Доклад «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в семье».
Доклад «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в семье».
Мы живем в едином информационном пространстве, где рядом соседствует добро и зло, и современным детям как никогда необходим духовный иммунитет, который защитит от негативных воздействий, поможет осознанно и добровольно выбрать то, что ведет к истине, добру и красоте.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в семье».»
Доклад
«Духовно – нравственное
воспитание дошкольников в семье».
Вопросы духовно-нравственного воспитания личности ребенка-дошкольника сегодня становятся особенно актуальными.
В настоящее время, несмотря на определенные позитивные тенденции в социально-экономическом развитии Российской Федерации в 2000-е годы, российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системно-нравственного кризиса. Масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления (наркомания, количество самоубийств детей, масштабы потребления алкоголя и табака, количество социальных сирот, уровень насилия в обществе и др.), общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации, фактического возрождения российского народа.
Мы живем в едином информационном пространстве, где рядом соседствует добро и зло, и современным детям как никогда необходим духовный иммунитет, который защитит от негативных воздействий, поможет осознанно и добровольно выбрать то, что ведет к истине, добру и красоте.
Глобальные проблемы, которые ныне стремительно нарастают перед человечеством, начиная с экономических и экологических и кончая духовно-нравственными, лишь подчеркивает возрастающую ответственность стратегий развития образования. Уходящий век со всей силой показал, что одни лишь достижения науки и экономики не смогут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека.
Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде.
Необходимость выделения духовно-нравственной составляющей в качестве приоритетной из общего программного поля социального воспитания детей отвечает потребности общества в снижении социальной напряженности, а также соответствует стратегии и тактике модернизации российского образования.
Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость внесения таких изменений в образовательный процесс дошкольников, который предусматривал бы создание условий для освоения детьми опыта предшествующих поколений, основанного на патриотизме, духовности и нравственности.
Одной из задач Стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
В образовательном Стандарте дошкольного образования среди ведущих принципов взаимодействия определен принцип «сотрудничества Организации с семьей». Тесное взаимодействие Организации с Семьей становится обязательным условием педагогической деятельности.
В условиях социального расслоения общества, резкой дифференциации и снижения доходов значительная часть семей не смогла приспособиться к ним и сформировать защитные механизмы. В результате происходит дальнейшая дезорганизация их жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-эстетические нормы и традиции семейного уклада, усиливается конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми, что приводит к резкому снижению воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. С другой стороны, чрезмерная занятость родителей во многих обеспеченных семьях также создает неблагоприятные семейные отношения, отчужденность детей и родителей, влекут за собой резкие формы асоциального поведения детей.
Усугубление кризиса семьи снижает ее нравственно-воспитательный потенциал. Институт семьи не в состоянии в полной мере обеспечить духовно-нравственное воспитание детей. Современная семья утратила контроль за свободным временем детей. В семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в том числе безнравственными средствами. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные проблемы, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показателями социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом.
Поэтому очень важно повышение статуса семьи в духовно-нравственном воспитании, создание условий для эффективной реализации воспитательного потенциала семьи. «Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает свой первый социокультурный опыт». Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир.
К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы системы жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития.
Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных ценностей (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В заключение хочу привести слова ректора Вологодского государственного педагогического университета, профессора Александра Павловича Лешукова: «Наша высшая цель сегодня – восстановить свой дом, свое Отечество, свою Россию». «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация», - сказал Федор Михайлович Достоевский. Лучшие силы Отечества, призывая к возрождению России, предлагают находить опору мыслям и делам в нашем историческом прошлом, в наших «Истоках». Помнить своих славных предков и их заповедь «любя весь мир, не предавать позору и разорению свои родные очаги». Слова «Род, Родители, Родина» - одного корня. Они объединяют и малую, и большую Родину, всех нас, россиян, для большого патриотического личного и государственного дела – возрождения России, Истоков, Отечества.