педсовет "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Педсовет "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"
Цель педагогического совета:
Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса
От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«педсовет "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе"»
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Цель педагогического совета:
Изменение уклада школы с пользой для здоровья участников образовательного процесса
От учителя – основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
«Здоровье –не всё, но все без здоровья – ничто»
Сократ
Здоровье ученика в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.
Наша задача как педагогов: сделать урок таким, чтобы кроме приобретения знаний ученик приобрёл здоровье или хотя бы не потерял его.
В структуре урока, учителями начальной школы применяются следующие элементы здоровье сберегающих технологий:
положительный эмоциональный настрой на уроке;
оптимальный темп ведения урока;
подача материала доступным рациональным способом;
наглядность;
смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);
физкультминутки, динамические паузы;
дифференцированный подход в обучении;
групповая работа, работа в парах;
игра, игровые моменты;
гимнастика;
воспитательные моменты на уроке (беседы) и во внеурочной деятельности;
санитарно – гигиенические условия;
Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние младших школьников.
1. Большое значение имеет микроклимат в классе, ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока.
Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха.
2. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал.
3. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной младшему школьнику, с учетом его возрастных особенностей.
4. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся.
В качестве наглядности учителя начальной школы активно используют компьютерные технологии.
Смена видов деятельности (работа у доски, с учебником, устно, в тетрадях и п. д.), разнообразие заданий, направлены на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости.
Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения
Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
Движение стимулирует процессы роста, развитие и формирование организма, способствует становлению и совершенствованию высшей психической и эмоциональной сферы, активизирует деятельность жизненно важных органов и систем, способствует повышению общего тонуса организма учащихся.
Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.
Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
На своих уроках учителя начальной школы используют различные виды гимнастики
Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей.
Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз.
Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица.
Немаловажную роль в здоровьесбережении учащихся играет санитарно - гигиеническое состояние класса, его освещенность.
Температура и свежесть воздуха (чистота воздуха – фактор работоспособности и успешности учащихся);
Качество освещения класса и доски (помните естественно освещение благоприятнее, чем искусственное);
Чистота помещения, аккуратность;
Чистота классной доски.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать:
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».