффективное взаимодействие в коллективе»
Разработала и провела
учитель математики
высшей квалифиационной
категории Батраченко
Лариса Владимировна
Собраться вместе - это начало. Остаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех.
Генри Форд
Тренинг разработан для развития коммуникативных умений, знаний и способностей, которые определяют возможности человека в установлении и поддержании контактов в общении, прогнозировании поведения и деятельности людей. Правильное понимание личностных качеств и актуальных состояний коллег и отношений между людьми даёт возможность для эффективного планирования, принятия решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций.
Данный тренинг представляет собой комплекс упражнений, направленных на развитие эмпатии, настойчивости, навыков убедительной речи, на отработку навыков понимания и принятия других людей.
Актуальность. Проблема в том, что наша жизнь, как правило, пронизана духом соперничества.
Чтобы повлиять на поведение детей, родители зачастую постоянно сравнивают друг с другом братьев и сестер В школе, учащихся часто сравнивают между собой, проводят разнообразные конкурсы и состязания, предполагающие обязательное наличие победителей и поигравших.
При этом все осознают, что победителей обычно бывает намного меньше, чем проигравших. Всегда есть риск потерпеть поражение, и сознание этого порождает неуверенность в себе и различные страхи.
В результате победители, и проигравшие становятся гораздо более агрессивными, что, безусловно, осложняет их отношения с другими людьми. Соперничество делает нас психологически закрытыми, рано или поздно разрушает внутреннюю уверенность в своих силах, которая должна базироваться на доверии к другим и к себе, на готовности и способности помогать и принимать помощь.
Невозможно сделать всю работу одному, время от времени приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только незначительная цель, которую поставил для себя каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке, и можем её получить именно в своей команде! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
В современном мире способность действовать в команде, несомненно, является одним из наиболее востребованных личных качеств наряду с надежностью, готовностью помочь, чуткостью, широтой взглядов, терпением и самоуважением. Эти качества необходимы всем, кто хочет строить отношения с другими людьми на основе взаимного уважения, коммуникации и сотрудничества. Как этого добиться?
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата;
- формирование и усиление общего командного духа путем сплочения группы людей;
- развитие умения работать в команде;
- осознание каждым участником своей роли, функции в команде;
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
Правила тренинга:
Все участники обращаются друг к другу исключительно на «ТЫ», либо по имени-Наталья, Ирина, Владимир….. Это поможет отодвинуть границы, которые держат нас в напряжении и четко обозначают ранг участника. За всем этим нам часто бывает трудно проявить себя как личность и быть искренними друг с другом. Сегодня мы оставляем эти границы для положительного раскрепощения и взаимодействия друг с другом. Каждый участник высказывает исключительно собственное суждение от первого лица. Нельзя пользоваться обобщением, каждый говорит только от собственного имени, за себя.
Инструкция: Участники выбирают карточки наугад на которых написано нестандартное приветствие и произносят их обращаясь друг к другу.
Мы всегда приветствуем друг друга общепринятыми стандартными фразами – Привет, здравствуйте, доброе утро. Я предлагаю проявить креативность мышления и поднять друг другу настроение необычными приветствиями, добавить юмора и изюминку. Что бы вам было легче, у меня имеются заготовки приветствия, которые будут помощником. Вам необходимо принять правила игры и действовать намеченным образом.
1. О, здравствуй, мой драгоценный друг!
2. А я-то думаю, что за свет впереди меня, а оказывается, это ты идешь по дороге!ВАУ! несказанно рада видеть твою персону перед собой!
4. Да это просто праздник какой-то! Я встретила тебя.
5. Какие люди! Рада тебя видеть здесь.
6. Вот это подарок! Вижу тебя и радуюсь!
7. Ты смотри! Не идет, а плывет, летит! Ну Привет!
8. М-м-м …Я почувствовала твой прекрасный парфюм еще за углом, приветствую!
9. Ты знаешь, я рада тебя видеть сегодня даже больше, чем солнышко на небе!
10.Ты так хорошо выглядишь! Так держать.
11. Здравствуй! Видеть твою улыбку – огромное счастье для меня сегодня!
12. Привет! Ты как ложка к обеду, всегда вовремя.
13.Ты – единственный человек, которого я так рада видеть сегодня!
14.Здорово что я тебя встретила, без тебя этот день не был бы так хорош!
15.Ты, как вишенка на торте, всегда вызываешь восторг! Рад(а) видеть тебя!
16. КУ! (развести руки в стороны. Приветствие из фильма КИН ДЗА ДЗА
17. Приветушечки, моя хорошая!
18.Здрасьте! Отличный денечек - никаких вам заморочек
19.Утречка ясного, дня прекрасного, вечера отличного и ничего личного.
1.Сказка «Гуси- лебеди»
(по ходу чтения сказки идет комментирование действий героев в соответствии с современными обстоятельствами жизни)
Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала.
Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся…
Яблоня ей не сказала.
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся…
Долго она бегала по полям, по лесам.
День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
— Садись покуда кудель прясть.
Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.
Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала.
А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
— Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка.
Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
— Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.
Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.
Упражнение «Веселый счет»
Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Ход упражнения: Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Психологический смысл упражнения: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.
Обсуждение: почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?
Ход упражнения: Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.
Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).
Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.
Обсуждение: Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?
Упражнение «Властелины кольца».
К кольцу диаметром 7-15 см. привязаны на равном расстоянии друг от друга 4 нитки длинной 1,5-2 м. Четыре участника становятся по кругу на расстоянии примерно 1,5 м друг от друга, и каждый из них берет в руки по одной нитке. Их задача – действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Упражнение выполняется в двух вариантах:
1. Участники стоят с открытыми глазами и могут переговариваться между собой (разминочный вариант).
2. Участники закрывают глаза. За спиной каждого из них встает еще по одному человеку, которые смотрят на происходящее и подсказывают каждый своему подопечному, как двигать нитку, чтобы кольцо опустилось в нужном месте.
Смысл упражнения: обучение координации совместных действий, поиск способов коллективного решения необычной проблемы, а также обмену информацией при ограниченности средств для этого.
Обсуждение. Сначала участники обмениваются впечатлениями по поводу упражнения, потом их просят поделиться своими мнениями о том, какие психологические качества важнее всего для успешного выполнения этого упражнения и каким реальным жизненным ситуациям его можно уподобить.
– Какие эмоции вы испытывали при выполнении этого упражнения?
– С какими трудностями столкнулись?
– Нашли ли вы общегрупповую тактику?
– Что нужно для успешного выполнения этого упражнения?
Ход упражнения:Четверо членов команд выходят за дверь. Пятому ведущий предлагает запомнить и как можно точно передать информацию, одному из вышедших, тот в свою очередь передает следующему и т.д. Информация, который услышал последний участник, сравнивается с первоначальным текстом. Выигрывает та команда, которая более точно передаст текст.
Содержание текста: Учительница литературы школы №153 Петрова Марья Ивановна попросила предупредить завуча Софию Рудольфовну о том, что в пятницу 13 апреля в 16.30 она проводит факультатив с 11В классом. А 16 апреля будет организован литературный вечер с десятыми классами.
Психологический смысл упражнения: Упражнение позволяет очень хорошо показать искажения информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении.
Упражнение «Построение круга»
Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Психологический смысл упражнения: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.
Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
Упражнение карусель
Цель упражнения: - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты; - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения. В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься. Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его
Перед вами человек, который заблудился, не может найти нужный адрес… Помогите ему, подскажите как правильно пройти по адресу.
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
Цель упражнения: отработка умений и навыков сглаживания конфликтов. Ведущий рассказывает о важности такого умения как умение быстро и эффективно сглаживать конфликты; объявляет о том, что сейчас опытным путем стоит попытаться выяснить основные методы урегулирования конфликтов
. Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например, ссорящихся супругов; ссорящихся одноклассников; мамы и ребенка), а третий - играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы: - Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы? - Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры? - Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
Упражнение «Что помню»
Цель: формирование наблюдательности в общении.
Ход упражнения: один участник (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Тот, кто сидел спиной к другим, должен подробно описать внешний вид загаданного человека. Когда описание закончено, члены группы могут дополнить описание своими наблюдениями. Затем спиной к аудитории садится другой и все повторяется несколько раз.
Обсуждение: легко или трудно было описывать внешность. Почему? Что легче вспоминается, что труднее? Кому легче выполнять упражнение?
Однажды один профессор физико-математического факультета, с намерением преподать студентам запоминающийся на всю жизнь урок, написал на доске большую цифру 1 и, посмотрев на студентов, объяснил:
- Это ваша человечность. Самое необходимое в жизни качество.
Затем, рядом с цифрой 1 написал 0 и сказал:
- А это ваши достижения, которые с человечностью увеличили вас в 10 раз. Ещё один 0 — опыт, с которым человек стал 100.
И так, добавлял 0 за 0: осторожность, воспитанность, любовь…
- Каждый добавленный 0 в 10 раз облагораживает человека, — сказал профессор.
Вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр. На доске остались никчёмные, ничего не значащие нули. Профессор сказал:
- Если в вас не будет человечности, всё чего вы добились — не стоит ровным счётом ничего! Человек может и должен жить для другого человека!