Ф.И.О. | Семеняченко Наталия Павловна |
Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №74» 414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 34, тел. 35-13-36, тел.59-30-78 E-mail [email protected] |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Стаж работы в должности | 17 лет |
1.Тема инновационного педагогического опыта | Стимулирование творческой активности обучающихся к предмету история через применение ЭОР на уроках и во внеурочной деятельности в современных условиях. |
2.Источник изменений | Новые требования к результатам обучения (ФГОС ООО). Наличие новых средств обучения: интерактивная доска, компьютер, ЭОР и ЦОР. Новые условия: проведение урока в кабинете, оборудованном техническими средствами обучения. В процессе самообразования получены новые знания об ИКТ. |
3. Идея изменений | В своей работе использую интерактивные технологии обучения, как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как активных субъектов учебной деятельности, т.к. эти технологии носят личностно-ориентированный характер. Наиболее результативной считаю технологию «Развития критического мышления» и ИКТ. Технология имеет большое количество приёмов развития критического мышления: приёмы стадии вызова, кластеры, таблицы, синквейн, дерево предсказаний, зигзаг, бортовой журнал. Подключение к технологии «Развитие критического мышления » информационно-коммуникативных технологий ещё в большей степени расширяет возможности её творческого использования в образовательном процессе. Использование ЭОР способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. |
4. Концепция изменений: |
Актуальность | Огромную помощь оказывают ЭОРы в изучении, повторении и закреплении учебного материала. Красочные иллюстрации разнообразят учебный процесс, привлекая к себе внимание учеников, анимации и интерактивные рисунки помогают разобраться в сложных исторических понятиях. Тесты дают возможность проверить объём усвоенного материала на основе объективной автоматизированной оценки. Современные ресурсы пришли на смену бумажным иллюстрациям, схемам, большую роль в привлечении внимания к объектам изучения играют интерактивные рисунки, задания, анимации. |
Новизна | Учет особенностей восприятия современных детей и подростков; Использование технических возможностей, обеспечивающих наглядность; Быстрота и экономия времени на отбор, разработку и использование дидактических средств; Оперативность при отработке навыков, контроле, организации самостоятельной работы |
Ожидания | Повышение результативности образовательного процесса по истории путём обеспечения обучаемых новыми источниками знаний, расширения возможностей выбора и получения необходимой учебной информации; активизации учебной коммуникации; развития мышления, исследовательских умений и навыков, творческих способностей обучаемых. |
Затруднения в реализации | Способы предъявления учебной информации, как правило, ограничиваются большими текстами, в которые иногда включаются фрагменты анимации или аудиотекста. При чтении текста возникают значительные трудности, связанные с неудачным соотношением цвета фона и цвета шрифта, его размером и гарнитурой. Визуальная информация слабо связана с предъявляемыми текстами, хотя по замыслу авторов, должна служить иллюстративным материалом. Звуковой ряд, сопровождающий фрагменты анимации, полностью повторяет визуальный и не организует наблюдение учащихся за событиями, происходящими на экране. |
Риски | Отсутствие у учащихся доступа в Интернет; отсутствие ПО для воспроизведения ЭОР; слабые навыки работы на ПК; большие временные затраты для отбора ресурса незнание о наличие ресурсов и их возможностей; у учеников: недостаточно сформированные качества "Само", т.к. почти все ресурсы можно использовать для самостоятельного изучения учебного материала и отработки навыков применения своих знаний. |
5.Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы) | Комбинация элементов традиционных методик с инновационными подходами, их синтез и модификация; наличие наглядности, видеотеки по предметам, проведение уроков в компьютерном классе, использование интерактивной доски: практикумы, текущий, итоговый контроль, создание проблемных ситуаций, активизация деятельности учащихся и учителя на основе сотрудничества, сотворчества, соавторства, акцент на практической значимости материала. Профессиональная зрелость учителя и способность определять «зоны ближайшего развития». Выделение перспективных направлений и вариантов средств и путей расширения зон саморазвития; готовность к педагогически обоснованным инновациям. |
7. Публикации | Сценарий ролевой игры «Шаги по правовому лабиринту» (справка №5505 ОТ 07.12.2011) Конспект урока «Выборы в демократическом государстве (справка №5504 ОТ 07.12.2011) Разработка игры по истории «Что? Где? Когда?» «Открытый класс» http://www.openclass.ru/node/421738 Конспект учебного занятия для 7 класса Пётр 1- «тиран» или Великий реформатор? http://www.openclass.ru/my_page_all |
6.Результат изменений | -наблюдается повышения качества знаний учащихся - формируются практические умения учащихся по самостоятельной работе с информационными источниками -учащиеся являются победителями и дипломантами конференций и конкурсов различного уровня -учащиеся школы вовлечены в научно-исследовательскую и проектную деятельность. |
7.Описание инновационного опыта учителя | На своих уроках я чаще всего применяю технологию «развития критического мышления» (РКМ) Цели: 1. Мотивация к учению 2. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений 3. Развитие рефлексивного умения 4. Формирование обобщений Использую активные и интерактивных стратегии на уроках истории с использованием ЭОР. Выводы: Технология «РКМ» играет большую роль в образовательном процессе как для учителя, так и для ученика. Для учителя на уроке: Выделять цели учения; Повышает мотивацию к учению; Обеспечивает активизацию образовательного процесса; Стимулирует мышление; Создает атмосферу творчества, самостоятельности Для ученика на уроке: Работать в парах, группах; Создавать свой продукт; Аргументировать, создавать, анализировать; Формирование умений работать с различными источниками информации |
Экспертное заключение | |
Ф.И.О. эксперта | |
Составляющие образования (оставить необходимое) | Обучение Воспитание |
Ключевые слова | Технология критического мышления, ИКТ, ЭОР, ЦОР |