Просмотр содержимого документа
««Проблемы формирования регулятивных УУД на уроках технологии».»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
«Проблемы формирования регулятивных УУД на уроках технологии».
Учитель технологии
Беломестнова Ирина Сергеевна
с. Буйлэсан, 2016 г.
.
Для успешной адаптации в современном обществе учащийся должен обладать такими умениями, как: уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе нас учат разбирать и решать различные примеры и задачи, но это умение не помогает учащимся в развитии навыка нахождения различных способов решения жизненных проблем.
Начиная работу в 5 классе я столкнулась с проблемой не достаточной сформированности регулятивных УУД, необходимых учащимся для того что бы они могли самостоятельно планировать свою учебную деятельность:
Ученики затруднялись самостоятельно ставить перед собой задачу, правильно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения поставленной задачи, уметь пользоваться теоретическими сведениями.
Решая эту проблему я использовала в своей работе такие технологии как проблемно-диалогическая технология, технология оценивания учебных понятий, проектная технология. Наибольший эффект даёт технология проектов. Именно проект позволяет так организовать учебно – познавательную деятельность, что на каждом этапе формируется основные регулятивные действия.
Организация учебно-познавательных действий через УУД раскрыта в диаграмме №1(Рисунок № 1)
Рисунок № 1
Достижение учащимися всех этих целей невозможно без сформированных регулятивных УУД. Так что же такое регуляция?
Регуляция – это управление различными действиями, это основа успешности каждой деятельности, это умение самостоятельно управлять своей деятельностью. Регулятивные УУД на уроках технологии обеспечивают способность учащихся организовывать свою творческую деятельность, проходя по её этапам, которые раскрыты в таблице (Рисунок № 2)
Рисунок № 2
Регулятивные УУД
при изучении технологии
Постановка учебной задачи
Составление алгоритма рабочего процесса своей творческой деятельности
Определение различных способов решения своей задачи. Постановка проблемы.
Поиск новых решений
возникшей проблемы
проявление творческого подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.
Я предлагаю вам рассмотреть на конкретном примере возможности формирования регулятивных УУД.
Проектная технология - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить учебную задачу при помощи самостоятельных и коллективных действий учащихся.) Схема проектной деятельности выглядит так, как показано на схеме (Рисунок № 3)
Рисунок№ 3
осуществил
спроектировал
задумал
В ходе проектной деятельности формируются умения ставить цель, развивать ее и планировать свою деятельность для ее достижения.
Формирование УУД на уроках технологии в процессе работы над проектом, можно представить в виде таблицы «Формирование регулятивных УУД учащихся на разных этапах работы над проектом (Рисунок № 4)
Рисунок № 4
№
Этапы
Регулятивные УУД
1
1 этап: выбор темы проекта, его обоснование
- постановка учебной задачи (целеполагание)
2
2 этап: цель проекта. Определение конечного результата
– предвосхищение результата (прогнозирование)
3
3 этап: обсуждение и составление плана проекта
- определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий (планирование)
4
4 этап: сбор и обработка информации
– предвосхищение результата (прогнозирование)
5
5 этап: изготовление изделия
Поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы
6.
6 этап: оформление проекта
– поиск новых решений, предвосхищение результата (прогнозирование)
7.
7 этап: оценка, самооценка проекта и
Оценка, саморегуляция
Таким образом, учащиеся работая над проектом планируя, осмысляя и организуя свой труд развивают такие личностные качества как: самостоятельность, самоорганизация, стремление к высоким результатам, чувство долга, ответственность за принятое решение, бережливость, деловитость, умение взаимодействовать с ровесниками и взрослыми др.
Ощутимый результат своей деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся, повышает их самооценку и веру в свои силы.
Если учащиеся могут свободно:
Самостоятельно выбирать средства для организации своего поведения;
Запомнить правило, инструкцию , разложить их по времени;
Спланировать, проконтролировать и выполнять конкретное действие по заданному образцу, алгоритму, с использованием нормативов;
Предполагать начальные, промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
Корректировать свои действия
Начинать и заканчивать действие в нужный момент;
Тормозить ненужные реакции (волевая саморегуляция)
То можно с уверенностью сказать, что у учащихся сформированы регулятивные УУД.
Для фиксирования результата я использую опыт учителя математики нашей школы Нестеровой Г.И., которая адаптировала и распространила анкету для определения уровня сформированности УУД учащихся
(анкета является модификацией психолого-педагогической карты М. Р. Битяновой, в основе которой лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики).
Для наглядности можно использовать цветное заполнение ячеек.
Условные обозначения:
да +
не всегда +\-
нет –
Выполнив несколько проектов и зафиксировав результат мы получаем наглядную картину формирования конкретного УУД. Такая методика позволяет иметь четкое представление о том у кого из учеников класса и какие именно регулятивные УУД сформированы на достаточном уровне, а с кем необходимо продолжить работу в нужном направлении. Что особо важно при реализации требования ФГОС в организации дифференцированного подхода в обучении.
№
Параметры характеристики школьника (УУД)
Фамилии уч-ся
Антонова Катя
Климова Лера
Золотухин Саша
Паздникова Маша
Фёдоров Женя
П1
П2
П3
П1
П2
П3
П1
П2
П3
П1
П2
П3
П1
П2
П3
1.
I. Регулятивные УУД
Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения
+/-
+/-
+
+
+
+
+/-
+
+
+
+
+
-
+/-
+/-
2.
Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения
+/-
+/-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
-
+/-
3.
Понимает требования учителя и старается их выполнять
+/-
+/-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+/-
+/-
+/-
4.
Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают
+/-
+/-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
-
+/-
5.
Умеет работать по образцу, инструкции, правилу
+/-
+/-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+/-
+/-
+/-
6.
Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания
+/-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+/-
+/-
+/-
7.
Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания
+/-
+/-
+
+/-
+
+
+
+
+
+/-
+
+
-
-
+/-
8.
Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал
+/-
+/-
+/-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
-
+/-
9.
Контролирует свои эмоции
+/-
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+/-
+/-
+/-
10.
Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног)
+/-
+/-
+
+
+
+
+/-
+
+
+
+
+
-
-
+/-
Обработка результатов (по каждой сфере)
+ высокий уровень (3 балла)
+\- средний уровень (2 балла)
- низкий уровень (1 балл)
Низкий уровень: ниже 13 баллов
Средний уровень: 13-23 балла
Высокий уровень: 23-30 баллов
Я продолжаю работать в этом направлении, так как на уроках технологии предусматривается много проектных работ.
Литература
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
2. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
3. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010.
4. Герасимов А. В. Итоговый практико-значимый проект «Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке» по курсу инвариантного академического учебного модуля «Образование и общество. Актуальные проблемы психолого-педагогической науки» // Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii /library/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i – [Дата обращения 05.11.2013]
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова, четвертое издание, М., Просвещение, 2011 (серия «Стандарты второго поколения»).
5. Ю. Михеева Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. Независимое педагогическое издание. – 2012. – http://www.ug.ru/method_article/260 – [Дата обращения – 05.11.2013]