kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий Урока мужества ( для обучающихся 5 - 7 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: « Детство, опалённое войной…»

Цели и задачи:

  1. расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
  2. рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок;
  3. воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, труженикам тыла,  чувство гордости за героическое прошлое своего народа;
  4. побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях;
  5. прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий Урока мужества ( для обучающихся 5 - 7 класса)»

Сценарий Урока мужества ( для обучающихся 5 - 7 класса)

Верхова Наталья Петровна,

учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №2 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»



Тема урока: « Детство, опалённое войной…»

Цели и задачи:

  1. расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

  2. рассказать о трудовом героизме ребят - ровесников современных мальчишек и девчонок;

  3. воспитывать активную гражданскую позицию детей, чувство патриотизма, уважительное отношение к ветеранам войны, труженикам тыла, чувство гордости за героическое прошлое своего народа;

  4. побуждать детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях;

  5. прививать любовь к чтению художественной и научно-публицистической литературы о Великой Отечественной войне.

ХОД Урока мужества.

Вступительное слово учителя.

Эпиграфы к уроку:

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне…

Ю.В.Друнина

Не закрыта памяти страница.
Где написана истории война,
Сорок первый вспоминает лица,
Разве может их забыть страна?
Юные мальчишки и девчонки,
Стали в помощь взрослым вопреки.
В городских цехах, заводах, шахтах,
В сёлах собирали колоски.
Мёрзли на дорогах, в поле,
Скромный урожай несли в совхоз,
Детская ладонь вмещала зёрна,
Каждый по крупице лепту внёс…

Лилия Римм

Мини-беседа

-Ребята, посмотрите на выставку ваших рисунков на тему «Счастливое детство»

- Какие чувства вызывают у вас эти рисунки?

-Почему детство наших сегодняшних детей можно назвать счастливым?

-Как вы думаете, а всегда ли детство детей было таким счастливым?

2.Работа с эпиграфами

(Ребята, как вы понимаете смысл предложенных вам эпиграфов?Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Почему вы так решили?) (ответы детей)

Учитель. Война… Это страшное слово никогда не изгладится из людской памяти. Война… Это грозное время особенно тяжело переживали дети.

До войны почти каждый из них жил в своей семье, окружённый заботой и лаской родителей и не думал о том, что будет завтра. Они были детьми, живущими в своем мире, имевшими свои тайны, надежды. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее.

И вот… 22 июня 1941 года всё "погрузилось во мрак", разбились детские мечты…

Наш разговор с вами будет похож на перелистывание страниц большой книги «Войной украденное детство», на которых мы увидим, какой свой страшный след оставила война не только на истерзанной земле, но и в душах детей; след, который не сотрет время. Перелистывая страницы и слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Итак, 1 страница

« ВСТАВАЙ, СТРАНА ОГРОМНАЯ…»

Учитель. Утро. Рассвет. За окнами тихо шумят деревья. В домах тишина . Мирно спят люди. И вдруг…

Говорит Москва!

Говорит Москва!

Заявление советского правительства.

Граждане и гражданки Советского Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и другие…



В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась Великая Отечественная война…

И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие дети, подростки уходили на фронт прямо со школьной скамьи, с выпускных балов. Можно спросить: а что может сделать этот маленький человек на войне? Его самого еще нужно защищать. Но каждый ребенок старался сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, своему народу, чтобы прогнать ненавистного врага.

Ученик.

Его я узнал не из книжки.

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она,

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной…

Учитель. Война не пощадила никого, она обрушилась на детей так же, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбёжки, убежища, сожжённые, разорённые дома, потеря близких Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр.

Ученица.

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат.

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат,

И себя не щадите, но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

2 страница

« ДЕТИ – СЫНЫ ПОЛКА»

Учитель. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Лишённые родителей, многие дети и подростки нашли приют в армейских штабах. На что только они не шли, чтобы попасть на фронт!

Голодных и промёрзших, этих мальчишек привозили в штабные землянки. Командиры и солдаты кормили их горячей похлёбкой и часами терпеливо убеждали вернуться домой. Но многим из них некуда было вернуться – война отняла у них дом, родных. И суровые командиры сами или по настоянию бывалых солдат сдавались, нарушая инструкции. "Они дошли с победой до рейхстага - сыны полков своей страны".

3 страница

« ДЕТИ В ТЫЛУ»

Учитель. Сегодня нельзя сказать, кому было тяжелее: тем, кто был на передовой, или тем, кто остался в тылу, но не спрятался за чужие спины, а работал и отдавал всё фронту, стране ради Победы. Отцы на фронт – дети на завод.

Подростки работали на заводах по 12-14 часов. Многие ребята были малы ростом и не доставали до станка. Они подставляли к станку ящики, вставали на них и работали, забывая про сон и отдых. Дети в короткие сроки приобретали рабочие профессии, становились токарями, слесарями, фрезеровщиками. Подростки работали и на авиамоторных заводах, на которых производились моторы для самолетов-истребителей и бомбардировщиков.

Не только на заводах ребята помогали старшим.

1 ученик. Война поставила ребёнка на одну ступень со взрослыми, и дети не только выживали сами, но и растили своих братьев и сестёр, помогали своим семьям, своему колхозу, помогали своей стране выжить. Работали дети наравне со взрослыми от зари до зари: и коров доили, и сеяли, и сено косили.

Собирая колоски на полях или лекарственные растения в тайге, шефствуя над ранеными фронтовиками в госпиталях или над семьями погибших воинов, будучи связными в партизанских отрядах или пастушьим кнутом подгоняя коров к грузовым вагонам, идущим на фронт, они чувствовали себя маленькими солдатами Советской армии, которая борется с фашизмом.



2 ученик Поэтому эти дети, маленькие и незащищённые, сумели выстоять наравне со взрослыми. Не просто выжить, но и вынести все невзгоды и тяжести, выпавшие на долю их поколения.

Девочки шили кисеты для фронтовиков, собирали в тайге орехи, грибы, ягоды, ходили в госпиталь, помогали медицинским работникам ухаживать за ранеными, устраивали концерты и писали письма. Да, те самые письма, которые с нетерпением, со слезами, с надеждой ждали матери, жены, сестры, дочери и все родные. Эти маленькие , тревожные, военные треугольники…

Учитель. Война – это разруха. Многие семьи оставались без крова. Их дома были разрушены в результате бомбёжек. Часто люди покидали свои дома, спасаясь от оккупантов, уходили в леса, жили в землянках и шалашах.

Война – это голод и холод. В годы войны дети недоедали, недосыпали… и погибали от голода. В городах вводились карточки, по которым люди получали минимум продуктов. Дети замерзали в землянках, умирали от болезней.

Война – это боль и страдания. Во время бомбёжек дети теряли родителей, получали ранения, становились инвалидами. Много физических и душевных мучений пережили малыши и взрослые в те тяжёлые для страны дни.

4 страница

«Дети в блокаде»

Учитель. «Ленинградские дети»... Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце.. «Ленинградские дети»... Это холод, голод, слезы, стоны.

«Ленинградские дети»... Это крики, бомбёжки, разруха и смерть…

Это звучало как пароль: «Ленинградские дети».

– Беспримерной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.

Зима 1941-1942 годов была на редкость суровой. Блокада.

Несмотря на это, осаждённый город, погружённый во тьму , голод, холод, подвергаемый бомбёжкам и артобстрелам, жил, работал, боролся, как мог.

Вместе со взрослыми к станкам встали подростки.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как мёрзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Сидели в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах...

В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях.

В Ленинграде начался голод…

В осаждённом городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали…

Пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба.

Блокадный паек – 125драгоценных граммов хлеба из смеси опилок и пшеничной пыли с мельницы... Люди пекли печенье из столярного клея и сдирали со стен обои, чтобы съесть клейстер.

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Всему миру известен дневник одиннадцатилетней ленинградской школьницы, Тани Савичевой, в котором она делала краткие записи о том, как у неё на глазах умирали ближайшие родственники.

-Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

«Из дневника Тани Савичевой».

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г..

Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942

Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942

Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942

Мама 13 мая в 7.30 утра 1942

Савичевы умерли. Умерли все".

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Всю семью унесла блокада. Не выжила и Таня. Её, правда, успели вывезти из Ленинграда, но голод настолько подорвал здоровье девочки, что она умерла.

Учитель. Через всю жизнь пронесли люди, пережившие блокаду, трепетное отношение к каждой крошке хлеба, стараясь, чтобы их дети и внуки никогда не испытали голода и лишений. Это бережное и непередаваемое отношение оказалось красноречивее слов.

-Ребята, как вы думаете, почему у людей, переживших блокаду, было особое отношение к хлебу?

-Подумайте, а всегда ли вы правильно поступаете, когда так небрежно относитесь к хлебу?

-Задумайтесь, изменилось ли ваше отношение к хлебу после услышанного и увиденного?

-О ЧЕМ ЗАСТАВИЛА ВАС ЗАДУМАТЬСЯ ЭТА ФРАЗА: «ЛЕНИНГРАДСКИЕ ДЕТИ…БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ»?

5 страница

«ДЕТИ В ФАШИСТСКИХ ЗАСТЕНКАХ»

Учитель. Любая война, ребята, – это боль, слёзы, потери и смерть. Любая война уничтожает самое святое – жизнь детей.

Многие дети попадали в руки немцев, были угнаны в плен, в фашистские лагеря. Фашистские солдаты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на всё стеклянными глазами. Все четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Вот так просто угасали жизни.

Фашистские нелюди стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребёнок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно.

Хотя в лагерях всё же находилась работа и для детей. Например, нужно было выносить человеческий пепел из крематория и зашивать его в мешки, чтобы потом этим прахом удобрять землю. Заключённые в лагерях дети были донорами крови для немецких солдат.

А как цинично их "сортировали" на пригодных и непригодных к работе! Вышел ростом, дотягиваешься до нарисованной на стене барака линии - будешь служить "великой Германии", ниже необходимой отметки – отправляйся в печь. И отчаянно тянулись вверх ребята, становились на носочки, казалось, обманут, останутся в живых, но беспощадной машине рейха малыши были не нужны, она пускала их в топку, чтобы наращивать и наращивать обороты…

6 страница

«ДЕТИ - ПАРТИЗАНЫ»

Учитель В те страшные и горестные годы Великой Отечественной войны дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои 10-14 лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Ближайшими помощниками партизанских оружейников, пекарей, врачей, портных, кузнецов, землепашцев были подростки. Дети из сельской местности рано привыкают к труду, и неудивительно, что 7-8-летние мальчишки и девчонки вместе с более старшими подростками становились настоящими бойцами . Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам.

Тяжела была работа детей тех лет: они дежурили на крышах, на призывных пунктах, разносили повестки военнообязанным, строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоёмы, засыпали чердаки... Старались сделать всё, что могли, старались ни в чём не отстать от взрослых.

Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению.

Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои... Орлята Великой Отечественной войны!

Сообщения о пионерах-героях

1 ученик

Леня Голиков. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

2 ученик

Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушёл в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боёв Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй.

Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему присвоено звание Героя Советского Союза.

3 ученик

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом её перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал ее предатель… Допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли ее. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье.

Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

4 ученик

Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боёв, раненный, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу».

В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу., Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко.

Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель

-Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти?

- Как вы понимаете значение слов «подвиг», «героический поступок»?

Учитель «Подвиг», «героический поступок» - это поступок во имя других, во имя Родины. Совершая подвиги, люди не думают о себе.

7 страница

«ПАМЯТИ ПАВШИХ»

Учитель Дети войны … Они отдали своё детство за победу, детство – солнечное, с книгами, смехом, праздниками. Отдали, чтобы земля процветала, чтобы люди рождались и жили под солнечным мирным небом.

Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мёртвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам... В памяти сразу появляются слова поэта-фронтовика А.Т.Твардовского:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

8 страница

«КНИГА ПАМЯТИ »

Учитель Ещё живут на свете люди, которые прошли фронтовыми дорогами Великой Отечественной войны, трудились для Победы в тылу. Ещё можно взглянуть на лица этих людей, посмотреть в их глаза, услышать простые и бесхитростные рассказы о тех временах…

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Сколько бы лет ни прошло с того трагического дня, когда началась война, в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.

В настоящее время идёт специальная военная операция в Украине, которая длится почти 3года.Защитники Родины мужественно сражаются за мирное небо, за правду, за честь…Немало тех, кто удостоен высокого звания Герой России, хотя, порой, и посмертно. Но именно эти люди «куют» предстоящую победу, не жалея себя, ценой собственной жизни. Русский народ уверен, что Победа будет за ним, и в этом нет никакого сомнения!

Учитель Завершая урок мужества, хочется сказать, что сегодня мы с вами говорили о детях-героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса героизма, храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина».О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

- Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Скоро вы вырастете, станете взрослыми, и каждый из вас сможет встать на защиту своего Отечества.

-Что значит защищать Родину?

-Какие качества, на ваш взгляд, нужны защитнику Отечества?

Учитель Пусть всегда в вашей жизни будет чистое небо над головой и рядом родные и близкие люди. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!



Нам нужен мир
На голубой планете.
Его хотят
И взрослые, и дети.
Им хочется, проснувшись
на рассвете,
Не вспоминать,
Не думать о войне!
Нам нужен мир, чтоб строить
города,
Сажать деревья и работать в поле.
Его хотят все люди доброй воли.
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда!
И.Кравченко




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Сценарий Урока мужества ( для обучающихся 5 - 7 класса)

Автор: Верхова Наталья Петровна

Дата: 29.12.2024

Номер свидетельства: 662912


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства