kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности работы с детьми в условиях надомного обучения (из опыта работы)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с детьми в условиях  надомного обучения (из опыта работы). Выступление на педсовете.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности работы с детьми в условиях надомного обучения (из опыта работы)"»



Выступление на педсовете









Особенности работы с детьми

в условиях

надомного обучения

(из опыта работы)





Перед системой образования стоит задача— обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития, социального статуса, места жительства и других обстоятельств. В том числе и тех из них, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение и нуждается в обучении на дому. Актуальность этого направления неоднократно подчеркивается на всех уровнях.

Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет. Школьники с OB3 - это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.

Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обучения в школе для детей с OB3 и детей-инвалидов предусматривает развитие личности учащихся с учётом индивидуальных способностей их умственного и физического развития.

Мы все помним слова известной песни: «Школьные годы чудесные!» С ними связано много светлых воспоминаний об уроках, друзьях, школьных переменах, о том, как шумными ватагами шли после уроков домой.

Но такие воспоминания не у всех детей. Есть и такие, которым в силу различных обстоятельств или в виду длительной болезни врачи рекомендуют проходить обучение дома. В нашей школе тоже есть такие дети.

В начале учебного года классными руководителями с учётом здоровья и индивидуальных особенностей учащихся, норм учебной нагрузки было составлено расписание и организовано надомное обучение.

Один из надомников обучается по адаптированной основной программе для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2). Это ребенок, который не ходит, не говорит, имеет выраженные нарушения интеллектуального развития. Сложность работы заключается в том, что у обучающегося отсутствует речь, движения рук ограничены, хватательные движения пальцев рук есть, но навыки письма отсутствуют, он не может указать, выбрать тот или иной предмет ввиду ограниченности умственных и физических возможностей. Отсутствует обратная связь от ученика к учителю. И средства общения ограничены (всё общение — это крик, неконтролируемые спонтанные движения рук, эмоции, отдельные звукоподражания).

Как же строить свою работу с таким ребенком? Психологи советуют, что обучение должно выстраиваться с применением элементов игры, с постоянным привлечением их личного жизненного опыта. Игровые технологии являются ведущими при обучении таких детей. Так, читая сказки, рассказывая о чем-то, использую наглядно-иллюстративный материал: иллюстрации, цветные картинки, игрушки, фигурки животных, кубики, цифры разные по цвету, форме. . . Вы спросите: «слушает?», отвечу «не всегда», «понимает» - «не знаю». Бывает, что сложно даже говорить, потому что ребенок кричит.

В работе с обучающимся также применяются технология личностно - ориентированного подхода, здоровьесберегающие технологии, основанные на принципе «не навреди». Даже коммуникативная технология обучения возможна с большими ограничениями, поскольку наладить коммуникацию друг с другом очень сложно из - за отсутствия речи.

Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учете индивидуальных особенностей обучаемого. Ребенок рассматривается как личность, имеющая свои характерные черты, склонности.

С одной стороны, комплексное применение этих технологий позволяет решить задачи педагогики оздоровления, с другой, родители делают всё, чтобы улучшить качество жизни своего ребенка. Есть у ребенка специальное оборудование для поддержания опорно-двигательного аппарата. Не так давно появилась новая парта и стул, на который его сажают, когда приходят педагоги, и ребенок упирается теперь ногами в пол.

Итогом обучения ребенка с различными нарушениями должна явиться нормализация его жизни, т. е. образа жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей.

Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен па обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания, создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Основной задачей педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями, являет- ся адаптация данной категории детей в социуме. А чтобы помочь таким детям, нужны знания по психологии, дефектологии и даже медицине.

Второй ребенок, с которым я работаю, обучается по основной общеобразовательной программе с часовой нагрузкой, как у всех пятиклассников. Сразу хочется сказать, что это общительная девочка, она радуется, когда к ней приходят учителя, и ждет нас.

Уроки русского языка я провожу очно, а литературы дистанционно (это было желание родителей) посредством онлайн-уроков.

Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо по ряду причин, оно позволяет реализовать обучение на расстоянии. Поскольку эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей, то такие дистанционные уроки — это выход из сложившейся ситуации. Так, онлайн-уроки проводились и тогда, когда ребёнок проходил лечение в стационаре, плохо чувствовал себя или когда заболевала я сама, чтобы не принести инфекцию в дом. Тем и хороши дистанционные уроки, что они доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет и необходимое оборудование. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных особенностей. Так, если я вижу, что она устала, мы можем отключиться на время, чтобы она отдохнула. Ребенок очень быстро утомляется, поэтому во время очных занятий через каждые 15-20 минут делаю перерыв, во время которого она может походить по комнате, мы с ней разговариваем о ее увлечениях, занятиях т.д. Причем она охотно откликается и рассказывает обо всем.

Было бы неплохо, если бы ученик у на время обучения предоставлялось учебное обору- дование (компьютер, планшет, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сетъ. А сейчас общение только через телефон. Тогда у ребенка, обучающегося на дому, появилась бы возможность участия в творческих конкурсах и проектах, общения со своими одноклассниками и друзьями (стоит отметить, что девочка очень тепло отзывается о своих одноклассниках, рассказывает, с кем она дружит, рада бывает, если приходит в школу на мероприятия). Это ребенок, который хочет ходить в школу, но пока не может.

Одной из особенностей обучения на дому является создание ситуации успеха. Рекомендуется чаще хвалить, я отмечаю даже малейшую положительную удачу. Ведь от этого у ребенка повышается мотивация к процессу обучения.

С учетом индивидуальных возможностей учащегося (к том у же она медленно всё выполняет) задания составляю таким образом, чтобы не перегружать умственные действия, совершаемые учеником и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий (воображения, мышления), особенно мыслительных (сравнение, обобщение, анализ).

Прежде чем перейти к объяснению нового материала, напоминаю основные понятия, изученные ранее, на которых базируется новый учебный материал. Поэтому теоретический материал даю, излагая его небольшими частями с выделением главного, неоднократно повторяя, чтобы лучше запомнилось, т.к. одной из трудностей освоения материала является снижение памяти, она быстро забывает выученное.

Для формирования познавательной активности использую занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного матepиaла на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, снимает утомление, придаёт позитивное настроение.

Одним из эффективных средств развития интереса к предмету является дидактическая игра. Например, использую такие игры «Найди окончание» (найди потерянные окончания пословиц), «помоги сказочному герою посчитать буквы, звуки», «помоги герою добраться к цели путем подбора пропущенных слов»), «убеpи лишнее слово», отгадываем загадки-шутки, читаем скороговорки.

Еще К. Д.Ушинский советовал включать элементы заниматель ности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - обогащает словарный запас ребёнка. В итоге у детей возрастает интерес к предмету, а отсюда происходит формирование орфографической зоркости и грамотности школьника.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно- образное мышление, поэтому и эффективными будут уроки с применением схем, опорных таблиц, памяток, к которым мы обращаемся на уроке не раз. Уроки литературы сопровождаю наглядностью: рассматриваем портреты, иллюстрации, включаю аудиозаписи изучаемых текстов. Конкретно— наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся.

Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:

  • следует осуществлять индивидуальный подход к ребенку с учетом его психического и физического развития.

- использовать разнообразные методы, формы работы, создавать специальные условия обучения (применение занимательных материалов, наглядности, чередование умственной и практической деятельности), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебный работы, запоминания учебного материала. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно- ориентированных заданий поверил в свои возможности, испытал чувство ycпexa, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности чаще, чем обычно, устраивать паузы и физминутки.

Для детей с OB3 необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам.

Но главное в обучении детей на дому – принимать их такими, какие они есть, и любить их.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Особенности работы с детьми в условиях надомного обучения (из опыта работы)"

Автор: Заварыкина Галина Юрьевна

Дата: 17.01.2025

Номер свидетельства: 663709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства