Тема экспериментальной работы: «Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности как одно из условий становления духовного мира школьника»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опытно-экспериментальная работа»
Экспериментальная работа "Всё начинается с книги"
Тема экспериментальной работы: «Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности как одно из условий становления духовного мира школьника»
Актуальность и суть эксперимента:
Все педагоги, воспитатели и любящие своих чад родители единогласны в том, что большое значение в жизни каждого ребенка имеет любовь к чтению книг. Как показывают научные исследования, существует тесная взаимосвязь между успехами в учебе, интеллектуальным развитием и чтением. Но ничто не приходит само собой. И каждому ребенку с самого раннего детства настойчиво и терпеливо необходимо прививать любовь к чтению, постепенно добиваясь того, чтобы чтение книг стало для него привычным и любимым занятием.
Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет кругозор, открывает ему дверь в мир знаний, в кладезь человеческой мудрости, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в то же время полезного времяпрепровождения.
Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, то они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам?
Интерес к книге у детей появляется в раннем детстве. Книга доставляет удовольствие при рассмотрении, при перелистывании, при слушании. Кроме того каждая новая книга – это радость открытия, возможность общения с взрослыми. Можно вместе переживать и веселиться и быть надёжно защищённым от злого и страшного. Есть немало различных причин, объясняющих любовь детей к чуду, имя которому – детская книга. Её тайна остаётся с человеком на всю жизнь. И в любом возрасте при встрече с книжкой своего детства нас охватывает радостное , трепетное чувство.
« Ах, какие это были книги! У них было не только содержание, у них были и внешность, и запах, и вкус – незабываемые…» - пишет Т.Тэффи в рассказе «Книги».
Экспериментальная работа « Всё начинается с книги» названа так не случайно. Ведь читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают малыша к художественным произведениям. Дети – талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с лёгкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке – замечательные свойства детей в возрасте 6-7 лет. Помочь учащимся младших классов развивать эти способности и призвана моя экспериментальная работа.
Также экспериментальная работа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие детей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Мы исходим из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить художественными образами, лёгкость возникновения творческого состояния ( в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.
Основные цели и задачи экспериментальной работы:
1 Развитие позитивного отношения учащихся к художественной
литературе.
2 Воспитание потребности в чтении, как источнике радости общения, новых знаний и эмоций.
3.Формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения, формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей, расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике, обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка.
4. Развитие культуры чтения, воображения и речи ребенка.
5. Воспитание образного восприятия содержания литературных
произведений.
Объект эксперимента:Образовательный процесс
Предмет эксперимента:Методика читательского развития и условия эффективного её применения во внеурочной деятельности.
Этот эксперимент направлен на развитие познавательной активности, повышение читательской активности детей, улучшение результатов учебы, повышение уровня интеллекта, повышение уровня комфортности в группе, сплочение детского коллектива, повышение уровня социальной адаптации детей.