В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технология проведения мастер-класса»
Технология проведения мастер-класса
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения.
Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.
Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
Профессиональные способности;
Педагогическую технику;
Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
Мастерство убеждения;
Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
Мастерство владения педагогической техникой.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).
Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:
Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
Организация учебной деятельности учащегося;
Владение содержанием и дидактической организацией образования;
Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).
Таким образом, мастерство учителя – синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь. Одной из форм трансляции педагогического опыта является «Мастер-класс».
«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:
комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом
2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)
Рассказ педагога о проекте занятия
Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
Краткая характеристика результативности используемой технологии
Вопросы педагогу по изложенному проекту
3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)
4. Моделирование
самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями
5. Рефлексия
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям
Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.
Варианты:
Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
Показ отдельных методов работы
Показ инновационных моментов деятельности
Формы:
Лекция
Практическое занятие
Интегрированное (лекционно-практическое) занятие
Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.
Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.