kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ассирийская держава

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений об Ассирии, как о великой державе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ассирийская держава»

Региональный семинар

«Организация продуктивной деятельности на уроке: Применение экспериментального способа проверки гипотезы. Исследование на уроке.»


Учитель: Ермолаева Е. А.

Предмет, класс: история, 5а класс

Тема урока: Ассирийская держава

Тип урока: урок-исследование

Дата проведения: 13 ноября 2024 год


Образовательная цель: формирование представлений об Ассирии, как о великой державе.

Предполагаемые результаты:

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи;коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив; целеполагание,  как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивать качество и уровень усвоения; волевая саморегуляция; оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:структурирование знаний;постановка и формулирование проблемы;выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;умение структурировать знания.

Личностные: осознавать свои эмоции, вырабатывать желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся.

Коммуникативные: Излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого;умение выражать свои мысли;организовывать работу в паре, самостоятельно вырабатывать решения.

Метапредметные результаты:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

(анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);

- способность решать творческие задачи;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, парной работе.

Предметные результаты:

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохраненияисторических и культурных памятников мира.


Оборудование урока: мультимедийное оборудование, атлас, рабочие листы, учебник.


Ход урока.

Учитель: Ребята, существует гипотеза, предположение, что Ассирия – великая держава. Что означает слово держава?

Дети: пытаются сами дать понятие данному слову или смотрят ответ на стр. 88 - большое и сильное государство.

Учитель: Вы знакомы с Ассирией?

Дети: Нет.

Учитель: Можно ли без доказательств, без исследований, без фактов согласиться с данной гипотезой.

Дети: Нет.

Учитель: Так чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Дети: Доказывать, что Ассирия великая держава.

Учитель: Чтобы доказать гипотезу, предположение, нужно привести аргументы, факты, доказательства или в пользу гипотезы или против. Скажите мне, пожалуйста, из каких источников мы можем узнать об Ассирийской державе?

Дети: Из книги, из интернета, работая с картой, работа с рисунками…

Учитель: Опираясь на источники, которые вы перечислили, мы будем искать доказательства гипотезы, что Ассирия великая держава.

Чтобы что-то доказать, что-то исследовать необходимо составить план.

С чего мы начнём изучать Ассирию?

Дети: предлагают план изучения Ассирии.

1. Местоположение и природные условия.

2. Ассирийское войско.

3. Правители государства. Личность царя.

Учитель: Итак, рассмотрим первый пункт нашего плана. Может быть, природные условия способствовали процветанию государства?

Рабочий лист. 1 задание. Работа с источником информации.

Слайд 2. Работая с источником, определите особенности месторасположения Ассирии, природные условия и занятия древних ассирийцев.

Учитель: Какие выводы вы можете сделать на основе прочитанного источника?

Дети: 1. Основное занятие скотоводство. 2. Открыта для нападения со всех сторон 3. Большое войско. 3. Залежи железной руды.

Учитель: Люди до появления железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были медь и бронза. Железная руда похожа на рыхлую рыжую землю. Долгое время никто и не подозревал, что из мягкой, рыхлой земли можно получить твердое и крепкое вещество.

Но всё изменилось в 10 веке до н. э. Что произошло в это время?

Дети: Ассирийцы научились делать предметы из железа. стр. 86

Учитель: Что было необходимо для плавки железа?

Дети: Плавится железо при более высокой температуре, чем медь. Нужно много топлива. Строили специальные печи, появились новые ремёсла кузнецы и литейщики. Стр. 86-87.

Учитель: Каковы последствия применения железа?

Дети: Железные изделия получались намного дешевле, прочнее и долговечнее медных и бронзовых. С помощью железных топоров стало удобнее валить лес, железными лопатами стало проще копать каналы и рыть колодцы, а железным плугом — рыхлить твёрдую почву. Стр. 87.

Изобретение железных орудий труда способствовало развитию земледелия даже в тех районах, где почвы не были мягкими и плодородными. Стр. 87

Кроме того, оружие из железа позволило ассирийским царям создать сильную армию.

Учитель: ребята, давайте сделаем вывод, что дало Ассирии использование железа?

Дети: развивается и распространяется земледелие, появляются новые ремёсла, улучшаются, усовершенствуются орудия труда, армия оснащается новым оружием.

Учитель: по первому пункту нашего исследования можно сделать вывод, что Ассирия становится державой?

Дети: Да.

Учитель: Из текста задания 1, найдите ответ на вопрос: «Зачем Ассирии нужна сильная армия?»

Дети: по тексту - отсутствия естественных барьеров, как море или горы, была открыта для нападения со всех сторон и, следовательно, чтобы выжить.

Учитель: Переходим ко второму пункту нашего плана – Ассирийское войско.

Умение добывать и обрабатывать железо стало военным преимуществом ассирийцев. Вооружив своё войско стальным оружием ассирийцы преуспели в военных походах на соседей — ведь стальным мечом можно было разрубить меч из бронзы. Ассирия просуществовала почти 700 лет и постоянно вела войны.  Ассирийский народ был очень гордым и воинственным. Цари этой страны создали большое и могучее войско.  

При раскопках были найдены изображения войска в военных походах.

Рабочий лист. Задание 2. Работа с иллюстрациями.

Слайд 3. Учитель: Постарайтесь определить, какие виды вооружения были у ассирийцев. Встречались ли вы с такими видами вооружения, изучая предыдущие государства. Подумайте, из каких войск состояла армия в Ассирии. Запишите в рабочий лист. Помощь стр. 87.

Дети: Лук, копье, щиты, мечи, шлемы, панцири, колесницы. Войска - пехотинцы, конница, воины на колесницах. Знакомы с лучниками, копьеносцами, колесничими. Не знакомы с конницей, тараном, переправа с надувными мешками.

Слайд 4. Учитель: В Ассирии впервые ввели конницу в состав собственной армии как отдельный род войск. Вооружённые всадники представляли грозную силу. К тому же, ассирийцы изобрели седло, и теперь всадник мог прочно сидеть на лошади, свободно используя своё оружие — меч или лук.

Конница — кавалерия, войско, в котором для ведения боевых действий использовалась верховая лошадь.

Слайд 5. Ассирийская армия достигла большого мастерства в деле осады и штурма укреплённых городов. Ни один укреплённый город того времени не имел шансов отразить нападение ассирийцев, использовавших осадную технику. Передвижные башни и таран. Что из себя представлял таран?

Дети: крупную повозку на колёсах, обтянутую кожей с металлическими пластинами, защищающими от  попадания вражеских стрел или камней. 

Внутри повозки висело на ремнях толстое бревно с железным наконечником. Чтобы взять укреплённую стену, воины подводили к ней повозку, раскачивали бревно и били им по стене до образования пролома или полного обрушения конструкции. Как правило, стены, сложенные из обожжённого кирпича, недолго могли устоять под натиском такого тарана, и через образовавшийся пролом в город устремлялась вся ассирийская армия. стр. 88.

Слайд 6. Учитель: Иногда на пути армии встречаются водные преграды. Например, реки. Что придумали ассирийцы, чтобы преодолевать такие преграды?

Дети: кожаные мешки. Стр. 88.

Ассирийские воины научились переплывать реки даже в тяжёлом вооружении. Они надували воздухом специально сшитые кожаные мешки и туго перевязывали верёвками отверстия, чтобы они не пропускали воздух. На таких мешках ассирийцы переплывали широкие и стремительные горные реки. Это позволило ассирийской армии организовывать стремительные нападения на своих противников, ведь реки перестали быть естественной преградой для войск.

Учитель: Какой можно сделать вывод об ассирийской армии?

Дети: сильная, хорошо оснащённая, использует новое вооружение, новую технику ведения боя, захватывая новые земли.

Учитель: В Ассирии формировали подразделения тяжелой и легкой пехоты, уже возникшую «настоящую» конницу, отряды колесниц, а также — опять-таки впервые в истории! - отдельные инженерные войска, которым отводилась существенная роль при штурме городов. Не было никого, кто был способен противостоять военной мощи этой страны.

Можно ли сказать, что армия способствовала становлению Ассирийской державы? Дети: Да.

Работа с картой.

Учитель: Конечно, имея такую армию, ассирийские цари совершали завоевательные походы. Выполнить задание на контурной карте.

Слайд 7. К концу VIII в. до н. э. Ассирия завоевала Вавилон, Библ, Тир, Сидон, Сирию, горное царство Урарту, часть Палестины и превратилась в огромное государство, занимающее земли от Египта до Ирана. 

Учитель: Как ассирийцы вели себя в завоёванных странах? Стр. 89.

Дети: Ассирийцы покоряли чужие народы тем, что массово вывозили из побеждённой страны представителей её знати, из-за чего жители оказывались лишены управления и независимости. 

При этом безжалостные завоеватели нередко прибегали к массовым пыткам и казням. Если население захваченной области сопротивлялось, то ассирийцы жестоко уничтожали почти всех жителей, что приводило в ужас соседние народы. 

Столица этого государства Ниневия называлась “городом крови” и “логовищем львов”.

Учитель: Давайте в подтверждение ваших слов обратимся к Летописи на стр. 90.

Учитель: Скажите, а что давали эти завоевательные походы для Ассирии?

Дети: Расширялась территория, земли, щедро одаренные природными богатствами, а также перекрёсток торговых путей, богатство, выход к морю.

Учитель: Так в какое государство превращается Ассирия?

Дети: это большое и сильное государство – держава.

Динамическая пауза: учитель напоминает учащимся о необходимости сделать динамическую паузу и провести физкультминутку (2 минуты)

Упражнение. Учитель называет термины и просит детей встать-сесть (встать, если термин относится к истории Древнего Египта). Перечень терминов: мамонт, речные пороги, фараон, клинопись, мумия, единобожие, сфинкс, шумеры, дельта, алфавит, папирус.

Слайд 8. Учитель: В Ниневии на искусственном холме был построен роскошный дворец. Его охраняла стена с зубчатыми башнями. А ворота охраняли пятиногие быки.

Как вы считаете, правитель может повлиять на формирование государства?

Дети: да.

Учитель: Наверно у него должны быть какие - то особенные черты характера.

Рабочий лист. Задание 3. Личность царя.

Слайд 9. Одним из последних ассирийских царей был Ашшурбанапал. Посмотрите на его рельеф и прочитайте личные высказывания царя. Как можно охарактеризовать этого человека?

Дети: Серьезный, злой, равнодушен к судьбам, высокомерие, готовый всех уничтожить…

Учитель: Может человек с такими чертами характера руководить данным государством?

Дети: Может. Потому что он завоеватель, он держит народ в страхе и покорности, тем самым добиваясь своей цели – создать большое и сильное государство – державу.)

Учитель: Значит, Ашшурбанапал мог повлиять на формирование Ассирии, как державы.

Дети: да.

Учитель: Итак, мы проделали с вами большую исследовательскую работу. Вернемся к нашей гипотезе: Ассирия – держава?

Можем ли мы сейчас согласиться с этой гипотезой?

Благодаря чему ассирийцы создали сильную державу?

Запишите не менее двух аргументов на данное утверждение.

Дети: изобретению железных орудий труда и созданию сильной армии. Туда стекались все богатства, а ее столица Ниневия была одним из самых крупных городов. Ассирийцы вели торговлю.



Дополнительный материал.

Но Ашшурбанапал вошел в историю не только как жестокий завоеватель. Он был самым образованным из царей Ассирии. Он должен был стать жрецом, а к наследованию престола готовили его младшего брата. С детства он посещал писцовую школу, где много лет учился клинописи.  Однако затем его отец, правитель Ассирии, передумал, и наследником власти был объявлен Ашшурбанапал.

Став царём, он сохранил любовь к книгам. Во все концы Ассирийской державы Ашшурбанапал рассылал писцов с поручением сделать копии со старинных книг, хранившихся в различных храмах и дворцах. Перед писцом стояла сложная задача — дословно переписать текст книги и проверить на наличие ошибок. 

Поэтому на многих табличках сделана надпись: «С древнего подлинника списано, а затем сверено». 

Казалось, могуществу Ассирии не будет конца. Но!!! Покоренные народы люто ненавидели Ассирию. Один за другим они отказывались ей повиноваться. Союзники вторглись в Ассирию. После долгой осады Ниневия была взята, а царский дворец сожжен. Это произошло в 612 году до н.э.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ассирийская держава

Автор: Ермолаева Елена Анатольевна

Дата: 01.01.2025

Номер свидетельства: 662978

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "план-конспект урока по истории для 5 класса на тему "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(77) "plan-konspiekt-uroka-po-istorii-dlia-5-klassa-na-tiemu-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137088"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417269308"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "137102"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417270724"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "конспект урока истории "Ассирийская держава" "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-istorii-assiriiskaia-dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "189203"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426839451"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Урок: Ассирийская держава"
    ["seo_title"] => string(25) "urokassiriiskaiadierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "264743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449762580"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Ассирийская держава"
    ["seo_title"] => string(22) "assiriiskaia_dierzhava"
    ["file_id"] => string(6) "443399"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1512911933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства