kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Греки и критяне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории на тему "Греки и критяне"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Греки и критяне"»

Тема урока: Греки и критяне

Цели:

  • дать представление о местоположении и природных условиях Древней Греции, ее населении и основных занятиях жителей, о древнейшем периоде греческой истории;

  • формирование умений: читать карту, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, сравнивать природные условия разных стран;

  • решение проблемные задачи;

  • подведение учащихся к пониманию роли Древней Греции в мировой культуре.

Планируемые результаты:

предметные:

  • работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные;

  • устанавливать связь между жителей Крита и природно-географическими условиями страны;

  • формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории;

  • получить представление о мифах как об ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

метапредметные УУД:

организовывать учебное взаимодействие в группе;

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.

Ход урока

Организационный этап.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

-Здравствуйте, ребята.

-На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии.

-Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните. Чтобы это выяснить ответим на вопросы по теме «Древний Восток». Если правильно вы ответите, то получите название страны в Европе, которую мы с вами еще не изучали.

1.Место, где похоронили Фараона (Гробница)

2.Бога солнца в Древнем Египте (Ра)

3.Страна, расположенная в долине реки Нил (Египет)

4.Монарх, самодержец, единоличный правитель (Царь)

5. Считалась олицетворением супружеской верности и материнства (Исада)

6.Имя бога евреев (Яхве).

Г

Р

Е

Ц

И

Я






I. Введение

Учитель предлагает ученикам послушать стихотворение и задать вопрос: "О ком говорится в этом стихотворении?"

Стихотворение рассказывает о древних греках, которые оставили огромный след в истории человечества. Они были храбрыми воинами, мудрыми создателями мифов, известными своими спортивными достижениями и изобретением Олимпийских игр. Также упоминаются известные герои древнегреческой мифологии, такие как Прометей, Нарцисс и Геракл.

После прочтения стихотворения учитель задает детям вопросы: "Как вы думаете, кто является героем этого стихотворения?" и "Какова будет тема нашего урока?". Ученики отвечают, и учитель подтверждает, что тема урока – "Греки и критяне". Учащимся предлагается записать дату и тему урока в тетради.

Затем учитель спрашивает учеников о цели урока, выслушивая их ответы.

II. Актуализация знаний

Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке состоится виртуальная экскурсия в Древнюю Грецию. Он подчеркивает, что эта маленькая страна оказала огромное влияние на мировую культуру, подарив нам театр, скульптуру, архитектуру, живопись и Олимпийские игры. Кроме того, Греция стала родиной многих великих ученых, философов и поэтов. Учитель отмечает, что многие слова в русском языке имеют греческое происхождение, включая такие слова, как "дом", "комедия", "школа", "география" и другие. Даже некоторые русские имена происходят от греческих, например, Екатерина, Елена, Александр и т.д.

Учитель напоминает, что Греция была одной из первых европейских стран, существующих по сей день, и ставит перед учениками проблемный вопрос: "Как географическое положение и природные условия повлияли на занятия и культуру Древней Греции?"

III. Первичное усвоение новых знаний

Учитель представляет план урока, который включает следующие пункты:

  1. Географическое положение Греции;

  2. Природные условия Греции;

  3. Занятия греков;

  4. Миф о Тесее и Минотавре;

  5. Жизнь на Древнем Крите;

  6. Гибель Критского царства.

Далее ученики отправляются в виртуальное путешествие по Древней Греции. На первом этапе они изучают географическое положение страны, работая с картами и атласами. Затем переходят к обсуждению природных условий Греции, используя презентации и учебники.

В конце урока ученики должны будут ответить на несколько вопросов, связанных с изученным материалом, чтобы закрепить полученные знания.


Природные условия

Древняя Греция

Реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плохая, горная почва

Море

Омывает всю Грецию

Горы

Много, непроходимые

Климат

Теплый

- Смотрим, а в чем отличие древневосточных государств, которые мы с вами уже изучили и греческих? Ваше мнение? Рассмотрите карту. (отсутствие полноводных рек, близость моря, природные возвышенности).

Природные условия

Древний Восток

Древняя Греция

Реки

Полноводные реки

Мелкие пересыхающие речки

Почва

Плодородная мягкая почва

Плохая, горная почва

Море

Нет

Омывает всю Грецию

Горы

Нет

Много, непроходимые

Климат

Теплый

Теплый

Работа с таблицей

Ученики делают вывод, что на Древнем Востоке условия для земледелия были лучше благодаря наличию полноводных рек и плодородной почвы.

Занятия греков

Греция – страна с крутыми и обрывистыми горами, окруженная морями. Зимы здесь короткие, теплые и влажные, лето жаркое и сухое. Несмотря на то, что в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая и малопригодна для выращивания зерновых культур, природа Греции вовсе не бедна. Между горами расположены зелёные пастбища, где пасутся овцы и козы. Здесь растут виноград, оливы, финиковая пальма с её сладкими плодами. Страна богата полезными ископаемыми: железная руда, медная руда, мрамор, глина.

— Подумайте, как эти природные условия могли повлиять на занятия греков?

Возможные занятия:

  • Мореплавание

  • Рыболовство

  • Торговля

  • Ремесла

  • Охота

  • Скотоводство

  • Оливководство

  • Виноделие

— Работа с презентацией

Составьте кластер «Занятия населения».

Миф о Тесее и Минотавре

Крит – прекрасный остров в восточной части Средиземного моря, протяженностью более 200 километров. Греки верили, что именно на этом острове родился Зевс – бог грома и молний. Остров покрыт горами, но на севере горы постепенно переходят в равнину, а побережье изобилует заливами и бухтами. Городам Крита не требовались крепостные стены, поскольку сила его флота делала нападение невозможным. Исторические свидетельства говорят о том, что греческие города подчинялись правителю Крита и выплачивали ему дань. Дворец на Крите напоминал лабиринт: множество парадных залов, жилых помещений, лестниц, дворов, портиков, мастерских и кладовых с запасами продовольствия и оружия.

Отношения между греками и критянами описываются в древних сказаниях – мифах. Какие мифы вам известны?

Мифы – это фантастические рассказы о богах и героях, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Один из наиболее известных мифов, связанный с Критом, – это миф о Тесее и Минотавре. Сейчас мы познакомимся с ним поближе.

Просмотр мифа.

Работая в парах, заполните таблицу, которую найдете у себя на парте.

Вопросы:

Ответы:

1. Кто такой Минотавр?


2. Кто такой Эгей?


3. А как звали сына царя Эгея?


4. Какой подвиг совершил Тесей?


5. Что такое лабиринт?


6. Кто такой Минос?


7. Кто помог Тесею выбраться из лабиринта?


8. К кому за помощью обратилась девушка?


Подумайте, что в мифе о Тесее и Минотавре кажется сказочным?

Ученики высказывают свои предположения:

  • Образ самого Минотавра, страшного чудовища, которое вряд ли могло существовать в реальной жизни;

  • История о том, как Тесей вышел из лабиринта с помощью нити, данной ему Ариадной. Этот метод выглядит довольно сомнительно, хотя теоретически возможен.

Подумайте, что в мифе о Тесее и Минотавре может быть правдой?

  • Остров Крит и его правитель Минос;

  • Скорее всего, древние греки пересказывали реальные события в виде сказки, добавляя сказочные детали. Вполне возможно, что афиняне действительно платили дань царю Крита Миносу, и среди этой дани были юноши и девушки, которых превращали в рабов. Возможно, легендарный Лабиринт — это не что иное, как дворец царя Миноса, который, согласно археологическим данным, состоял из множества комнат и коридоров и был весьма запутанным.

Когда в наше время используется фразеологизм "нить Ариадны"?

Фразеологизм "нить Ариадны" обозначает руководство, помогающее найти выход из сложной ситуации.

Восстановите последовательность событий:

  • Гибель царя Эгея;

  • Решение Тесея отправиться на Крит;

  • Поединок Тесея с Минотавром;

  • Уплата дани царю Эгею.

Что значит выражение "нить Ариадны"?

Крылатое выражение "нить Ариадны" означает путеводную нить, помогающую справиться с трудностью.

Физкультурная минутка.

Проверка первичных знаний.

Жизнь на Древнем Крите.

Работа с презентацией и текстом учебника.

Более ста лет назад археологи начали раскопки на острове близ древнего города Кносса, где обнаружили огромный дворец. Подобно мифическому Лабиринту, этот дворец имел сотни помещений, коридоров, лестниц и переходов. Окна в нём встречались редко; солнечный свет и свежий воздух попадали внутрь через специальные отверстия в потолке, называемые световыми колодцами. Это защищало здание от летней жары и зимних холодных ветров. Стены дворца украшали фрески. Одна из них изображает игры с быком, считавшимся на Крите священным животным.

Давайте посмотрим на иллюстрации в учебнике на странице 119.

"Игры с быком": попробуйте представить, как зрители наблюдали за этими играми, опираясь на изображение.

(Ответы учеников.)

На рисунке видно быстро бегущего быка и акробата, исполняющего сложные трюки на рогах и спине животного. Перед быком и за ним художник нарисовал две девушки в коротких юбочках, видимо, помощниц акробата. Значение этой сцены полностью неясно. Мы не знаем, кто принимал участие в этом опасном соревновании человека с разъярённым животным и какую цель оно преследовало. Но можно предположить, что "игры с быком" на Крите не были простым развлечением, подобным современной испанской корриде. Видимо, это был важный религиозный обряд, связанный с поклонением одному из главных божеств — богу-быку.

Гибель Критского царства.

Мы уже говорили о том, что Крит был мощным и влиятельным государством, однако это не спасло его от разрушения.

Вы можете узнать больше об этом, прочитав материал на странице 120.

Что стало причиной гибели Критского государства? (Землетрясение и вулканическая активность.)

Первичное закрепление материала.

Исследовательский проект.

Наше путешествие подходит к концу. Теперь я предлагаю вам провести небольшое исследование.

Тема исследования: "Как географическое положение и природные условия повлияли на занятия и культуру Древней Греции."

Для выполнения этой задачи нужно разделить класс на группы.

1-я группа исследует: "Как географическое положение и природные условия повлияли на занятия жителей Древней Греции".

2-я группа исследует: "Как географическое положение и природные условия повлияли на культуру Древней Греции".

Результаты исследования оформляются в виде проекта, плаката или кластера. Все необходимые материалы находятся на рабочих местах и в учебниках.

Защита проектов.

Оценивание работ друг друга.

Синквейн "Греция".

Домашнее задание.

Параграф 24.

Творческое задание:

  1. Прочитать миф о Дедале и Икаре и нарисовать рисунок по этому сюжету.

  2. Составить синквейн "Крит".

Рефлексия.

Сегодня я узнал(а)...

Было интересно...

Было сложно...

Мне удалось...

Я выполнял(а) задания...

Я научился(ась)...

У меня получилось...

Мне захотелось...

Мне понравилось...

Я хочу поблагодарить... за...

Я могу похвалить себя за...




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всеобщая история

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Греки и критяне"

Автор: Елизавета Леонидовна Андреева

Дата: 24.12.2024

Номер свидетельства: 662583

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "План-конспект урока по истории  Древнего мира на тему:"Греки и критяне"."
    ["seo_title"] => string(76) "plan-konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "271935"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451842158"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект  урока по истории  Древнего мира на тему:"Греки и критяне"."
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "271946"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451843557"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока по истории  Древнего мира на тему:"Греки и критяне"."
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-istorii-drievniegho-mira-na-tiemu-grieki-i-kritianie-1"
    ["file_id"] => string(6) "271951"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451843981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по истории 5 класс. Древнейшая Греция. Греки и критяне. "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-istorii-5-klass-drievnieishaia-grietsiia-grieki-i-kritianie"
    ["file_id"] => string(6) "105330"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402841981"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме "Греки и критяне""
    ["seo_title"] => string(39) "konspekt_uroka_po_teme_greki_i_kritiane"
    ["file_id"] => string(6) "598024"
    ["category_seo"] => string(21) "vseobshchaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1642412847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства