СТАТЬЯ Наставническая деятельность педагога при работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами в учреждениях СПО
СТАТЬЯ Наставническая деятельность педагога при работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами в учреждениях СПО
Повышение качество образования лиц с ОВЗ и инвалидов невозможно без изменении в существующей системе.Одним из решений улучшения образования данной категории обучающихся в системе СПО предполагается наставническая деятельность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наставническая деятельность педагога при работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами в учреждениях СПО
Разработала: мастер производственного обучения
Салабай Марина Анатольевна
Белгород 2024
Наставническая деятельность педагога при работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидами в учреждениях СПО
Обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях среднего профессионального образования одно из приоритетных направлений современного образования
Повышение качества образования лиц с ОВЗ и инвалидов невозможно без изменений в существующей системе. Одним из решений улучшения образования данной категории обучающихся в системе СПО предполагается наставническая деятельность.
«Место наставничеству, верности традициям есть в любом деле. Люди прогрессивно мыслящие, духовно и нравственно сильные, это хорошо понимают и делают всѐ, чтобы их начинания имели развитие, чтобы на смену им приходили те, кто сохранит и преумножит достигнутое. Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков». Президент Российской Федерации В.В. Путин (Москва, Кремль, 22.09.2016г.)
Получение образования и профессии наиболее актуальная проблема нашего времени для инвалидов и лиц с ОВЗ. Имея образование и профессию люди данной категории могут участвовать не только в общественной жизни, но и зарабатывать себе на жизнь. Основными задачами для мотивации людей с инвалидностью и ОВЗ могут являться:
- профессиональная направленность подготовки, реализуемая в учреждении СПО, с целью трудоустройства и самореализации лиц с ОВЗ и инвалидов различных нозологий;
- содействие трудоустройств;
- привлечение работодателей к процессу инклюзивного профессионального образования, последующее трудоустройство инвалидов и лиц с ОВЗ.
Практика наставничества при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов в учреждениях СПО обеспечивает системное, непосредственное воздействие на формирование личности, получение образования и профессии, активную социализацию, продуктивное развитие, социальную адаптацию. Наставник помогает поверить в свои силы и свои возможности, учит адекватно оценивать и понимать проблему, находить пути ее решения, учит справиться с ней .
Основными задачами наставника в учреждениях СПО при работе с инвалидами и лицами с ОВЗ можно определить:
- реализация профессиональных навыков обучающегося;
- помощь социально-психологической адаптации и интеграции в социуме;
Взаимодействие обучающегося с наставником полезно на этапе адаптации в образовательном учреждении, то есть при переходе из одной ступени обучения на другую, смене образовательного маршрута.
Одним из важнейших моментов при работе с инвалидами и лицами с ОВЗ является работа с родителями. Особенности взаимодействия наставника и родителей заключаются и базируются на участии и планировании конкретных мер помощи с учётом индивидуальных особенностей развития, трудностей в общении обучающегося. Самой правильной формой работы с родителями является индивидуальная работа (беседы, консультирование, анкетирование), которая позволяет выяснить особенности развития, способности обучающего, что в дальнейшем дает возможность более продуктивной работы с инвалидом или лицом с ОВЗ.
Список литературы
1. Е.С. Романова, Е.А. Свистунова, Е.В.Ананьина. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростка с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2022.
2. Н.В.Ковалева, И.В.Деткова и др. Под общей ред. Е.Н.Панченко «Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков «групп риска». Сборник научно-методических материалов. Москва-Майкоп, 2020.