Начало урока | Каковы причины и последствия гражданской войны и иностранной интервенции в России? концентрация внимания учащихся совместно с учащимися определение целей урока/ЦО определяет «зону ближайшего развития» учащихся, ожидания к концу урока (К/Ф) Покажите таблицу «Социальный состав противоборствующих сил». Попросите учащихся проанализировать социальный состав «красных» и «белых», используя знания из предыдущего урока. Вопросы | “Белые” | “Красные” | Время создания | Конец 1917 г. | Январь 1918 г. | Личности | Алексеев, Колчак, Корнилов, Деникин, Юденич, Врангель | Фрунзе, Тухачевский, Вацетис, Егоров | Вооруженные силы | Добровольческая армия | Красная армия | Социальная основа | Офицеры, юнкера, казаки, буржуазия, интеллигенция | Фабрично-заводские рабочие, беднейшее и среднее крестьянство, маргинальные слои | Политическая основа | Кадеты, правые эсеры, монархисты, меньшевики | Большевики | Учащиеся должны прийти к выводу, что «белых» поддерживало большинство кадровых офицеров царской армии, «красные» пользовались поддержкой большей части населения, прежде всего крестьянства. Обсудите вопрос: Можно ли было избежать гражданскую войну? | Видеоматериал Белые грабят, красные грабят ... www.youtube.com https://www.youtube.com/watch?v=jaDAfYJs4gU |
Середина урока | (П) Работа с терминами- учащиеся приводят свои предположения по поводу смысла новых терминов, затем необходимо дать определения терминов с пояснениями. гражданская война директория сепаратный мир интервенция (У)Учитель, используя ленту времени, напоминает о событиях в России с 1914 по 1918 гг., включая участие в Первой мировой войне, две революции, сепаратный мир, окончание войны, гражданскую войну и иностранную интервенцию. (Г/Ф) Деление класса на два лагеря- на «белых» и «красных». Учитель раздает текстовый материал, на основе которого учащиеся проводят свои исследования. Группы представляют результаты в виде постера. Дескрипторы: - Учащиеся указывают социальную основу белого и красного движения - Учащиеся указывают факты белого и красного террора - Учащиеся указывают причины победы «красных» и причины поражения «белых». Учитель может предоставить помощь, которая будет направлять учащихся на следующие выводы. «Белые»: - осознавали необходимость единства действий; - необходим был единый военный или политический лидер; - надо было выдвинуть более привлекательную и понятную массам программу, лозунги. Красные: - убедились, что самые жестокие действия способствуют достижению победы; - потеряли надежду на быструю мировую революцию; - осознали невозможность продолжать прежнюю экономическую политику. | Проект урока по истории России 9 класс «Гражданская война ... Тексты Красные и Белые http://samarapedsovet.ru/load/istorija_i_obshhestvoznanie/k_uroku/metodicheskaja_razrabotka_uroka_razmyshlenija_po_teme_grazhdanskaja_vojna_v_rossii_krasnyj_i_belyj_terror_dlja_studentov_1_2_kursov/57-1-0-1065 Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. – М.: Просвещение, 2011. |
Конец урока | (К) Раздайте учащимся тексты с мероприятиями политики «военного коммунизма» Обсудите последствия проведения данной политики. | Данилов Д. Д. Всеобщая история. Новейшее время. XX - начало XXI века. 9 класс. Учебник. Баласс, 2010 |