kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование ИКТ для развития познавательного интереса в процессе обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Саморазвитие педагога и школьника посредством информационных ресурсов интернета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ для развития познавательного интереса в процессе обучения.»

Барковская М.В., Бобкова С.Н., Чайко О.Я.

Использование ИКТ для развития познавательного интереса в процессе обучения.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) необходимо для удовлетворения образовательных потребностей современного общества и его устойчивого социально-экономического развития. Впервые в истории информация и научное знание становятся не просто средствами совершенствования современного общества, а главными продуктами его экономической деятельности. Более того, знания представляют собой основные ресурсы и продукцию информационного общества, от которых непосредственно зависят его дальнейшее экономическое благосостояние и социальное развитие.

Использование ИКТ является одним из важнейших условий этого развития. Целью развития ИКТ и информационного общества в целом является создание, приобретение, распределение, распространение и оценка знаний. ИКТ служат средством доступа к обучению и способом обеспечения его непрерывности, что необходимо для успешного вовлечения всех групп населения в информационное общество.

Информационная грамотность и культура стали залогом успешной профессиональной деятельности человека. Чем раньше учащиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования ее в знания. Для успешной организации образовательных и сетевых образовательных сообществ необходимо учитывать следующее:

В отличие от традиционной системы обучения, принятой в средней школе и в рамках корпоративной подготовки, где информация передается «от учителя к ученикам» или по принципу «сверху вниз», сценарии организации деятельности образовательных сообществ будут интегрироваться в практическую плоскость. Благодаря новым гибким методикам, применяемым в процессе дистанционного или он-лайн обучения, в центре внимания оказывается ученик.

Мультимедийные технологии и системы виртуальной реальности позволяют погрузить учащихся в образовательные среды. Важно, однако, заметить, что получение информации – лишь первый шаг в изучении того или иного предмета. Системы глобальной коммуникации дают возможность предоставлять адресату нужную информацию в нужный момент. С их помощью учащиеся могут активно общаться и делиться друг с другом знаниями независимо от того, в какой стране они находятся, какие культурные особенности имеют и какие предметы изучают. Новые технологии активизируют диалог между культурами, улучшают взаимопонимание между различными странами и социальными группами.

В средней школе дети пытаются постичь основы точных и гуманитарных наук. Последователи конструктивизма придают особое значение необходимости формирования самостоятельной системы взглядов у учащихся. Обсуждая вопрос о том, каким образом подрастающее поколение может подготовить себя к жизни в XXI веке, мы должны приводить учащимся веские аргументы в пользу необходимости использования и инвестирования новейших технологий с целью обеспечения устойчивого экономического и инфраструктурного развития.

Педагог играет решающую роль в организации учебного процесса. Подготовка преподавателей необходима для успешной организации непрерывного обучения в школе, обязательным условием которого является непрерывное обучение самих преподавателей. Путь к совершенствованию организации учебного процесса и содержания обучения лежит через совершенствование педагогов. ИКТ мобилизуют педагогическое творчество и открывают путь педагогическим инновациям.

Что касается оценки качества труда педагогов, то и здесь все большую роль по сравнению с традиционными начинают играть современные, альтернативные методы, стимулирующие использование новых технологий в учебной деятельности. Формирование сетевых педагогических сообществ открывает возможности для обмена опытом и обсуждения проблем повышения квалификации и подготовки учителей.

ИКТ используются не только в целях получения необходимой информации, но и для модернизации самого процесса обучения. Примечательно, что внимание уделяется здесь и обсуждению различных обучающих программ, и системам управления учебным процессом на основе использования ИКТ. Главное достоинство таких систем – быстрое получение необходимой информации и дистанционное общение между учащимися. Сегодня эти возможности в системе высшего образования используются шире, чем в системе среднего. Для развития системы среднего образования особое значение приобретают специализированные учебные средства, обеспечивающие взаимодействие между учителем и учеником и стимулирующие познавательную активность учащихся.

Для полноценного развития личности учащегося современная педагогика считает необходимым использование таких методов, как развивающие игры, учебное экспериментирование, дискуссия, размышление и моделирование кризисных ситуаций.

Теперь ИКТ являются не просто средством обеспечения учебного процесса. Они открывают новые возможности для обеспечения самостоятельной познавательной деятельности ученика. В связи с этим меняется и роль педагога: он становится консультантом, координатором учебного процесса. Его задача состоит в том, чтобы поддерживать и развивать в учениках способность принимать решения, понимать суть изучаемых явлений и умение рассуждать. Это достаточно сложные педагогические задачи – нельзя недооценивать их значимость.

ИКТ в данном случае играют роль катализатора, они помогают заинтересовать учащихся, пробудить стремление к новым знаниям. Прежде чем стать «катализатором» современного процесса обучения и преподавания, ИКТ прошли несколько стадий развития.

1. Первые программы, с помощью которых компьютеры выполняли функции электронного учителя, появились еще в 1970-х гг. Это была первая попытка разработать программу диалога между специалистом и новичком. Специалист должен был исправить и объяснить ошибки новичка.

2. С появлением более сложных систем компьютер начинает выполнять функции представления знаний. В начале 1980-х гг. появились экспертные системы. Основная сложность при разработке экспертных систем состояла в невозможности точно смоделировать образ мышления человека. По этой причине так называемое пятое поколение «думающих машин» не получило должного развития (за исключением ограниченного числа примеров решения примитивных задач).

3. Интеллектуальные обучающие системы, интеллектуальные системы моделирования и решения задач стали активно развиваться в начале 1990-х гг. Методисты и разработчики образовательных программ возлагали на них огромные надежды.

4. В середине 1990-х гг. появились гипертекстовые, мультимедийные и гипермедийные средства. Основными носителями информации стали CD-ROM и DVD; начал активно развиваться Интернет.

5. С 2000 г. стремительно развиваются системы интерактивного трех- мерного моделирования. Технологии компьютерного моделирования и имитации в сочетании с ускоренной трехмерной визуализацией позволяют реалистично отображать на экране движение и создают эффект присутствия пользователя в виртуальной реальности.

Общее направление этого развития состоит в том, что ИКТ, используя познавательную способность воображения, расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств.

Именно эмоциональный, чувственный, эстетический аспекты восприятия будут учитываться в будущем при разработке обучающих средств и программ. Например, уже сейчас для подготовки летчиков или хирургов применяется оборудование, позволяющее задействовать осязание и моторику учащихся, отработать наиболее важные профессиональные навыки.

Новейшие технологии – уже не просто одно из средств проверки и закрепления полученных знаний. Теперь они открывают совершенно новые познавательные возможности и перспективы для самостоятельного обучения учащегося. В настоящее время мнения преподавателей по вопросу применения ИКТ в процессе обучения разделились. Одни из них активно используют новейшие технологии и Интернет в учебной аудитории, другие относятся к ним с осторожностью, третьи и вовсе отвергают самую возможность их применения.

Сегодня преподаватель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности. Термин «технология» пришел к нам из греческого языка, а в переводе он означает "наука". Современное понимание данного слова включает в себя применение инженерных и научных знаний для решения конкретных практических задач. Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности.




























Саморазвитие педагога и школьника посредством информационных ресурсов интернета

Учителя гимназии планируют и проводят уроки с использованием различных форм ИКТ:

  • поиск необходимой информации в сети Интернет,

  • работа с мультимедийными учебными пособиями (диски, видеолекции, электронные учебники(апробация),

  • создание буклетов и презентаций,

  • тестирование на компьютере при оценке знаний,

  • использование интерактивной доски.

Развитие Интернета и его национальных и региональных сегментов превращает сеть сегодня в один из основных источников информации, в том числе и учебной, как для обучающегося, так и для самого педагога. Интернет – это площадка для самообразования учителя и один из инструментов повышения познавательной активности обучающихся.

Для самообразования учителя:

  • Сайт «Образцовая школа». Публикация статей учителей и получение свидетельства о публикации. Конкурсы для учителей в «Академии педагогики»

  • Nsp – портал для учителей. Статьи, конкурсы, дистанционные курсы, консультации по аттестации.

  • Сайт «Педсовет»

Для повышения познавательной активности и мотивации обучающихся

  • Сайт «InternetUrok», видеоуроки, тесты, тренажеры.

  • Сайт «Веб-грамотей», онлайн-тренажер

  • Сайт «Эму – эрудит(специалист)», мониторинг обученности и УУД

  • Сайты учителей



Проводя исследование было бы крайне интересно потеоретизировать по поводу задач модернизации системы образования, постановки и достижения новых образовательных результатов, а также как всему этому может способствовать использование ИКТ. Все это несомненно полезно знать и уметь об этом аргументировано говорить. Но в данном случае хочется поделиться практическими приемами того, как можно определить сколько и какого качества ИКТ нужно школе на самом деле и немного спрогнозировать, как этого можно достичь.

Для анализа степени реального и потребного использования тех или иных ИК технологий в образовательном процессе учреждения, а также необходимости дальнейшего развития их в ОУ предлагается провести анкетирование педагогов.







Анкетирование педагогов и рекомендации САНПИН по работе со смарт-доской.

Цель; анализ степени использования технологий, а также необходимости дальнейшего развития в МБОУ «Гимназия №4».

Анкетирование педагогов – 38 человек. Педагоги используют ИКТ, как умеют. Проблемы: низкая скорость интернет, не все кабинеты оснащены техникой.




Направление использования средств ИКТ педагогами

Использую

Хочу освоить

Готовлю дидактические материалы для урока (распечатанные на бумаге тесты, задания)

38 

Создаю и использую презентации типа PowerPoint

35 

Использую в работе готовые материалы из ЦОР

 32

Использую на уроках несколько компьютеров (ноутбуков) для организации работы в группах

 8

18 

Контролирую успеваемость учащихся ( электронные таблиц или специальные среды)

33 

 3

Использую ИКТ в индивидуальной работе с одаренными детьми

 32

 4

Провожу уроки с использованием Интернет

 30

Использую онлайн - тренажеры

19

11

Самостоятельно создаю ЦОР (кроме презентаций): эл. учебники, тесты, информ. ресурсы

 21

Веду дистанционные курсы для учащихся (организую уч. форумы, рассылку дз по почте)

 11

Участвую в телекоммуникационных проектах с учениками

 6

13 

Повышаю свою квалификацию дистанционно

 21

Участвую в сетевых МО

12 

2



Анкетирование учащихся

Написать предмет, где используются ИКТ.





Презентации готовит учитель на уроках


Ученики готовят презентации на уроках


Проводят злектронное тестирование на уроках


Используют тренажеры на уроках с помощью смарт-доски


Проводят уроки с использованием интернет


Проводят консультации дистанционно (скайп) на уроках


Дают пояснения по выполнению домашнего задания (скайп, эл.почта)


Используют несколько компьютеров на уроках


Результаты:

В 4-ых классах на уроках русского языка, литературы, окружающего мира, информатики.

В 5-ых классах – биология, история, математика, обществознание, русский язык.

В 10-ых классах – биология, литература, обществознание, география, информатика.

В основном презентации, тестирование.

Встречается использование тренажеров, пояснение домашнего задания, использование нескольких компьютеров.

Проблемы: нет возможности каждого ученика посадить за монитор, не все учителя соглашаются давать пояснения к выполнению домашней работы.

Выразить благодарность учителям, освоившим ИКТ.

Однако нельзя увлекаться. Есть нормы САНПИН.

Рекомендации составлены, согласно нормам СанПиН

Санитарно-гигиенические нормы при использовании ЭОР в учебном процессе

Согласно санитарным правилам и нормам, СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Онищенко Г. Г. 25 ноября 2002 года, действующих с 1 сентября 2003 года для учащихся школ. 1. Длительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать:

  • для обучающихся в I - IV классах - 15 мин;

  • для обучающихся в V - VII классах - 20 мин;

  • для обучающихся в VIII - IX классах - 25 мин;

  • для обучающихся в X - XI классах на первом часу учебных занятий 30 мин, на втором - 20 мин.

2. Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня:

  • для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок;

  • для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока;

  • для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.

3. Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса. 4. Внеучебные занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

  • для обучающихся в II - V классах не более 60 мин;

  • для обучающихся вVI классах и старше - не более 90 мин.

5. Время проведения компьютерных игр не должно превышать:

  • 10 мин для учащихся II - V классов;

  • 15 мин для учащихся VI - XI классов.

Рекомендуется проводить их в конце занятия.

6. Не допускается одновременное использование одного компьютера для двух и более детей независимо от их возраста.

7. Занятия с независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии педагога.

8. Допустимая продолжительность видео, аудиовизуальных и интерактивных ЭОР:

  • для обучающихся I - II классов составляет 7 – 15 мин;

  • для обучающихся в III - IV классах – 15 - 20 мин,

  • для обучающихся в V - XI классах – 20 - 25 мин.

10. В течение недели количество уроков с использованием ЭОР в младших классах не превышает 3-4, в старших -4-6.

11. В соответствии с нормативами длительности ориентировочное количество демонстрируемых на уроке кадров (презентация):

  • для предметов естественно-математического цикла - 8-10;

  • для предметов гуманитарного цикла — 10-12.

12. Видео, аудиовизуальные и интерактивные ЭОР рекомендуется применять через 5-10 минут после начала урока.

13. При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием средств мультимедиа не шли один за другим.

14. Большое внимание уделяется установке в кабинете мультимедийного проектора и экрана. Проектор помещается, как правило, на подставках высотой 1,1 — 1,5м. При этом оптическая ось проектора должна быть перпендикулярной.

15. Расстояние от центра экрана до пола должно составлять:

  • в кабинетах начальных классов — 1,1-1,5 м;

  • в кабинетах V-XI (XII) классов — 1,5 м;

  • в актовом зале - 2 м.

16. Для демонстрации слайдов презентации наиболее приемлемы стандартные диффузионно - рассеивающие переносные экраны типа ЭБМ-С (экран бело-матовый сворачиваемый), ЭНБ-С (экран направленный, белый, сворачиваемый).

17. Рекомендуется проводить упражнения для глаз через каждые 20-25 минут работы с экранными пособиями при появлении зрительного дискомфорта, рези, мелькания «мушек» перед глазами.

Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10 В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Полностью сняты ограничения по времени использования компьютеров в образовательном процессе. Остались только совершенно разумные ограничения по непрерывному использованию одного вида деятельности, и не важно, связана ли эта деятельность с использованием компьютера или с использованием обычной ученической тетрадки. Данные требования изложены в разделе 10.18. в котором написано, что средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах – 10-15 минут. Данные ограничения могут быть нарушены только на контрольных работах. Непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1-4 кл. 15 мин., 5-7 кл. – 20 мин., 8-11 кл. – 25 мин. Приблизительно такие же ограничения устанавливаются на просмотр статических и динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения. При этом нет различий между доской меловой и интерактивной.

Непрерывное время работы с техническими средствами обучения


Исходя из новых требований наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой за компьютером, работой на интерактивной доске. В пункте 5.7. СанПиНа говорится о том, что допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее (доски) освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Это требование является действительно очень важным, именно наличие пятен повышенной яркости вредно и мешает восприятию информации с экрана или доски. Но эта проблема легко решается правильным выбором и расположением проектора. Можно избежать появления яркого светового пятна на любой доске в том случае, если использовать короткофокусный проектор, расположенный над доской, или потолочное крепление проектора, позволяющего корректировать трапецию. В пункте 5.6. СанПиНа приводятся требования по расстановке столов рядами, однако четко указано, что данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками. Поэтому в классах, оборудованных интерактивными досками, можно использовать расстановку мебели, позволяющую организовать групповую работу.

Упражнения для глаз

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы. На счет 1-4 открыть глаза, расслабив глазные мышцы. Посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2.Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. Перевести взгляд на 1-6. Повторить 4-5 раз.

3.Не поворачивая головы посмотреть «вправо - вверх - влево -вниз», а затем на счет 1-6 сделать то же, но «влево - вверх - вправо - вниз» и снова посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.



Желаем творческих успехов.

Спасибо за внимание.









Литература:


Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО)

Владимир Кинелев

Пит Коммерс

Борис Коцик

Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании.

Информационный меморандум Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005

Кацай Ирина Ивановна «Сколько ИКТ нужно школе?»

руководитель филиала МОУ ДПО УМЦ города Челябинска


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование ИКТ для развития познавательного интереса в процессе обучения.

Автор: Барковская М.В., Бобкова С.Н., Чайко О.Я.

Дата: 09.01.2017

Номер свидетельства: 377141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Использование ИКТ для развития творческого мышления."
    ["seo_title"] => string(60) "ispol-zovaniie-ikt-dlia-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247447"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446561628"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Проект по теме: «Использование ИКТ для повышения познавательного интереса на уроках математики в обучении детей с задержкой психического развития»"
    ["seo_title"] => string(168) "proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-ikt-dlia-povyshieniia-poznavatiel-nogho-intieriesa-na-urokakh-matiematiki-v-obuchienii-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "257496"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448347736"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Консулитация по инновационной деятельности "Внедрение ИКТ для развития изобразительной деятельности дошкольников""
    ["seo_title"] => string(127) "konsulitatsiia-po-innovatsionnoi-dieiatiel-nosti-vniedrieniie-ikt-dlia-razvitiia-izobrazitiel-noi-dieiatiel-nosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "308095"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458497737"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Развитие познавательного интереса и творческой активности у учащихся на уроках информатики "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-i-tvorchieskoi-aktivnosti-u-uchashchikhsia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "229537"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441785682"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Опыт работы по теме: "Использование информационно-коммуникационных технология на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(108) "opyt-raboty-po-tiemie-ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhiia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "114683"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411623189"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства