Статья на тему: "Эффективность педагогического общения"
Статья на тему: "Эффективность педагогического общения"
В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы эффективности общения, а также коммуникативные, гностические и экспрессивные умения педагога, способствующие эффективности педагогического общения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Эффективность педагогического общения"»
Эффективность педагогического общения
Е.В. Акчурина, М.Н. Бурмистрова
Акчурина Елена Владимировна, магистр (педагогическое образование), аспирант кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
Бурмистрова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия
В статье рассматриваются внешние и внутренние факторы эффективности общения, а также коммуникативные, гностические и экспрессивные умения педагога, способствующие эффективности педагогического общения.
Ключевые слова: педагогическое общение, эффективность педагогического общения, внешние и внутренние факторы, коммуникативные, гностические и экспрессивные умения педагога.
Эффективность педагогического общения определяется многими факторами. Одни из них управляемы и поэтому могут специально организовываться для того, чтобы цель общения была достигнута с наибольшей вероятностью. Другие факторы неуправляемы, по крайней мере, в момент общения и поэтому должны лишь учитываться учителем при построении стратегии и тактики общения с учащимися.
Внешние факторы эффективного общения:
обстановка общения (официальная, интимная);
психологические характеристики учащихся (свойства темперамента и характера, социальный статус, мотивы, психологические установки, возрастные и половые особенности).
К внутренним факторам эффективного общения относятся психологические характеристики учителя:
педагогический такт;
наблюдательность;
правдивость;
авторитет;
способность к эмпатии.
К внешним факторам общения относятся: ситуация, в которой происходит общение, обстановка общения, личность учащегося и социально-психологические особенности коллектива учащихся.
Ситуация общения во многом определяет и характер и эффективность общения. В ситуации конфликта у педагога меньше возможностей реализовать цель общения, поскольку педагог сталкивается с внутренним сопротивлением учащихся. В конфликтной ситуации усиливается роль психологических установок, предвзятости мнений; логические доводы воспринимаются плохо. Однако в напряженной ситуации, вызванной отсутствием информации для достижения значимой цели, общение педагога с учащимися может быть облегчено, так как последние ждут помощи извне, чтобы выйти из тупика.
Эффективность общения во многом зависит от того, в какой обстановке оно происходит. В зависимости от целей общения педагога с учащимися обстановка должна меняться. Например, разговор по душам предполагает некоторую интимность обстановки (отсутствие шума, других людей, оптимальная температура воздуха). А для проведения деловых совещаний, обсуждения поведения ученика необходима строгая официальная обстановка.
Отрицательное отношение учащихся к педагогу может стать своеобразным психологическим барьером. Например, в одном случае учащиеся желают обсуждать предмет разговора, в другом – нет; с одним педагогом ученик будет откровенным, с другим – скрытым, лживым; по одним вопросам учащиеся высказываются прямо, другие вопросы – замалчивают, по третьим – могут сказать заведомую ложь.
Эффективность общения педагога с учащимися зависит от ряда личностных качеств последнего, важнейшие из которых – социальный статус учащихся в учебной группе, имеющиеся у него психологические установки, его возрастные и половые характеристики, морально-политический облик (убеждения, мировоззрение, идеалы, отношение к природе, к труду, учению, культуре, к другим людям и к самому себе), уровень интеллектуального развития, интересы, склонности, степень внушаемости, коммуникабельность, т.е. легкость установления контактов с другими людьми.
Социальный статус учащихся по отношению к педагогу ниже, что придает процессу общения педагога с учащимися субординационную окраску. Педагог обладает правом не только убеждения, но и приказа, распоряжения, принуждения. Однако это не может служить основанием для проявления им высокомерия. Несмотря на неравенства в социальном статусе, взаимоотношения педагога и учащихся должны быть гуманными. Педагог должен видеть в учащемся, прежде всего человека, требующего к себе уважения и внимания. Общение свысока является психологическим барьером, возникающим по вине педагога как реакция ученика на его поведение. Особое значение имеет учет социального статуса ученика в классе. Учащимся с высоким статусом (лидер) будет реагировать на педагогические воздействия иначе, чем школьник, занимающий низкое положение в коллективе. Лидер может оказывать большее противодействие воспитательным мерам, если его позиция расходится с позицией педагога.
Возрастные особенности часто затрудняют общение педагогов и детей, потому что ребенок убежден, что его все равно не поймут. Для более успешного общения педагога с детьми необходима некоторая трансформация позиции взрослого в сторону позиции ребенка. Иногда преодолеть психологический барьер удается с помощью рассказа педагога о своем собственном поведении в детстве в аналогичных ситуациях с оценкой своих поступков с позиции ребенка и с позиции взрослого. Если учащиеся занимают в общении с педагогом как представителем взрослых пренебрежительную позицию, то педагог должен проявить больший такт, терпение, внимание к их интересам и склонностям.
Психологические установки играют большую роль в общении. Они могут служить серьезным препятствием для установления контакта. Предубежденность учащихся против педагога может быть:
временной (из-за первого неблагоприятного впечатления об учителе, из-за усталости, занятости);
устойчивой (вызываемой всей системой взглядов и установок учащихся, устойчивыми чертами его характера).
В первом случае от педагога требуется мягкость, а во втором – твердость позиции. Иногда полезно временно скрыть цель беседы и начать разговор издалека (например, выявить общность интересов, увлечений), а затем, преодолев ситуационную предубежденность, начать разговор в соответствии с целью общения.
Устойчивые психологические характеристики учащихся – такие, как свойства темперамента и характера, эмоциональная возбудимость, общительность или замкнутость, конформность, также влияют на эффективность общения.
Высокая эмоциональная возбудимость, недостаточная развитость некоторых волевых качеств у учащихся могут препятствовать общению с ним педагога. Если учащийся обладает высокой эмоциональной возбудимостью, то педагог должен, прежде всего, подумать о том, как предупредить эмоциональные вспышки, чтобы сохранить содержание беседы. Если же учащийся эмоционально сдержан, то на первый план педагог должен поставить содержание беседы, а эмоциональные тонкости можно заранее не учитывать.
Мешают общению робость, застенчивость учащихся. Робость это психическая заторможенность. Часто она проявляется в боязни, связанной с общественными ситуациями, поэтому определяется как «общественная боязнь», «социальная трусость». Проявляется в замкнутости и ограниченной подвижности. Робкий ребенок редко смеется, с трудом привыкает к людям, он пассивен, плохо себя чувствует в новых для себя условиях. Робости сопутствует, как правило, переживание ребенком смущения, неловкости, озабоченности, даже физической слабости. Поэтому задача педагога – предупредить развитие робости, не дать стать ей особенностью личности.
Кроме того, характеризует легкость или трудность установления контактов с людьми общительность – замкнутость. Общительные в отличии от замкнутых стремятся к межличностным контактам, сопереживают происходящее с другими и ждут от них таких же эмоциональных проявлений. Педагогу легче вступить с ними в контакт, чем с замкнутыми, которые ограничивают круг своих контактов лишь близкими им людьми. Правда при этом у замкнутых связи более устойчивы и глубоки, в то время как у общительных многие связи ситуативны и поверхностны. Общительность учащихся зависит от их возраста. От замкнутости как свойства индивида следует отличать потребность в уединении, проявляющуюся у многих подростков как необходимое условие познания себя и окружающего мира.
Эффективность педагогического общения зависит, прежде всего, от наличия у педагога коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.
Коммуникативные умения связаны с общением педагога с учащимися, коллегами по работе, с родителями, начальством. Делятся на три группы:
собственно коммуникативные умения;
дидактические умения (выходят за рамки чисто коммуникативных, но их основное ядро составляют умения по передаче знаний учащимся);
ораторские умения.
Собственно коммуникативные умения выражаются в умении педагога вступать в контакты с людьми, строить деловые и личностно-эмоциональные отношения. Это умение педагога включиться в разрешение личных проблем учащихся, не прибегая к диктату и не будучи навязчивым. От этого во многом зависят, в частности, организаторские возможности учителя: в установлении в классе нормального психологического климата, в сплочении класса, в привлечении школьников к занятиям в кружках.
Дидактические умения связаны с умением педагога ясно и доходчиво доносить до сознания учащихся учебный материал. Кроме этого к ним относятся:
умение педагога вести обучающий диалог с помощью вопросов, вызывающих дискуссию (точно сформулировать в словесной или наглядно-действенной форме, определить речевые вставки, найти каверзные вопросы);
умение управлять дискуссией (найти учащихся, способных принять участие в дискуссии и подведении итогов);
умение педагога направлять подключение учащихся к обсуждению проблемы.
Это и умение определить тип включения ученика в диалоге:
конформный – лишь бы «отметиться», что участвовал в обсуждении;
монологический – выступить с подготовленным материалом который может оказаться не совсем уместным;
рефлексивный – сообщение о своих состояниях, соответствующих контексту диалога;
экспансивный, спонтанный – неподготовленное и не всегда обдуманное выступление.
К этим умениям относятся также:
умение управлять вниманием учащихся;
умение прогнозировать последствия своих педагогических воздействий на учеников, появление психологических барьеров, способности учеников и потенциал их развития (а это служит базой для осуществления учителем профориентационной работы с учащимися).
К дидактическим умениям относят умение педагога пробудить интерес к своему предмету, передать учащимся свою увлеченность им.
Все эти умения, хотя и не являются чисто коммуникативными, базируются все же на умении педагога общаться с учащимися.
Трудность овладения дидактическими умениями, связанными с передачей знаний учащихся, состоит в том, что педагог должен оценить сложность и доступность учебного материала, ориентируясь не на свои возможности, а на возможности учащихся. Только тогда он сможет сделать трудное – легким, сложное – простым, непонятное – понятным; пробудить у учащихся активную самостоятельную мысль, сумеет передать свою убежденность.
Ораторские умения необходимы педагогу для осуществления, прежде всего образовательно-просветительской функции. Для этого педагог должен обладать большой эрудицией и культурой речи.
Гностические умения связаны с познанием педагогом, как отдельных учеников, так и коллектива класса в целом, с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Следовательно, эти умения тесно связаны с процессами восприятия (перцепцией) и базируются на перцептивных умениях, т.е. умениях педагога наблюдать, подмечать ошибки при исполнении учащимися упражнений. Молодым педагогам это не всегда удается, они затрудняются проанализировать и оценить поступок учащегося. Во многом это связано с тем, что педагог не успевает переключить внимание с одного объекта на другой, быстро проанализировать наблюдаемую ситуацию.
Экспрессивные умения играют важную роль в педагогическом общении. Связаны со способностями педагога выражать свои эмоции, свое отношение. Педагог выражает их через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внешность (прическа, костюм, украшения).
Использование экспрессивных средств речи позволяет педагогу передавать многообразие эмоций и чувств – торжественность, иронию, уничижительность, презрение, радость, восторг, удивление, осуждение и т.д. Жесты могут сопровождать, дополнять, уточнять, а подчас и заменять слово. Они несут многообразную информацию. С их помощью педагог указывает и выражает просьбу, требование, благодарность, порицание, предупреждает о наказании. Ведущая роль в жестикуляции принадлежит рукам.
Овладение педагогом экспрессивными умениями означает и овладение им актерским мастерством. Однако чувства, передаваемые педагогом учащимся, должны быть педагогически целесообразными, т.е. должны помогать решению педагогической задачи. Характеризуя профессиональное мастерство, экспрессивные умения должны отражать творческую индивидуальность педагога, а не быть механической копией кого-то. К экспрессивным умениям следует отнести и умение педагога по мимике учеников определить их состояние и трудности, которые они испытывают.
3. Ильин Е.П. Психология для педагогов.– СПб.: Питер, 2012. 640 с.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 190 с.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 224 с.
7. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
8. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.
9. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Зазвягинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Зазвягинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
10. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. 366 с.