kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задачи проблемного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшее понятие в теории проблемного обучения - понятие проблемной ситуации, или ситуации затруднения, разрешение которой связано с переходом от незнания к знанию, к решению познавательной задачи. Важно воспитать у школьников стремление и умение искать, самостоятельно познавать новое, поскольку решение познавательных задач способствует повышению речевой культуры учащихся, их грамотности в широком смысле слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задачи проблемного обучения»

Задачи проблемного обучения

на уроках русского языка.





Важнейшее понятие в теории проблемного обучения - понятие проблемной ситуации, или ситуации затруднения, разрешение которой связано с переходом от незнания к знанию, к решению познавательной задачи. Важно воспитать у школьников стремление и умение искать, самостоятельно познавать новое, поскольку решение познавательных задач способствует повышению речевой культуры учащихся, их грамотности в широком смысле слова.

Познавательная задача по русскому языку включает определенную языковую проблему, содержащуюся в языковом факте. Проблема должна быть посильной. Важно, чтобы она представляла интерес для школьников. Задачи с жизненно-речевым контекстом решаются школьниками легче, с большим интересом. Например:

1. Как правильно: такой неряха или такая неряха?

В каких случаях вы употребите каждое из этих словосочетаний? Какие выводы из этих фактов можно сделать?

2. Раскройте различные значения слова язык; покажите и объясните особенности употребления этого слова с различными значениями в контексте.

Задачи, вводящие учащихся в жизненно-речевую ситуацию, называют ситуативными. Наряду с ними можно широко использовать задачи теоретического характера. Их условно называют отвлеченно-теоретическими. Например:

1. Используя данные примеры, сделайте выводы, какую роль играют различия в падежных формах: книга Саши - книга Саше.

2. К каким частям речи относятся слова пятерка и пять – к одной или к разным и почему?

Процесс решения требует от учеников логически точных, последовательных, непротиворечивых, доказательных рассуждений и связан с овладением ими определенными способами решения.

Способ решения – это система операций, осуществление которых приводит к ее решению.

Каждая операция – это действие, совершаемое учащимися в процессе анализа языковых явлений. Например, детям может быть предложена задача на материале орфографии: «Чем вызвано различие в словах старожил и сторожил?

Для решения ее они должны осуществить такие операции:

1. Выяснить состав слов с целью определения особенностей их написания.

2. Выяснить разницу в значении слов с целью определения особенностей их написания.

3. Подобрать родственные слова для нахождения нужной гласной корня.

Название операции включает указание на то, каким путем и с какой целью она осуществляется. Операции в способе решения задач адресованы учителю, организующему познавательную деятельность учащихся. Школьники знакомятся со способами решения задач практически, в процессе осуществления поисковой деятельности.

Для каждого типа задач существует особый способ решения, своя система операций.

Цели обучения и содержание школьной программы по русскому языку определяют и выбор типов задач, способами которых должны овладеть учащиеся. Эти типы следующие:



Грамматика.

1. Задачи на выяснение состава слова, особенностей словообразования.

2. Задачи на определение грамматического значения и грамматических признаков. синтаксической роли, а также роли части речи в речевой практике.

3. Задачи на определение особенностей словоизменения, связей слов в предложении.

4. Задачи на определение грамматических особенностей конструкции, входящей в состав предложения.

5. Задачи на выяснение грамматических особенностей предложения.



Лексика и фразеология.

1. Задачи на выяснение значения слов и выражений.

2. Задачи на выяснение происхождения значения слов и выражений.

3. Задачи на выявление сферы употребления слов и выражений.



Стилистика.

1. Задачи на выявление грамматико-стилистической роли слов и конструкций.

2. Задачи на выявление стилистической роли лексико-фразеологических средств языка.

3. Задачи на выявление стилей речи.



Орфография.

1. Задачи семантико-орфографического типа.

2. Задачи фонетико-орфографического типа.

3. Задачи грамматико-орфографического типа.



Проблемное обучение становится необходимой составной частью существующей системы обучения. Вопрос сочетаемости познавательных задач с другими видами заданий по русскому языку решается в зависимости от их места в общей системе работы, методов обучения, применяемых на уроках русского языка.

Учитель в процессе обучения русскому языку применяет различные методы организации познавательной деятельности: проблемное изложение (учитель ставит и решает проблему сам, показывая учащимся пути научного решения проблемы), частично-поисковый метод (учитель создает условия для поиска учащихся, но этот поиск является частичным, поскольку имеет место подсказка со стороны учителя или она сформулирована в задании к упражнению), исследовательский метод (его сущность заключается в организации поисковой деятельности учащихся по решению новых для них проблем).

Каждый из методов способствует воспитанию познавательной самостоятельности учащихся, т.е. их стремлению и умению осуществлять поисковую деятельность, причем от проблемного изложения до исследовательского метода увеличивается степень проявления самостоятельности мышления учащихся. Конкретный материал программы курса русского языка подсказывает, применение какого из методов проблемного обучения более целесообразно при изучении конкретной темы.

Очень важно для языкового развития учащихся, овладения ими культурой речи решать задачи языкового характера на материале литературных произведений.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задачи проблемного обучения

Автор: Полулях Татьяна Викторовна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 255719

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Научная статья: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ"
    ["seo_title"] => string(70) "nauchnaia_statia_tekhnologiia_problemnogo_obucheniia_na_urokakh_khimii"
    ["file_id"] => string(6) "632051"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1684703796"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "«Применение технологии проблемного обучения на уроках учебной практики»"
    ["seo_title"] => string(74) "primenenie_tekhnologii_problemnogo_obucheniia_na_urokakh_uchebnoi_praktiki"
    ["file_id"] => string(6) "521477"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1569916231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках географии через использование технологии проблемного обучения в 8 классе "
    ["seo_title"] => string(152) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii-chieriez-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-probliemnogho-obuchieniia-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "121586"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413998548"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Проблемное обучение на уроках информатики. "
    ["seo_title"] => string(47) "probliemnoie-obuchieniie-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "232828"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442929470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства