Просмотр содержимого документа
«Экологическое воспитание младших дошкольников»
Заметки на сайт
Публикации
Конкурс дети
Экологическое воспитание младших дошкольников
Экологическое образование является одним из приоритетных направлений системы общего образования. Формирование экологической культуры человека начинается в дошкольном возрасте.
Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе.
В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы:
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (игра, труд);
словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы);
экспериментальные (опыт).
Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, - позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Существующие программы по экологическому воспитанию дошкольников и по ознакомлению детей с окружающим миром, рассчитаны непосредственно на повседневную работу воспитателя в детском саду. Эти программы ориентируют его на описание конкретных объектов, не рассматривая их во взаимосвязи с живой и не живой природой. Основная же цель программы – привитие основ экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир. Дидактические игры еще один эффективный метод, используемый для формирования экологического представления дошкольника.
Экскурсии в парк, на природу также способствуют экологическому воспитанию дошкольников. В парке можно предложить детям послушать, как шумит листва, поют птички. Это даст детям понимание того, что природа живая, ее надо беречь. Такая прогулка может научить правилам безопасного поведения в природе, сбору ягод и грибов.
Зимой вокруг здания детского сада воспитатели совместно с дошкольниками развешивают кормушки. Детям предлагают следить, чтобы в кормушках был корм. Если корм заканчивается, то дети могут взять на себя обязанность его туда подсыпать. Так дети учатся заботиться о птицах в то время, когда им трудно найти корм.
Ребенок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут как я и т. д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной температуре, пространстве для обитания. Очень важно донести до понимания ребенка, что растениям больно, когда их ломают и рвут, что птицы и звери страдают, когда теряют своих детей, как и наши родители. В природе нет ничего лишнего все необходимо и взаимосвязано, у нее свои законы, вмешательство в которые чревато плохими последствиями.
Эмоциональная отзывчивость, активное сопереживание, чувство удовлетворения от результатов поведения – основа для экологического воспитания. В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами: от простого - к более сложному, от частного -к более общему.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.
Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.