Просмотр содержимого документа
«Урок "Покрытосеменные растения" »
Тема:"Покрытосеменные растения" 7класс
Цель:
изучить признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы;
научится выявлять признаки однодольных и двудольных растений;
продолжить формировать умение сравнивать, делать выводы.
Методы урока: частично – поисковый, наглядно – иллюстративный.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: таблица “Многообразие органического мира”, гербарные экземпляры покрытосеменных растений, лепестки, иллюстрации растений, карточки-задания.
План урока:
Актуализация знаний. Повторение понятий и терминов.
Проверка д\з.
Изучение нового материала.
Закрепление.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
Волшебный цветок на свете есть. Лепестков у него не счесть. Кто знаниями обладает – Тот цветок этот узнает.
Вводное слово учителя. Символом сегодняшнего урока я выбрала – подсолнух. Эти цветы цвели за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух священен. В Перу подсолнух является эмблемой бога Солнца. Кто знает почему? Подсолнечник обладает удивительной способностью – он поворачивается вслед за Солнцем. Также как подсолнух поворачивается к солнцу, так и люди тянутся к знаниям. Вот и вы пришли в школу, чтобы узнать много нового и интересного.
Актуализация знаний. «Кембриджский круг» На доске нарисован круг, разбитый на сектора. В каждом секторе написан термин. Уч-ся по очереди выходят к доске, объясняют значение слова и стирают его с доски. Задания «круга»: фитонциды, голосеменные растения, заросток, сорус, бриология, сфагнум, ризоиды.
Проверка домашнего задания.
- Почему хвойные растения относятся к отделу голосеменные?
Чем отличается лиственница от других хвойных растений?
- Как осуществляется опыление сосны.?
Отличаются ли мужские шишки от женских шишек?
- Охарактеризуйте можжевельник, Эфедра, сосна.
В Казахстане растут хвойные деревья? Какие? Где?
Значение голосеменных растений в природе и жизни людей?
Какие вы знаете еще хвойные деревья?
а)Занимательная минутка. Рассказ учителя о хвойном дереве – секвойя.
Объявление темы, цели урока.
Сегодня мы будем изучать. Отдел покрытосеменных растений – самый многочисленный в растительном царстве. Он насчитывает около 250 000 видов. Вы уже знаете, что отдел покрытосеменные растения разделяют на два класса. Какие? Класс однодольные и класс двудольные. Приведите примеры. Мы можем сейчас назвать признаки, по которым происходит деление на классы? Сегодня на уроке нам предстоит это узнать. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Каждый урок – это ступенька к вершине познания. Сегодня нам предстоит подняться на еще одну ступень вверх. Мы изучим признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы, и научимся выявлять признаки однодольных и двудольных растений.
3.Изучение нового материала.
1. Покрытосеменные растения распространены на всех материках, во всех климатических зонах. Они приспособились к жизни в воде (приведите примеры растений, обитающих в воде – кувшинка), в умеренном климате (береза, лютик) и в самых жарких местах (кактус, верблюжья колючка). Некоторые покрыт. Очень высокие, имеются и маленькие растения. Стебли прямостояч. Стелющ. Вьющимися, лазающимися.
В чем состоит принципиальное отличие покрытосеменных растений от представителей других систематических групп? Семена этих растений развиваются внутри плода. Поэтому их называют покрытосеменные. Эти растения имеют цветки. Другое название отдела цветковые. (У них есть цветок и плод).
Цветковые растения достигли широкого распространения благодаря особенностям строения и высокой приспособляемости к условиям окружающей среды. Следствием высокой приспособляемости этих растений стало необычайное их разнообразие.
Какие органы имеет цветковое растение? Составим кластер:
Работа в группе: вспомните и назовите, какие существуют корневые системы, назовите типы жилкования листьев, количество семядолей в семени. Кто готов назвать типы корневых систем, виды жилкования листьев?
2. Сравнительная характеристика растений класса однодольные и класса двудольные.
Как вы считаете, какой главный признак, по которому растения относят к тому или иному классу? Количество семядолей в семени. У двудольных растений семя имеет две семядоли, а у однодольных – одну. Учебник стр73
По каким признакам, кроме количества семядолей в семени, двудольные растения отличаются от однодольных? По жилкованию листьев, характеру корневой системы.
Сейчас мы образуем две команды: ребята, 1 группа – команда “Однодольные”, вторая группа – “Двудольные”.
Первому поднявшемуся по ступенькам к вершине будет присвоено звание покоритель вершины темы “Классы покрытосеменных растений”.
Теперь расскажите представителю другой команды о признаках растения своего класса. Какая пара желает озвучить результат своей работы? Они правильно ответили? Все с ними согласны?
Работа с учебником. Работа с текстом. Работа называется «Бортовой журнал».Найти определение что называется двойным оплодотворением. Обьяснить друг другу.
Игра “Кто быстрей”. Каждый из группы выбирает однодольные и двудольные растение. Ваша задача: определить, к какому классу относится растение. После обсуждения вы представите свои результаты. Чем больше человек в группе будет отвечать, тем лучше.
План ответа:
Название растения.
Относится к классу …., так как
Жилкование листьев….
Корневая система….
Игра «Четвертый лишний». Группам даю набор по 4 растения, определяют какое растение лишнее. Ответ пояснить.
Б) сообщение учащихся о цветков. Растений.
В) Какую роль играют растения в жизни человека? Какие ассоциации на слово растения. Выд. Кислор, погл угл.газ, пища, бумага, изгот.лекарств,
А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки, посвященные растениям, с которыми вы работали.
На плечах Игнашки Сорок три рубашки – Все из ткани отбеленной, А поверх – пиджак зеленый (Капуста).
К какому классу относится это растение?
Из растений чей портрет Выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет На земной планете? (Пшеница) Цветок – крылатка, А плод – лопатка. Плод зелен и молод, Но сладок, как солод (Горох). Хоть чином и не хан, На голове – султан, И с золотом кубышки Запрятаны под мышки (Кукуруза).
Назовите растения, от названия которого произошло слово “житница”. Это слово и сейчас сохранилось на Украине. (Рожь)
Закрепление.
Давайте еще раз обратимся к теме урока. Как она звучит? (покр.) А как мы еще можем назвать покр .сем. растение? ()цвет. Почему? (потому что они хоть раз в жизни цветут) какой процесс происходит в цветке?
(оплодотворение). Какое? ()двойное
Почему? Что образуется на месте цветка? (плод семенами) Так почему же покрытосеменные? (семена защищены околоплодником и находятся внутри плода.)
Рефлексия.
Что интересного было на уроке? Что больше всего запомнилось?
Какую себе поставите оценку за работу на уроке? (оценивание с помощью цветоматриц)
7.Домашняя работа пар.21 составить кроссворд «цветок» проект «Значение цветов в природе, для человека». Выставлен. Оценок. Комментирование.