1,2 слайд Современная ситуация требует от педагога разноплановых знаний и умений, направленных на формирование личностных УУД. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
3слайд Свою воспитательную позицию вижу как педагогику сопровождения, от сотрудничества к сотворчеству, работающую на создание условий для личного роста ребенка, 4слайд использую технологию Ценностного воспитания Надежды Егоровны Щурковой, которая позволяет учителю пройти с детьми путь от факта к явлению, от явления к закономерности и затем к норме жизни.
5 слайд Рассмотрим данную технологию на примере произведения Г. Х. Андерсена « Перо и Чернильница» Подумайте, кто из героев прав в споре о творчестве? Кратко перескажу ее.
Однажды кто-то из людей сказал, глядя на чернильницу:
« Удивительно чего- чего только не выходит из этой чернильницы!»
После таких слов чернильница возгордилась и стала себя считать творцом всего что, выходило из пера. На это возразило гусиное перо, лежавшее на столе: « … вы только сосуд с жидкостью, а творцом являюсь я…» Так они продолжали спорить, пока не вернулся поэт с концерта скрипача- виртуоза. ( Следующий абзац лучше прочитать под музыку).
…В скрипке, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то, как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птицы, то ревела буря в сосновом бору. Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, вылившийся в мелодии, похожий на гармоничный женский голос. Звучали, казалось не только струны скрипки, но и все ее составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и все его искусство выглядело игрой, смычок, словно сам порхал по струнам; всякий казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама, смычок играл сам, вся суть как будто была в них, о мастере же, управлявшем ими, вложивших в них жизнь и душу, попросту забывали. Забывали все, но не забыл о нем поэт и написал вот что:
(Музыку выключить)
«Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди – поэты, художники, ученые, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы - только инструменты в руках Создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!»
Глубокий смысл у сказки, как донести его до детей? Мы начинаем с простого: кто герои сказки, что про них вы узнали, кто из них прав? Рассуждая, дети говорят, что прав Андерсен, человек придумавший сказку. Пытаюсь дальше натолкнуть ребят на размышления: а может быть право гусиное перо, сказавшее, что чернильница только сосуд для жидкости? Что можно быть сосудом? Оказывается, что сосудом может быть наша планета, вместившая в себя все многообразие живого и неживого; сам человек. Что внутри у человека? Чем он наполнен? 6слайд Дети говорят, что внутри живая душа. А из какой души можно черпать и творить что-то новое и необычное? Ребята перечисляют множество хороших качеств человека. Про какого человека говорят «пустой человек»? Теперь перед детьми появляется пустая чернильница, предлагаю им наполнить ее своими мыслями, продолжив фразу «Я – творец…». щелчок Каждый ребенок получает квадратик цветной бумаги и вправе придать ему любую форму, размер. В итоге дети заполняют чернильницу и в классе есть творцы: рисунков, красок и кисточек, новых машин, своей жизни, здоровья, стихов, танцев, лучших футбольных голов и т.д. Каждый нашел свою стихию, в которой он захотел себя проявить. 7слайд
Бог создал мир из ничего.
Учись художник у него, -
И, если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса…
К.Бальмонт
8слайд
Работа по группам с произведением Э.К.Киселевой «Мальчик Огонек»
9 слайд
Предмет «Литературное чтение» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание литературы как «средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций», даёт возможность для формирования «первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности». Данную технологию можно использовать на любом уроке и предполагает формирование у учащихся трех уровней развития личности:
1.Познавательный ( приобщение к социальным знаниям, понимание социальной реальности в повседневной жизни)
2.Ценностный ( формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности)
3.Самостоятельный ( приобретение школьниками опыта самостоятельных социальных действий)
12 слайд