Просмотр содержимого документа
«Презентация "Методические рекомендации по организации работы социального педагога"»
Методические рекомендации по организации работы социального педагога
социальный педагог МБОУ СОШ№60 г. Краснодара Симонян Л.М
26.02.2016 г.
Нормативно-правовое обеспечение
Закон РФ «Об образование в РФ» от 29 декабря 2012года №273-ФЗ (ст.5, 17, 33, 34, 42, 43, 44, 45, 63, 66, 79)
ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999г .
Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г .
ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»от 23 февраля 2013г .
Конвенция «ООН» о правах ребенка 20 ноября 1989г .
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998г .
ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»от 8 января 1998г .
Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде от 28.02.2000г . № 619
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» 30 декабря2001г .
Всеобщая декларация прав человека 1948г .
Нормативно-правовое обеспечение
1 Закон Краснодарского края « О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»2008г
2 Закон КК «О профилактике правонарушений в Краснодарском крае» №2824-КЗ от 1 ноября 2013
3 Краевая целевая программа «Противодействие злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Краснодарского края» на 2015-2017г
4 Постановление главы администрации КК №258 « Об утверждении Положения о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находившихся в социально опасном положении»
Согласовано
Председатель ПК
_____________Скарбава М.В
30.08.2015г .
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 60
_____________Н. В. Толок
30.08.2015г.
Должностная инструкция
социального педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательнойшколы № 60 города Краснодара
Симонян Людмилы Мнацакановны
I.Должностные обязанности
Изучает особенности личности обучающихся (состоящих на всех видах профилактического учета) и их микросреды, анализирует условия жизни, трудности, потребности учащихся для оказания им своевременной социальной помощи и поддержки.
2.Социальный педагог выявляет детей с отклонениями в поведении с целью профилактики правонарушений, вовлекает их в общественно-полезную деятельность
3.Оформляет документацию (индивидуальные карточки) учащихся, состоящих на профилактическом учете, журнал посещения на дому, беседы с родителями.
4.Посещает на дому учащихся, состоящих на профилактическом учете, семьи оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, с целью изучения семей учащихся.
13.Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время проведения индивидуальных и групповых профилактических мероприятий
14.В своей работе руководствуется уставом образовательного учреждения – средней общеобразовательной школы № 60, положением о службе охраны труда.
II. Должен знать :
1.Законы РФ «Об образовании», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон Краснодарского края №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», Семейный кодекс РФ.
2.Законодательные и нормативные акты в сфере защиты и охраны прав граждан Российской Федерации.
3.Конвенцию ООН о правах ребенка, основы социальной политики, права и семейного законодательства.
4.Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по вопросам семьи и детства, по делам молодежи, касающихся работы с воспитанниками.
5.Основы педагогики, педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию.
6.Основы здоровьесбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены
7.Социально-педагогические и диагностические методики; методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
5.Оказывает консультативную помощь подросткам и родителям, классным руководителям по социально-правовым вопросам.
6.Контролирует посещаемость, успеваемость, занятость в каникулярное время учащихся, состоящих на профилактическом учете, соблюдение педагогической этики по отношению к этим детям.
7.Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых по привитию навыков здорового образа жизни.
8.Участвует в работе Совета профилактики и штаба воспитательной работы.
9.Осуществляет работу по предотвращению правонарушений. Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.
10.Взаимодействует с учителями, родителями ( лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, учреждениями социальной защиты населения, образования, управления по вопросам семьи и детства администрации г. Краснодара, ОпДН отдела полиции (Карасунский округ) УМВД РФ по г.Краснодару, КДНиЗП, наркологического диспансера, и др. организациями, организует встречи и беседы.
11.Участвует в разработке программ (по работе с детьми девиантного поведения, антинаркотического воспитания, и другие), рекомендаций для классных руководителей, родителей, учащихся.
12.Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой.
8.Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; методы убеждения, аргументации своей позиции, 9.Установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителям (лицам, их заменяющими), коллегами по работе; 10.Технологии диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью),
11.Навыки социально-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.;
12.Основы гражданского законодательства, законодательство о труде и охране труда РФ.
13.Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
III.Требование к квалификации.
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
День индивидуальной работы с учащимися и педагогами
Вторник
1. День общения с родителями
Среда
Четверг
1) Работа с документацией
2) Собеседование с учащимися по замечаниям и докладным с 14.00 заседание КДН и ЗП при администрации КВО(по мере необходимости)
Индивидуальные встречи, беседы
Консультации различных специалистов
Общешкольные родительские собрания, заседания родительского комитета
Методический день
1 среда - городские совещания
2 среда –самообразование
3 среда – окружные семинары
4 среда – работа с методической литературой
Пятница
Профилактический день
1.Встречи с инспектором ОпДН отдела полиции (Карасунский округ) УМВД РФ по г. Краснодар
2.Беседы по правопорядку
3.Беседы, встречи учащихся со специалистами различных служб
4.Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете
5.Посещение семей
6.Совет профилактики и защиты
прав несовершеннолетних (4 пятница)
7.Заседание Штаба воспитательной работы (3 пятница)
Суббота
1)Индивидуальная работа с родителями 2)Работа с документацией
«Утверждаю» Директор МБОУ СОШ№60 _____________Н.В.Толок
Циклограмма работы
в течение года социального педагога средней общеобразовательной школы № 60 г. Краснодара Симонян Людмилы Мнацакановны
Ежедневно:
Индивидуальная работа с учащимися, состоящими на профилактическом учете и их родителями.
Работа с неуспевающими, не посещающими школу уч-ся и их родителями, выяснение причин.
Еженедельно:
Работа с родителями и уч-ся по ситуации
Работа с учителями-предметниками по ситуации
Методоперативка
Консультация родителям
Оказание педагогической помощи классным руководителям по работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Оформление документации (индивидуальные карточки), учащихся, состоящих на профилактическом учете, журнал консультации и др.
Ежемесячно:
Семинары социальных педагогов округа, города
Участие в заседании Совета профилактики, штаба воспитательной работы
Встреча с родительским активом, заседание общешкольного родительского комитета
Встреча учащихся с работниками здравоохранения, сотрудниками отдела полиции УМВД РФ по г.Краснодару и другими специалистами с целью пропаганды здорового образа жизни.
Посещение на дому учащихся, состоящих на профилактическом учете с целью изучения семей учащихся.
Ежеквартально:
Общешкольные родительские собрания
Проведение социально-значимых мероприятий по профилактике вредных привычек
Разработка методических рекомендаций по работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете, по профилактике вредных привычек.
Семинары классных руководителей по вопросам социальной защиты, по работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
Один раз в год
Проведение окружного семинара для социальных педагогов
Анализ и составление плана работы на год
Сбор статистических данных по классам, составление социального паспорта школы
Анализ трудоустройства выпускников школы
Выступление на педагогическом совете школы.
Планирование социально-педагогической деятельности
Планирование –одна из важнейших предпосылок эффективности системы социально-педагогической работы, т.к. если план представляет собой ясную программу педагогических действий , если четко определена содержательная и временная последовательность этих действий , то можно грамотно определить стратегию и тактику развития и совершенствования социально-педагогической деятельности. Планирование работы, как правило, начинается с определения целей и задач, со сбора информации о возможностях ее ведения. Прежде всего, что особенно важно для начинающих социальных педагогов , нужно знать в какой школе, в каком коллективе ты работаешь, изучить историю школы , ее традиции , посмотреть , что может сработать на данном этапе. Одному поднять социально-педагогическую деятельность нельзя –нужны помощники. Искать их нужно среди администрации , учителей , педагогов дополнительного образования.
Основными видами планов являются – перспективный, годовой, текущий. Перспективный – отражает основные этапы развития социально-педагогической работы школы с учетом долгосрочных целей (5 лет, 3 года). Годовое планирование – конкретизирует план, т.е. составляется на год.
Текущее планирование – отражает в себе данные внутришкольной оперативной информации, направленное на более качественное выполнение поставленных задач. Рабочие и календарные планы могут быть составлены на месяц или на четверть. Они более насыщены, более конкретны. Их можно составлять в виде графика(по дням, по направлениям), в виде плана-сетки. Можно сочетать и то, и другое (для себя- план-сетку, в учительскую- график). Исходя из годового плана, следует выделить планы по работе со следующими категориями:
1. План по работе с учащимися, состоящими на профилактическом учете
2. План по работе с опекаемыми детьми
3. План по работе с детьми-инвалидами
4. План по профилактике вредных привычек
5. План по профилактике жестокого обращения с детьми
6 . План по профилактике безнадзорности, правонарушения ( ФЗ 120,Краевой закон 1539)
Для эффективной самоорганизации социальный педагог ведет специальную документацию в процессе социально-педагогической деятельности. Ведению документации социальный педагог отводит большое количество времени. Правильная организация этого процесса позволяет сократить время, силы и облегчает дальнейшую работу с ребенком. Любая профессиональная деятельность не возможна без четкого понимания функций задач, стоящих перед социальным педагогом , и конечно они напрямую будут связаны со спецификой деятельности данного учебного заведения и направленностью деятельности социального педагога, которые находят отражение в функциональных обязанностях социального педагога в образовательном учреждении. Для эффективной социально-педагогической деятельности социальный педагог проводит глубокий диагностический анализ педагогических ситуаций , который сопровождается социальной документацией. Установление социального диагноза ребенка весьма сложный и ответственный процесс, поэтому способность к самоорганизации и систематическому контролю возможных и существующих проблем у детей, является важным элементом профессиональной компетенции социального педагога.
Документы на учащегося
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОД КРАСНОДАРСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 60
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
обучающегося__________________________
г. Краснодар
ПЕРЕЧЕНЬдокументов социально-педагогическогои психологического сопровождения обучающегося,состоящего на профилактическом учете в ОПДН
(Ф.И.О)учащегося
Основание постановки на профилактический учет в ОПДН(письмо из ОПДН)
Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Заявление родителя на обработку персональных данных.
Копия свидетельства о рождении обучающегося.
Копия паспорта родителей.
Индивидуальная карта социально-педагогического и психологического сопровождения обучающегося.
Социальный паспорт семьи.
План индивидуальной работы с обучающимся.
Акты обследования условий жизни и воспитания обучающегося(Первичное обследование проводится в момент постановки учащегося на учёт; плановое - один раз в месяц).
Характеристики.
Психолого-педагогическая карта обучающегося.
Схема связи.
Карточка учета профилактической работы.
Участие во внеурочной деятельности.
Табель успеваемости.
Отчеты, информации.
Индивидуальная картасоциально-педагогического и психологическогосопровождения учащегося СОШ № 60 Первая страница индивидуальной карты заполняется совместно социальным педагогом и классным руководителем.
Индивидуальная картасоциально-педагогического и психологическогосопровождения учащегося СОШ № 60
состоящего на _________________________________________________________________
Интересы и склонности учащегося________________________________________________________________ (Фамилия, имя) ____ класс ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____ класс ____________________________________________________________________
Классный руководитель _____________________________________________
« УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ СОШ №60 ______________Н.В.Толок (дата)
ПЛАН
Индивидуальной работы членов Штаба воспитательной работы
с учащимся __класса МБОУ СОШ №60
(Ф.И.О), состоящего(ей) на учете в ОПДН отдела полиции (КаО)
на 2015-2016 учебный год.
Цель: Профилактика правонарушений(профилактика вредных привычек и т.д)
Представитель ШВР
Дата
Зам.директора по ВР
Вид проводимой работы
Социальный педагог Симонян Л.М.
Отметка о выполнении
Инспектор ОПДН (по согласованию)
Результат
Классный руководитель
Педагог-психолог
Руководитель спортивного клуба «Казачок»
Библиотекарь
Мед.работник
Учёт профилактической работы,проводимой с учащимся ___________________________________________, (Фамилия, имя) Заполняется специалистами (педагогами, классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом, школьным участковым и т. д.) по мере проведения работы или социальным педагогом на основе карточки проведения профилактической работ
Дата
Краткое содержание работы
Специалист, проводивший работу
(Должность,
Ф.И.О., роспись)
УЧАСТИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ учащегося ________________________________________________________ (Фамилия, имя) Заполняется социальным педагогом совместно с классным руководителем на протяжении всего времени, в течение которого учащийся состоит на учёте.
Сотовый телефон уч-ся _____________________________
Дополнительное образование. В каком кружке, секции занимается (адрес) ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние здоровья уч-ся (состоит ли на диспансерном учете, есть ли инвалидность) ______________________________________________
Сведения о родителях
отец (Ф.И.О)______________________________________________________
место работы__________________________________________________________________
должность ____________________________________________________________________
образование__________________________________
рабочий телефон_______________________________
сотовый телефон ______________________________
Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________
Если есть инвалидность, указать _____________________________
мать (Ф.И.О)_________________________________________________________________
место работы__________________________________________________________________
должность ____________________________________________________________________
образование__________________________________
рабочий телефон_______________________________
сотовый телефон ______________________________
Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________
Если есть инвалидность, указать __________________________
Сведения о родителяхотец (Ф.И.О)______________________________________________________ место работы__________________________________________________________________ должность ____________________________________________________________________ образование__________________________________ рабочий телефон_______________________________ сотовый телефон ______________________________ Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________ Если есть инвалидность, указать _____________________________ мать (Ф.И.О)_________________________________________________________________ место работы__________________________________________________________________ должность ____________________________________________________________________ образование__________________________________ рабочий телефон_______________________________ сотовый телефон ______________________________ Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________ Если есть инвалидность, указать __________________________ Другие дети
Состоит ли семья на учете в управлении социальной защиты населения (указать где, в каком округе, городе) _____________________________________________________________________________
Бытовые условия семьи ________________________________________________________
Сотовый телефон уч-ся _____________________________
Дополнительное образование. В каком кружке, секции занимается (адрес) ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние здоровья уч-ся (состоит ли на диспансерном учете, есть ли инвалидность) ______________________________________________
Сведения о родителях
отец (Ф.И.О)______________________________________________________
место работы__________________________________________________________________
должность ____________________________________________________________________
образование__________________________________
рабочий телефон_______________________________
сотовый телефон ______________________________
Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________
Если есть инвалидность, указать _____________________________
мать (Ф.И.О)_________________________________________________________________
место работы__________________________________________________________________
должность ____________________________________________________________________
образование__________________________________
рабочий телефон_______________________________
сотовый телефон ______________________________
Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________
Если есть инвалидность, указать __________________________
Сведения о родителяхотец (Ф.И.О)______________________________________________________ место работы__________________________________________________________________ должность ____________________________________________________________________ образование__________________________________ рабочий телефон_______________________________ сотовый телефон ______________________________ Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________ Если есть инвалидность, указать _____________________________ мать (Ф.И.О)_________________________________________________________________ место работы__________________________________________________________________ должность ____________________________________________________________________ образование__________________________________ рабочий телефон_______________________________ сотовый телефон ______________________________ Где зарегистрирован, по какому адресу (постоянная или временная регистрация) _____________________________________________________________________________ Если есть инвалидность, указать __________________________ Другие дети
№
ФИО
Дата рождения
Класс
№ ОУ или ДОУ
Состояние здоровья
Кдассный руководитель
Учёт профилактической работы,проводимой с семьёй ___________________________________________, (Ф.И.О.) Заполняется специалистами (педагогами, классным руководителем, социальным педагогом, педагогом-психологом, школьным участковым и т. д.) по мере проведения работы или социальным педагогом на основе карточки проведения профилактической работ
Дата
Краткое содержание работы
Специалист, проводивший работу
(Должность,
Ф.И.О., роспись)
УЧЁТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКАна родителя, состоящего на учёте в школе, в ОпДН.
Классный руководитель _____________________________________________
Заполняется по мере принятия мер с указанием, когда и кем эти меры приняты.
В зависимости от начального уровня состояния проблемы, ранее достигнутых результатов, особенностей организации воспитательного процесса, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности, социальный педагог может использовать более широкий спектр документов:
1. Визитная карточка социально-педагогической службы школы.
9.Работа с неуспевающими и не посещающими школу учащимися.
10. Профилактика вредных привычек.
11. Профилактика безнадзорности, правонарушений.
12.Аналитический отчет о работе за год.
13. Программа деятельности.
14. Справки, информации.
15. Материалы педагогических расследований.
- Дневник социального педагога
- Журнал консультаций социального педагога
- Журнал групповых занятий с учащимися
- Журнал учета правонарушений и преступлений среди учащихся Журнал профилактических бесед с учащимися и родителями
Дневник социального педагога.
Диагностическая работа
Работа с документацией
Работа с учащимися
Работа с родителями
Работа с учителями
Работа в социуме
Это рабочий дневник социального педагога, где ежедневно отмечается проделанная работа. Этот дневник помогает отслеживать всю текущую работу и служит формой отсчета при текущих отчетах.
Журнал учета консультаций социального педагога.
Дата
Консультируемый
повод
Ф.И класс
проблема
рекомендации
Журнал может быть один для всех категорий консультируемых, а может быть отдельно для консультаций учащихся, родителей, педагогов.
Журнал групповых занятий с учащимися.
Дата
класс
Наименование мероприятия
Журнал учета правонарушений и преступлений среди учащихся.( ОПДН, КДН)
Год
Ф.И.О нарушителя
год
класс
Дом.
Что совершил
Принятые меры
Дальней-шая судьба
Журнал профилактических бесед.
Дата
Какая проводилась работа и с кем (ФИО)
Кем
В этом журнале ведется учет всей индивидуальной , групповой работы с учащимися и его семьей социальным педагогом, классным руководителем, психологом.