kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка открытого урока «Специфика работы экономистов на предприятиях в условиях рыночной экономики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока предназначена для преподавателей СПО по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" На уроке работа ведется малыми группами и рассматривается специфика работы экономистов на предпрятиях в условиях рыночной экономики. Структура урока включает в себя использование различных видов самостоятельной работы студентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока «Специфика работы экономистов на предприятиях в условиях рыночной экономики»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский химико-технологический колледж















Методическая разработка открытого урока

«Специфика работы экономистов на предприятиях

в условиях рыночной экономики»»





Разработано преподавателем

_________ /Фаизова Ю.М










2017 г

Рецензия

На методическую разработку открытого урока

«Специфика работы экономистов на предприятиях

в условиях рыночной экономики»»


Преподавателя спец.дисциплин Фаизовой Ю.М.


Самостоятельная работа студентов – это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте самостоятельная работа включена в учебные планы как форма учебного процесса и рассматривается вне аудиторных занятий, ей отводят определенное количество часов. Самостоятельная работа студентов в современных условиях приобретает статус обязательной формы учебного процесса, так как в образовательных стандартах она закреплена в учебной нагрузке студента. Значительную часть знаний, умений, навыков студент приобретает на основе самостоятельной работы.

Структура самостоятельной работы различна и в процессе обучения и во внеаудиторное время: самостоятельное изучение учебной литературы (восприятие, осмысление, конспектирование, запоминание, воспроизведение учебного материала); переработка учебной информации в знания; закрепление знаний, подготовка выступлений, докладов, рефератов; подготовка и выполнение лабораторно-практических работ; подготовка к теоретическим, практическим и семинарским занятиям; подготовка к зачетам и экзаменам; выполнение курсовых и дипломных работ; кружковая работа и разнообразие формы учебно-исследовательской работы студентов.

Данные аспекты в полной мере отражены в методической разработке открытого урока, где раскрыты основные понятия, назначения и функции самостоятельной работы студента.

Рецензент: ________________/

Внутренняя рецензия

На методическую разработку открытого урока

«Специфика работы экономистов на предприятиях

в условиях рыночной экономики»»


Преподавателя спец.дисциплин Фаизовой Ю.М.


В Федеральном государственном образовательном стандарте самостоятельная работа включена в учебные планы как форма учебного процесса и рассматривается вне аудиторных занятий, ей отводят определенное количество часов. Самостоятельная работа студентов в современных условиях приобретает статус обязательной формы учебного процесса, так как в образовательных стандартах она закреплена в учебной нагрузке студента. Значительную часть знаний, умений, навыков студент приобретает на основе самостоятельной работы.

Структура самостоятельной работы различна и в процессе обучения и во внеаудиторное время: самостоятельное изучение учебной литературы (восприятие, осмысление, конспектирование,

запоминание, воспроизведение учебного материала); переработка учебной информации в знания; закрепление знаний, подготовка выступлений, докладов, рефератов; подготовка и выполнение лабораторно-практических работ; подготовка к теоретическим, практическим и семинарским занятиям; подготовка к зачетам и экзаменам; выполнение курсовых и дипломных работ; кружковая работа и разнообразие формы учебно-исследовательской работы студентов.

Данные аспекты в полной мере отражены в методической разработке открытого урока, где раскрыты основные понятия, назначения и функции самостоятельной работы студента. Рассмотрена работа малыми группами.




Рецензент: _________________/ Пиулькина Е.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план) ЗАНЯТИЯ №

Предмет: открытый урок

Тема занятия: Специфика работы экономистов на предприятиях в условиях рыночной экономики

Вид занятия (тип урока): комбинированный.

Время 15:10- 15:55

Цель занятия: учебная: вырабатывать умения и навыки (в соответствии с видом и темой занятия), научить анализировать (выделять главное), самостоятельно принимать решение.

Воспитательная: способствовать развитию познавательных интересов, оценить работоспособность, добиться осознанности в мышлении.

Обеспечивающие: русский язык, математика, литература.

Обеспечиваемые: бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, экономическая теория, статистика.

Обеспечение занятия

А. наглядные пособия: таблица «Российский план Счетов», схема «Налоговая система РФ», плакат «ФЗ РФ».

Б. раздаточный материал: методические рекомендации

В. Технические средства обучения: компьютер, калькулятор.

Г. Учебные места (для практ.занятий) кабинет 40.

Д. литература: основная

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 17 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 234 экс/сп.

  2. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – 256 с.

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

  4. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.

  5. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. – Мн.: Изд-во БГУ, 1980. – 144 с.

Дополнительная

  1. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. – М., 2004. – 72 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).

  2. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08  теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т.  Ростов-н/Д, 2001.  23 c.

Содержание занятия

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1

2

3

1

Организационный момент

1.1 приветствие студентов и комиссии

1.2 отметка присутствующих



5 минут

2

Тема преподавателя «Самостоятельная работа студента: понятие, назначение, функции. Технология работы малыми группами»


15 минут

3

Творческая работа студента. Группа №1 «Главный бухгалтер»


10минут

4

Творческая работа студента. Группа №2 «Экономист»


10минут

5

Поисковая работа студента. Группа №3 «Российский план Счетов»


5 минут

6

Ответы студентов – самостоятельная работа

а) План Счетов РФ

б) Федеральный закон РФ

в) Налоговая Система РФ



6 минут

4 минут

5 минут

7

Поисковая работа студентов: Группа №4

«Местные налоги. Рекламное агентство города »

5 минут

8

Работа с компьютерной программой «Power Point» - «Презентация группы Эк-31»


5 минут

9

Работа со слайд-щоу в Power Point кроссворд


5 минут


10

Заключительная часть


5 минут



1. Организационный момент.

1.1 приветствие студентов и комиссии.

1.2 отметка присутствующих.



2. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей

студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике вузовского образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации (диверсификация высшего образования, введение образовательных стандартов, внедрение системы педагогического мониторинга и т.д.).

В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы студентов (Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, Б.П. Есипов, В.А. Козаков, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, П.И. Пидкасистый и др.) рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов – целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся.


Основные понятия и определения

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов. В общем случае это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего

профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой. В широком смысле под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне её, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.

Самостоятельная работа реализуется:

1. Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ.

2. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.

3. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Следует отметить, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально, особенно на младших курсах, сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Кафедры и лекторы часто преувеличивают роль логического начала в преподнесении своих дисциплин и не уделяют внимания проблеме его восприятия студентами. Слабо высвечиваются внутри и междисциплинарные связи, преемственность дисциплин оказывается весьма низкой даже, несмотря на наличие программ непрерывной подготовки. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость. Особенно опасно это для

дисциплин, обеспечивающих фундаментальную подготовку.
Хотя в образовательных стандартах на внеаудиторную работу отводится половина учебного времени студента, этот норматив во многих случаях не выдерживается. Количество и объем заданий на самостоятельную работу и число контрольных мероприятий по дисциплине определяется преподавателем или кафедрой во многих случаях исходя из принципа "Чем больше, тем лучше". Не всегда делается даже экспертная, т.е. обоснованная личным опытом преподавателей, оценка сложности задания и времени, требуемого на его подготовку. Не всегда согласованы по времени сроки представления домашних заданий по различным дисциплинам, что приводит к неравномерности распределения самостоятельной работы по времени. Все эти факторы подталкивают студентов к формальному отношению к выполнению работы, к списыванию и, как это не парадоксально, к уменьшению времени, реально затрачиваемого студентом на эту работу. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ (иногда

за плату), а так же списывание и шпаргалки на контрольных мероприятиях. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть осуществлено на уровне ряда формальных действий, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых операций.


О мотивации самостоятельной работы студентов

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.
Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

1. Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению задания

существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

Другим вариантом использования фактора полезности является активное применение результатов работы в профессиональной подготовке. Так, например, если студент получил задание на дипломную (квалификационную) работу на одном из младших курсов, он может выполнять самостоятельные задания по ряду дисциплин гуманитарного и социально-экономического, естественно-научного и общепрофессионального циклов дисциплин, которые затем войдут как разделы в его квалификационную работу.

2. Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре.

3. Важным мотивационным фактором является интенсивная педагогика. Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего

игрового тренинга, в основе которого лежат инновационные и организационно-деятельностные игры. В таких играх происходит переход от односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его моделирование с выделением ведущих противоречий, а не просто приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе являются деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.

4. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

5. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.

6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы) и санкции за плохую учебу.

Например, за работу, сданную раньше срока, можно проставлять повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.

7. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

9. Мотивация самостоятельной учебной деятельности может быть усилена при использовании такой формы организации учебного процесса, как цикловое обучение ("метод погружения"). Этот метод позволяет интенсифицировать изучение материала, так как сокращение интервала между занятиями по той или иной дисциплине требует постоянного внимания к содержанию курса и уменьшает степень забываемости. Разновидностью этого вида занятий является проведение многочасового практического занятия, охватывающего

несколько тем курса и направленного на решение сквозных задач.


Организация и формы самостоятельной работы

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
Простейший путь - уменьшение числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы - не решает проблемы повышения или даже сохранения на прежнем уровне качества образования, ибо снижение объемов аудиторной работы совсем не обязательно сопровождается реальным увеличением самостоятельной работы, которая может быть реализована в пассивном варианте.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем за весь период обучения. Это время

полностью может быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
Второй - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и

в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.
Основная задача организации самостоятельной работы студентов (СРС) заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы. Основным принципом организации СРС должен стать перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к познавательной активности с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач. Цель СРС - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.
Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со

студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
При изучении каждой дисциплины организация СРС должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы; выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем;

выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ;
подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.
Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового

контроля знаний, опроса студентов в форме игры “Что? Где? Когда?” и т.д.
На практических и семинарских занятиях различные виды СРС позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях по естественно-научным и техническим дисциплинам нужно не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач. Практические занятия целесообразно строить следующим образом:

1. Вводное слово преподавателя (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).

2. Беглый опрос.

3. Решение 1-2 типовых задач у доски.

4. Самостоятельное решение задач.

5. Разбор типовых ошибок при решении (в конце текущего занятия или в начале следующего).

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. В

зависимости от дисциплины или от ее раздела можно использовать два пути:

1. Давать определенное количество задач для самостоятельного решения, равных по трудности, а оценку ставить за количество решенных за определенное время задач.

2. Выдавать задания с задачами разной трудности и оценку ставить за трудность решенной задачи.

По результатам самостоятельного решения задач следует выставлять по каждому занятию оценку. Оценка предварительной подготовки студента к практическому занятию может быть сделана путем экспресс-тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум - 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить по крайней мере две оценки.

По материалам модуля или раздела целесообразно выдавать студенту домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу или модулю подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по модулю), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания тем

студентам, которые хотят повысить оценку. Результаты выполнения этих заданий повышают оценку уже в конце семестра, на зачетной неделе, т.е. рейтинговая оценка на начало семестра ставится по текущей работе только, а рейтинговая оценка на конец зачетной недели учитывает все дополнительные виды работ.

Из различных форм СРС для практических занятий на старших курсах наилучшим образом подходят “деловые игры”. Тематика игры может быть связана с конкретными производственными проблемами или носить прикладной характер, включать задачи ситуационного моделирования по актуальным проблемам и т.д. Цель деловой игры - в имитационных условиях дать студенту возможность разрабатывать и принимать решения.
При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять СРС как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль СРС и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Данная система организации практических занятий позволяет вводить в задачи научно-исследовательские элементы, упрощать или усложнять задания.

Активность работы студентов на обычных практических занятиях может быть усилена введением новой формы СРС, сущность которой состоит в том, что на каждую задачу студент получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задачи для всех студентов одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задачи преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, точность и единицы измерения определенных величин, имеющиеся справочные материалы и т.п. ). Выполнение СРС на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает студентов грамотно и правильно выполнять технические расчеты, пользоваться вычислительными средствами и справочными данными. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у студентов меняется отношение к лекциям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта

трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Другая форма СРС на практических занятиях может заключаться в самостоятельном изучении принципиальных схем, макетов, программ и т.п., которые преподаватель раздает студентам вместе с контрольными вопросами, на которые студент должен ответить в течение занятия.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения лабораторных работ. Поэтому при выполнении работы необходимо:

  1. Провести экспресс-опрос (устно или в тестовой форме) по теоретическому материалу, необходимому для выполнения работы (с оценкой).

  2. Проверить планы выполнения лабораторных работ, подготовленный студентом дома (с оценкой).

  3. Оценить работу студента в лаборатории и полученные им данные (оценка).

  4. Проверить и выставить оценку за отчет.
    Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных. При этом часть работ может не носить обязательный характер, а выполняться в рамках самостоятельной работы по курсу. В ряд работ целесообразно включить разделы с дополнительными элементами научных исследований, которые потребуют углубленной самостоятельной проработки теоретического материала.

Методическое обеспечение и контроль самостоятельной работы

Разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса является важнейшим условием эффективности самостоятельной работы студентов. К такому комплексу следует отнести тексты лекций, учебные и методические пособия, лабораторные практикумы, банки заданий и задач, сформулированных

на основе реальных данных, банк расчетных, моделирующих, тренажерных программ и программ для самоконтроля, автоматизированные обучающие и контролирующие системы, информационные базы дисциплины или группы родственных дисциплин и другое. Это позволит организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:

- входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;

- промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы, то есть организация самостоятельной работы студентов производится на основе современных образовательных технологий. В качестве такой технологии в современной практике высшего профессионального образования часто рассматривается рейтинговая система обучения, позволяющая студенту и преподавателю выступать в виде субъектов образовательной деятельности, т.е. являться партнерами.

Рейтинговая система обучения предполагает многобалльное оценивание студентов, но это не простой переход от пятибалльной шкалы, а возможность объективно отразить в баллах расширение диапазона оценивания индивидуальных способностей студентов, их усилий, потраченных на выполнение того или иного вида

самостоятельной работы. Существует большой простор для создания блока дифференцированных индивидуальных заданий, каждое из которых имеет свою «цену». Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, в систему рейтинговой оценки включаются дополнительные поощрительные баллы за оригинальность, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или разрешению научных проблем. У студента имеется возможность повысить учебный рейтинг путем участия во внеучебной работе (участие в олимпиадах, конференциях; выполнение индивидуальных творческих заданий, рефератов; участие в работе научного кружка и т.д.). При этом студенты, не спешащие сдавать работу вовремя, могут получить и отрицательные баллы. Вместе с тем, поощряется более быстрое прохождение программы отдельными студентами. Например, если

учащийся готов сдавать зачет или писать самостоятельную работу раньше группы, можно добавить ему дополнительные баллы.

Рейтинговая система  это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, выполнения планового объема самостоятельной работы. Ведение многобалльной системы оценки позволяет, с одной стороны, отразить в балльном диапазоне индивидуальные особенности студентов, а с другой  объективно оценить в баллах усилия студентов, затраченные на выполнение отдельных видов работ. Так каждый вид учебной деятельности приобретает свою «цену». Получается, что «стоимость» работы, выполненной студентом безупречно, является количественной мерой качества его обученности по той совокупности изученного им учебного материала, которая была необходима для успешного выполнения задания. Разработанная шкала перевода рейтинга по дисциплине в итоговую пятибалльную оценку доступна, легко подсчитывается как преподавателем, так и студентом: 85%-100%

максимальной суммы баллов  оценка «отлично», 70%-85%  оценка «хорошо», 50%-70%  «удовлетворительно», 50% и менее от максимальной суммы  «неудовлетворительно».

При использовании рейтинговой системы:

  • основной акцент делается на организацию активных видов учебной деятельности, активность студентов выходит на творческое осмысление предложенных задач;

  • во взаимоотношениях преподавателя со студентами есть сотрудничество и сотворчество, существует психологическая и практическая готовность преподавателя к факту индивидуального своеобразия «Я-концепции» каждого студента;

  • предполагается разнообразие стимулирующих, эмоционально-регулирующих, направляющих и организующих приемов вмешательства (при необходимости) преподавателя в самостоятельную работу студентов;

  • преподаватель выступает в роли педагога-менеджера и режиссера обучения, готового предложить

  • студентам минимально необходимый комплект средств обучения, а не только передает учебную информацию; обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целей;

  • учебная информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как цель обучения.

Рейтинговая система обучения обеспечивает наибольшую информационную, процессуальную и творческую продуктивность самостоятельной познавательной деятельности студентов при условии ее реализации через технологии личностно-ориентированного обучения (проблемные, диалоговые, дискуссионные, эвристические, игровые и другие образовательные технологии).

Большинство студентов положительно относятся к такой системе отслеживания результатов их подготовки, отмечая, что рейтинговая система обучения способствует равномерному распределению их сил в течение семестра, улучшает усвоение учебной информации, обеспечивает

систематическую работу без «авралов» во время сессии. Большое количество разнообразных заданий, предлагаемых для самостоятельной проработки, и разные шкалы их оценивания позволяют студенту следить за своими успехами, и при желании у него всегда имеется возможность улучшить свой рейтинг (за счет выполнения дополнительных видов самостоятельной работы), не дожидаясь экзамена. Анализируя итоги опыта введения рейтинговой системы в некоторых вузах нашей страны, можно отметить, что организация процесса обучения в рамках рейтинговой системы обучения с использованием разнообразных видов самостоятельной работы позволяет получить более высокие результаты в обучении студентов по сравнению с традиционной вузовской системой обучения.

Использование рейтинговой системы позволяет добиться более ритмичной работы студента в течение семестра, а так же активизирует познавательную деятельность студентов путем стимулирования их творческой активности. Введение рейтинга может вызвать увеличение нагрузки преподавателей за счет дополнительной работы по структурированию

содержания дисциплин, разработке заданий разного уровня сложности и т.д. Но такая работа позволяет преподавателю раскрыть свои педагогические возможности и воплотить свои идеи совершенствования учебного процесса.

Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по

дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.
Следует отметить и все шире проникающие в учебный процесс автоматизированные обучающие и обучающе-контролирующие системы, которые позволяют студенту самостоятельно изучать ту или иную дисциплину и одновременно контролировать уровень усвоения материала.
В заключение отметим, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому данные рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель - помочь преподавателю сформировать свою

творческую систему организации самостоятельной работы.


3. Творческая работа студента.

«Главный бухгалтер» Группа №1

Главный бухгалтер должен знать:

  1. законодательство о бухгалтерском учете;

  2. постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

  3. гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

  4. структуру предприятия, стратегию и перспективы его развития; положения и инструкции по организации бухгалтерского учета на предприятии, правила его ведения;

  5. порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета;

  6. формы и порядок финансовых расчетов;

  7. методы экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, выявления внутрихозяйственных резервов;

  8. порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей;

  9. правила расчета с дебиторами и кредиторами;

  10. кредиторами; условия налогообложения юридических и физических лиц;

  11. порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь;

  12. правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей;

  13. порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности; правила проведения проверок и документальных ревизий;

  14. современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия;

  15. передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;

  16. экономику, организацию производства, труда и управления;

  17. основы технологии производства;

  18. рыночные методы хозяйствования;

  19. законодательство о труде;

  20. правила и нормы охраны труда.

1.3 Требования к квалификации


Высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.


ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

НАЧАЛЬНИКА ОТДЕЛА УЧЕТА ПОСТУПЛЕНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ

СРЕДСТВ - ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА

1. Общие положения

1.1. Начальник отдела учета поступления и расходования средств - главный бухгалтер (далее - главный бухгалтер) обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

1.2. Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности управляющим отделением.

1.3. Прием сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляется актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности.

1.4. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно управляющему отделением и начальнику Департамента учета и распределения средств ПФР.

1.5. На время отсутствия главного бухгалтера (командировка, отпуск, болезнь и т.п.) права и обязанности главного бухгалтера переходят к заместителю начальника отдела учета поступления и расходования средств, о чем объявляется приказом по отделению.

2. Функции

Главный бухгалтер обеспечивает контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех осуществленных хозяйственных операций, представление оперативной информации о финансовом состоянии отделения, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности отделения.


3. Должностные обязанности

3.1. Главный бухгалтер, осуществляя организацию бухгалтерского учета на основе установленных правил его ведения, обязан обеспечить:

  • использование современных средств автоматизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета;

  • полный учет поступающих денежных средств, товарно - материальных ценностей и основных средств, а также своевременное отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с их движением;

  • достоверный учет исполнения бюджета ОПФР, сметы расходов на содержание аппарата отделения;

  • - точный учет результатов хозяйственно-финансовой деятельности отделения в соответствии с установленными правилами;

  • - правильное начисление и своевременное перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, погашение в установленные сроки задолженности банкам по кредитам (ссудам), отчисление средств в фонды и резервы;

  • - участие в работе по оформлению материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей и контроль за передачей в надлежащих случаях этих материалов в судебные и следственные органы;

  • - составление достоверной бухгалтерской отчетности на основе первичных документов и бухгалтерских записей, представление ее в установленные сроки соответствующим органам;

  • - осуществление (совместно с другими подразделениями и службами) экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности отделения по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, предупреждения потерь и непроизводительных расходов;

  • - сохранность бухгалтерских документов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив.

3.2. Главный бухгалтер совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан тщательно контролировать:

  • - соблюдение установленных правил оформления приемки и отпуска товарно-материальных ценностей;

  • - правильность расходования фонда оплаты труда, установления должностных окладов, строгое соблюдение штатной, финансовой и кассовой дисциплины;

  • - соблюдение установленных правил проведения инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, основных фондов, расчетов и платежных обязательств;

  • - взыскание в установленные сроки дебиторской и погашение кредиторской задолженности, соблюдение платежной дисциплины;

  • - законность списания с бухгалтерских балансов недостач, дебиторской задолженности и других потерь.

3.3. Главный бухгалтер обязан активно участвовать в подготовке мероприятий, предупреждающих образование недостач и незаконное расходование денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушения финансового и хозяйственного законодательства.

В случае обнаружения незаконных действий должностных лиц (приписки, использование средств не по назначению и другие нарушения и злоупотребления) главный бухгалтер докладывает об этом управляющему отделением для принятия мер.

3.4. Документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства подписываются управляющим отделением и главным бухгалтером или лицами, ими на то уполномоченными. Предоставление права подписания документов этими лицами должно быть оформлено приказом по отделению. Указанные выше документы без подписи главного бухгалтера или лиц, им на то уполномоченных, считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально ответственными лицами и работниками бухгалтерии отделения.

3.5. Главному бухгалтеру запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных ценностей. В случае разногласий между управляющим отделением и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения управляющего отделением, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

3.6. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений являются обязательными для всех подразделений и служб отделения. За невыполнение или нарушение указаний главного бухгалтера, вытекающих из осуществления возложенных на него обязанностей, виновные могут лишаться по распоряжению управляющего отделением премий полностью или частично, а в необходимых случаях привлекаться к ответственности в установленном законом порядке.

4. Творческая работа студента. Группа №2

«Экономист»

Понятие квалификационной характеристики.

Эффективность использования кадров существенно зависит от их профессионально-квалификационной структуры. При этом термином профессия обозначают род трудовой деятельности, требующий совокупности специальных знаний, практических навыков и психофизиологических свойств носителей профессии. Но именно они доминирующим образом определяют качество труда, делают возможным само выполнение действий, составляющих профессию. Степень овладения человеком какой-либо профессией устанавливают присвоением ему соответствующей квалификации. Именно она выражает умение работника выполнять работы определенной сложности и характеризует уровень его общетеоретической подготовки, владение профессиональными навыками и его личные способности. Высокая квалификация, фиксируемая присвоением квалификационных разрядов или категорий, позволяет не только выполнять работы повышенной сложности, с более высокой производительностью, но и получать продукт производства более высокого качества с дополнительными потребительскими свойствами. Работники высокой квалификации всегда ценились. Еще в древности каждый правитель всеми силами стремился заполучить опытных ремесленников и мастеров, людей, искушенных в мудрости и знаниях. Перечень профессий, специальностей и квалификационных к ним требований закреплен в ОКПДТР или тарифно-квалификационных справочниках, которые обычно разрабатывают применительно к конкретным отраслям промышленности. Особо высокие требования предъявляются к руководителям (начальник планово-экономического отдела, начальник отдела труда и заработной платы и др.) и специалистам высшего и среднего звена (экономист, экономист по труду, экономист по сбыту и др.). Обязанностью руководителей является принятие производственно-хозяйственных решений, определяющих судьбу предприятия.

Специалисты высшего и среднего звена не принимают кардинальных решений, но именно они готовят эти решения, всесторонне обосновывая их, проводя необходимые исследования, расчеты и производственные эксперименты. Поэтому в качестве обязательных признаков, необходимых для отнесения конкретного работника к этим квалификационным группам, кроме занятости преимущественно умственным трудом, в настоящее время служит наличие специального образования, допускающего претендента к выполнению управляющих функций, подготовке и принятия производственных решений.


Квалификационная характеристика экономиста.

Экономист относится к категории специалистов.

На должность экономиста назначается лицо, имеющее:

высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста II категории не менее 3 лет (должность экономиста I категории);

высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности экономиста либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет (должность экономиста II категории);

высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет (должность экономиста).

Экономист назначается и освобождается от должности директором предприятия.

Экономист должен знать:

законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию, учету и анализу деятельности предприятия;

организацию плановой работы;

порядок разработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой производственной деятельности предприятия;

порядок разработки бизнес-планов;

планово-учетную документацию;

порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат; методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделений;

методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений;

методы и средства проведения вычислительных работ;

правила оформления материалов для заключения договоров;

организацию оперативного и статистического учета;

порядок и сроки составления отчетности;

отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики;

экономику, организацию производства, труда и управления;

основы технологии производства;

рыночные методы хозяйствования;

возможности применения вычислительной техники для осуществления технико-экономических расчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия, правила ее эксплуатации;

законодательство о труде;

правила и нормы охраны труда;

Экономист выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Также подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли. Он выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимые для производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видов продукции, прогрессивной техники и технологии. Специалист осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений, выявляет резервы производства, разрабатывает меры по обеспечению режима экономии, повышению рентабельности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек на производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов, а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции. Он определяет экономическую эффективность организации труда и производства, внедрения новой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений, участвует в рассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведении работ по ресурсосбережению, во внедрении и совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствовании прогрессивных форм организации труда и управления, а также плановой и учетной документации. Работник экономической службы оформляет материалы для заключения договоров, следит за сроками выполнения договорных обязательств, а также осуществляет контроль за ходом выполнения плановых заданий по предприятию и его подразделениям, использованием внутрихозяйственных резервов. Он участвует в проведении маркетинговых исследований и прогнозировании развития производства, выполняет работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за правильностью осуществления расчетных операций.

Специалист в этой области ведет учет экономических показателей результатов производственной деятельности предприятия и его подразделений, а также учет заключенных договоров, и подготавливает периодическую отчетность в установленные сроки. Он выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных. Специалист участвует в формировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации.

Экономист имеет право:

получать от специалистов структурных подразделений предприятия информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

представлять на рассмотрение главного экономиста или своего непосредственного руководителя предложения по улучшению работы экономического отдела предприятия;

требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

Экономист несет ответственность:

за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией,— в соответствии с действующим трудовым законодательством;

за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности,— в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;

за причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством.


  1. Поисковая работа студента.

«Российский план счетов». Группа №3

История плана счетов

  • 1960-1968 - действовал План счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций союзного, республиканского и местного подчинения, утвержденный Письмом Минфина СССР от 28.09.1959 №295

  • 1969-1985 - действовал План счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности предприятий, строек и хозяйственных организаций, утверждённый Письмом Минфина СССР от 30.05.1968 №130

  • 1986-1992 - действовал План счетов бухгалтерского учёта производственно-хозяйственной деятельности объединений, предприятий и организаций и Инструкции по его применению, утверждённый Приказом Минфина СССР от 28.03.1985 года №40

  • 1992-2000 - действовал План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению, утверждённый Приказом Минфина РФ от 01.11.1991 №56

  • с 2001 - действует новый План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утверждённый Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 года №94н

План счетов для кредитных организаций

  • 1989-1996 - действовал План счетов бухгалтерского учёта в коммерческих банках (кредитных учреждениях) Российской Федерации, первая редакция которого утверждена Письмом Госбанка СССР от 21.12.1989 №254.

  • 1996-1997 - действовал План счетов бухгалтерского учёта кредитных организаций по балансовым счетам, утвержденный Приказом ЦБ РФ от 31.10.1996 № 02-399.

  • 1998-2002 - действовал План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций, содержащийся в "Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утверждённых Приказом ЦБ РФ от 18.06.1997 № 02-263.

  • 2003-2007 - действовал План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций, содержащийся в "Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". утверждённых Положением Банка России от 05.12.2002 № 205-П.

  • с 2008 - введён План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций, который содержится в "Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденных Положением Центрального банка России 26.03.2007 г. № 302-П.

План счетов для бюджетных организаций

  • 1987-1993 - действовал План счетов, содержащийся в Инструкции по бухгалтерскому учёту в учреждениях и организациях, состоящих на Государственном бюджете СССР, утверждённой Минфином СССР от 10.03.1987 №61

  • 1994-1999 - действовал План счетов, содержащийся в Инструкции по бухгалтерскому учёту в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утверждённой Приказом Минфина РФ от 03.11.1993 № 122

  • 1999-2005 - действовал План счетов, содержащийся в Инструкции по бухгалтерскому учёту в бюджетных учреждениях, утверждённой Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 №107н

  • 2005 - действовал План счетов, содержащийся в Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина РФ от 26.08.2004 №70н

  • с 2006 - действует План счетов, содержащийся в Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 года №25н

План счетов РФ

Наименование счета

Номер счета

Номер и наименование счета

1

2

3

Раздел I. Внеоборотные активы

Основные средства

01 А

По видам основных средств

Амортизация основных средств

02 П


Доходные вложения в материальные ценности

03 A

По видам материальных ценностей


Нематериальные активы

04 А

По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

Амортизация нематериальных активов

…………….

05 П



06


Оборудование к установке

07 А



Вложения во внеоборотные активы

08А

1. Приобретение земельных участков

2. Приобретение объектов природопользования

3. Строительство объектов основных средств

4. Приобретение объектов основных средств

5. Приобретение нематериальных активов

6. Перевод молодняка животных в основное стадо

7. Приобретение взрослых животных

8. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

Отложенные налоговые активы

09А


Раздел II. Производственные запасы

Материалы

10 А

1. Сырье и материалы

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали

3. Топливо

4. Тара и тарные материалы

5. Запасные части

6. Прочие материалы

7. Материалы, переданные в переработку на сторону

8. Строительные материалы

9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности

10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе

11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации


Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

19 А

1. Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств

2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам

3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально- производственным запасам

Раздел III. Затраты на производство

Основное производство

20 А


Общехозяйственные расходы

……………….

26 А


27


Брак в производстве

28 А


Товары

41 А

1. Товары на складах

2. Товары в розничной торговле

3. Тара под товаром и порожняя

4. Покупные изделия

Торговая наценка

42 П


Готовая продукция

43


Расходы на продажу

44


Товары отгруженные

44 А

45 А


Выполненные этапы по незавершенным работам

V.

Денежные средства


Касса

50 А

1. Касса организации

2. Операционная касса

3. Денежные документы

Расчетные счета

51 А


Валютные счета

52 А


Переводы в пути

57 А

1. Паи и акции

2. Долговые ценные бумаги

Финансовые вложения

58 А

3. Предоставленные займы

4. Вклады по договору простого товарищества

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

60 АП


……………….

Расчеты с покупателями и заказчиками

61

62 АП


Резервы по сомнительным долгам

……………….

……………….

63 П


64

65


Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

66П

По видам кредитов и займов

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

67

По видам кредитов и займов

Расчеты по налогам и сборам

68 АП

По видам налогов и сборов

1. Расчеты по социальному страхованию

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению

69 АП

2. Расчеты по пенсионному обеспечению

3. Расчеты по обязательному медицинскому страхованию

Расчеты с персоналом по оплате труда

70П


Расчеты с подотчетными лицами

71АП


……………….

Расчеты с персоналом по прочим операциям

72

73 А

1. Расчеты по предоставленным займам

2. Расчеты по возмещению материального ущерба

……………….

74

1. Расчеты по вкладам в уставный

Расчеты с учредителями

75 АП

(складочный) капитал

2. Расчеты по выплате доходов

1. Расчеты по имущественному и личному страхованию

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

76 АП

2. Расчеты по претензиям

3. Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам

4. Расчеты по депонированным суммам

Отложенные налоговые обязательства

……………….

77П


78


Внутрихозяйственные расчеты

79 АП

1. Расчеты по выделенному имуществу

2. Расчеты по текущим операциям

3. Расчеты по договору доверительного управления имуществом

Раздел VII. Капитал

Уставный капитал

80П


Собственные акции (доли)

81А


Резервный капитал

82П


Добавочный капитал

83П


Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

……………….

84 АП



85


Целевое финансирование

86 АП

По видам финансирования

……………….

……………….

……………….

87

88

89


VIII. Финансовые результаты

Продажи




90 АП

1. Выручка

2. Себестоимость продаж

3. Налог на добавленную стоимость

4. Акцизы

9. Прибыль/убыток от продаж

1. Прочие доходы

Прочие доходы и расходы


……………….

……………….

91 АП



92

93

2. Прочие расходы

9. Сальдо прочих доходов и расходов

Недостачи и потери от порчи ценностей

……………….

Резервы предстоящих расходов

94А


95

96П




По видам резервов

Расходы будущих периодов

97А

По видам резервов

1. Доходы, полученные в счет будущих периодов

2. Безвозмездные поступления

3. Предстоящие поступления

Доходы будущих периодов

98 П

задолженности по недостачам, выявленным за прошлые годы

4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки

99 АП


Забалансовые счета

Арендованные основные средства

001 А


Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение

002 А


Материалы, принятые в переработку

003А


Товары, принятые на комиссию

004 А


Оборудование, принятое для монтажа

005 А



Бланки строгой отчетности

006 А



Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов

007 А



Обеспечения обязательств и платежей полученные


008 А



Обеспечения обязательств и платежей выданные


009А



Износ основных средств


010А


Основные средства, сданные в аренду

011 А


План счетов бухгалтерского учета

Система счетов бухгалтерского учета способна обеспечить любой информацией, необходимой для целей планирования, нормирования, управления и контроля за выполнением заданий, но для единообразия содержания экономической информации о хозяйственных средствах, источниках, хозяйственных процессах, а также для правильного и четкого построения и организации бухгалтерского учета необходим четкий перечень и конкретная характеристика каждого счета. Таким документом является План счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета.

План счетов разработан на основе экономической классификации счетов. В Плане счетов приведены наименования и коды синтетических счетов (счета первого порядка) и субсчетов (счета второго порядка). В Плане счетов счета сгруппированы по признаку экономического содержания отражаемых хозяйственных процессов и расположены в определенной, экономически обоснованной последовательности.

По Плану счетов бухгалтерский учет должен быть организован на предприятиях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.


6.Ответы студентов.

А) План счетов Российской Федерации.

Б) Федеральный закон Российской Федерации.

В) Налоговая система Российской Федерации.


7.Поисковая работа студентов. Группа №4

Местный налог. Налог на рекламу.

Согласно п. 3 ст.15 НК РФ налог на рекламу является местным налогом.

Рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К средствам распространения информации относятся печать(газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной продукции), эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, радиовещание, световые газеты(бегущая строка, световая фиксированная строка),иллюстративно - изобразительные средства (щиты, вывески, афишы, календари, плакаты и т.д), аудио- и видеозапись и др.

К рекламным услугам не относятся изготовление и распространение информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, используемых для реализации товаров, включая витрины; объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов ,телефаксов, телетайпов ;объявлений органов государственной власти и управления ,содержащих информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций ;предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении производства работ, передвижений и т. д. в связи с особенностями данной территории или участка ;прочих информационных сведений ,объявлений ,не имеют характера рекламы.

Плательщиками налога на рекламу являются предприятия и организации –рекламодатели независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности ,имеющие согласно законодательству РФ статус юридических лиц, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций ,имеющие отдельный баланс , расчетный или иной счет, а также иностранные юридические лица

Рекламодатели-физические лица,зарегитрированные в установленном порядке в качестве предринимателей и осуществляющие свою деятельность на соответствующей территории ,также являются плательщиками этого налога.


8. Работа с компьютерной программой «Power Point» - «Презентация группы Эк-11»

Новый внешний вид Office.    У Microsoft Office 2003 теперь новый, более свободный и активный интерфейс. Появились новые и усовершенствованные области задач, в том числе «Приступая к работе», «Справка», «Результаты поиска», «Общая рабочая область», «Обновления документов» и «Справочные материалы».

Поддержка планшетных ПК.    На планшетном ПК с помощью рукописного ввода можно вводить текст в документы Office так же быстро, как при работе с ручкой и напечатанными данными. Теперь можно располагать области задач горизонтально, что значительно удобнее при работе на планшетном компьютере.

Область задач «Справочные материалы».    В новой области задач Справочные материалы предлагается широкий выбор справочных сведений и дополнительных ресурсов при наличии подключения к Интернету. Для поиска справочных материалов могут быть использованы энциклопедия, поиск в Интернете и другие источники. Кроме того, в области задач Справочные материалы имеется доступ к новому для Microsoft Office PowerPoint средству — тезаурусу. Это неоценимое средство для поиска синонимов позволяет заметно повысить качество презентаций.

Совершенствование потребительских качеств.    Компания Майкрософт постоянно повышает качество, надежность и производительность своих программных продуктов и служб. Программа по анализу опыта пользователей позволяет собирать сведения о конфигурации оборудования и об использовании приложений и служб Microsoft Office для выявления общих тенденций и закономерностей. Участие в программе не является обязательным, а все сведения собираются анонимно. Помимо этого, усовершенствованы сообщения об ошибках, облегчено создание отчетов по возникающим трудностям и получение полезной информации в момент их возникновения. Наконец, с помощью подключения к Интернету можно отправить в компанию Майкрософт отзыв пользователя о приложении Office, о содержании справки или веб-узла Microsoft Office Online. Узел постоянно пополняется и совершенствуется на основе обратной связи с пользователями.


9. Работа со слайд-щоу в Power Point кроссворд.

Задания для кроссворда:

Вопрос 1: Наша будущая профессия?

Вопрос 2:Один из составляющих налогов налоговой системы РФ?

Вопрос 3:Преподаватель – Юлия ……..?

Вопрос 4:Один из составляющих налогов налоговой системы РФ?

Вопрос 5:Российский План счетов; раздел 3, №20 «Основное …………»?

Вопрос 6:Российский План счетов, название 3 раздела?

Вопрос 7:Федеральный закон РФ, статья 10: «……. бух. учета»?

Вопрос 8:Эк-11 самая лучшая группа?

Вопрос 9:Какая фамилия у зав.отделением?

Вопрос 10:Российский План счетов, раздел1, №01 «Основные …….»?


10. Заключительная часть

Подведение итогов. Оглашение результатов.

Библиография

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 17 марта 2000 г. Номер государственной регистрации 234 экс/сп.

  2. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. – 256 с.

  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.

  4. Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2002. – 217 с.

  5. Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. – Мн.: Изд-во БГУ, 1980. – 144 с.

Дополнительная

  1. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. – М., 2004. – 72 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).

  2. Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08  теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т.  Ростов-н/Д, 2001.  23 c.

  3. Федеральный закон РФ от 21.11.96г. №129 ФЗ.

  4. Российский план счетов.

  5. Налоговый кодекс РФ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фаизова Юлия Марсовна

Дата: 24.03.2017

Номер свидетельства: 402865


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
Курсы ПК и ППК для учителей!
800 руб.
4000 руб.
2760 руб.
13800 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства