kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование пространственных представлений у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ, С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственных представлений у детей»

Консультация для родителей

«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ, С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»

Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).

 Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития.

Систематическая работа по развитию пространственно – временных представлений постепенно создает основу для формирования звуко – слогового и морфемного анализа слов. Представления об очередности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении становится предпосылкой для преодоления нарушений письменной речи. Практическая работа с учениками показывает, что развитие временных и пространственных представлений являет собой актуальную проблему, в решении которой должны принимать участие родители, воспитатели, логопед и психолог. Данная работа является важным этапом не только в коррекции речи детей, но и необходимым условием дальнейшей успешности обучения детей в целом

А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня.

Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.

На этом уровне при постановке звука предлагается использовать:

Артикуляционную гимнастику.

  • «Сказка о подвижном язычке»

  • Сказки можно брать уже в готовом варианте, а можно придумывать свои.

  • Артикуляционные сказки (Т.В. Мецлер)




  • Жил веселый Язычок

  • В маленьком домишке,

  • Превращался во что мог

  • На радость, всем детишкам.

  • Вот в лопатку превратился

  • И на губке развалился.

  • Распластался, растянулся

  • И губами улыбнулся.

  • Вот широко рот открылся,

  • Язычок поднялся вверх,

  • Потянулся, изогнулся

  • И стал чашечкой для всех.

  • А теперь Язык наш колкий,

  • Стал он тонкий, как иголка.

  • Язычок свой потяни

  • И иголкой уколи.

  • На тонкой ножке

  • Стоит грибок у дорожки.

  • Язык свой к нёбу прилепляй

  • И грибочек ты срывай.

  • Ходят часики тик-так

  • Не остановишь их никак.

  • Влево — тик, вправо — так,

  • Тик-так, тик-так.


  • А теперь вот, погляди,

  • Это скачут лошади.

  • Языком пощелкай ты,

  • Как копытами они.

  • Язычок наш захотел:

  • На качелях полетел!

  • Летят они-то вверх, то вниз.

  • Ты вместе с ними прокатись.

  • Очень любит

  • Язычок вкусное варенье,

  • Приготовил он друзьям это угощенье.

  • Варенье приятное, вкусное, ароматное.

  • Язычок подними, варенье с губки оближи.

  • Язык наш змейку не боится,

  • В нее он может превратиться.

  • Вперед-назад, вперед-назад,

  • Не напугает он ребят!

  • Как маляр наш Язычок,

  • Кисточкой покрасил чердачок.

  • Не чердак, а нёбо!

  • У него дел много!

  • Так живет наш Язычок

  • В маленьком домишке,

  • Превращается во все, на радость всем детишкам!



При автоматизации звука в словах предлагаем:

Ребёнку в руку даём игрушку в названиях, которых есть заданный звук и просим: «Посмотри и назови, какая игрушка у тебя в правой руке? А какая – в левой?»

  • Назови предметы в названиях, которых есть заданный звук, с правой стороны, а теперь посмотри с левой стороны и назови предметы с заданным звуком.

  • Карточки бери с левой стороны и называй картинки с заданным звуком и перекладывай в правую сторону.

  • «Цепочки слов» - проводи пальчиком, слева направо и называй по порядку слова с заданным звуком.

При автоматизации звука в предложениях, предлагаем ребёнку составить предложения по демонстрации.

  • «Посмотри и ответь полным предложением, что находится в правой руке, а что в левой? Посмотри и ответь полным предложением, что находится перед тобой?

  • «Посмотри и ответь полным предложением, что находится с правой стороны, а что с левой? Посмотри и ответь полным предложением

Ребенку предлагают составить предложения с закрепляемым звуком (С), где находится собака. Можно вырезать домик, и животное с закрепляемым звуком и перемещать его на плоскости.

Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.

При постановке звука:

  • Выкладываем перед ребёнком карточки с изображение артикуляционных упражнений и предлагаем показать, а потом назвать те или иные артикуляционные упражнения. «Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится под кубиком. Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится перед кубиком. Скажи, а где находится карточка с изображением «Барабан»?

  • Упражнение «Футбол», забей мячик в левые ворота - три раза, а в правые ворота два раза.


Упражнение «Часики»


Автоматизация звука в слогах:

«Посмотри и ответь полным предложением, что находится в правой руке, а что в левой? Посмотри и ответь полным предложением. Перед ребёнком лежат геометрические фигуры

«Сосчитай сколько кругов слева от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СА). Сосчитай сколько кругов справа от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СО). А где находится квадрат? Сколько их? Пропой столько же слог СУ. А где находится прямоугольник? Сколько их? Пропой столько слог СЫ».

Предложите ребенку нанизывать геометрические фигуры сначала, бусы (шарики), а затем квадраты (кубики) на нитку. «Сосчитай сколько шариков, с левой стороны, а сколько кубиков, с правой стороны, пропой слоги в обратном порядке АС. ОС, УС, ЫС»


Предложите пальчиком подняться вверх по лесенке, проговаривая слоги СА, СО, СУ, СЫ, а спускаясь проговаривая слоги в обратном порядке АС, ОС, УС, ЫС


Автоматизация звука в словах:

  • Ребёнку предлагается назвать игрушки с заданным звуком, которые стоят справа от него, затем слева от него.

  • Перед ребёнком в ряд выстроены предметы с заданным звуком. «Посмотри и назови тот предмет, который находится между грушей и бараном? Какой предмет левее от груши?

  • «Что на полке?» «Назови предмет в названии, которого есть звук ш, который стоит на верхней полке? Какой предмет находится на нижней полке с таким же звуком?»

Автоматизация звука в предложениях:

  • По обе стороны находятся предметы, ребёнку предлагается ответить полным предложением, где они находятся. Например, правой стороны от меня лежит машина, а с левой мишка.

  • Составь предложение с опорой на предметные картинки и схемы предлоги.

Игра «Магазин». Предлагается ребенку прийти в магазин и купить игрушку с заданным звуком. Отвечать полным предложением и уточняя место расположения игрушки.

Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.

На этом уровне предлагаем: Автоматизация звука в слогах:

  • Игра «Помоги добраться» Помоги Маше по камушкам дойти до избушки на каждый шаг проговаривай слог. А теперь расскажи путь Маши до избушки.

  • Для вербализации пространственных представлений, подойдут «Дорожки здоровья» покупные или изготовленные своими руками.

 

Автоматизация звука в словах:

  • Игра «Кинозал» (Ребёнку предлагается рассадить животных по своим местам. Назови животное, помоги ему найти своё место 3 ряд 2 место)

  • Игра «100 карт» (Найди картинку в названии которой есть заданный звук, перейди на 2 клетки вперед стоп назови картинку, на 4 клетки вправо и т. д.)

  • Игра «На старт» (Красный круг начало движения по полю. Я задумала слова, отгадай его, проследи путь от красного круга к задуманной картинке.)

  • Игра «Муха». Муха полетела вниз и назвала слово (с заданным звуком), муха полетела влево и назвала слово (с заданным звуком) и т. д

Автоматизация звука в предложениях:

  • Игра «Кинозал» Расскажи, где сидит слон, на каком ряду и каком месте?

  • В каком углу находится предмет? «Посмотри на картинку и ответь полным предложением, где находится собака?»

  • С опорой на сюжетную картинку. Мы не просто составляем предложения и рассказы по сюжетной картине, а мы учимся ориентироваться в плоскости картины. Выделяем передней, средний и задний план картины, устанавливаем пространственные отношения между объектами.

Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в тоже время одной из составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.

Автоматизация звука в словах

  • «Маршрут с картой» «Посмотри на схему и двигайся в соответствии с ней. Сделай столько шагов, сколько слогов в слове». Задаются слова с заданным звуком. Расскажи в каком направлении ты передвигался?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование пространственных представлений у детей

Автор: Матинина Маргарита Ринатовна

Дата: 20.12.2020

Номер свидетельства: 567824

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Моделирование коррекционной работы учителя-логопеда по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР "
    ["seo_title"] => string(134) "modielirovaniie-korriektsionnoi-raboty-uchitielia-loghopieda-po-formirovaniiu-prostranstviennykh-priedstavlienii-u-doshkol-nikov-s-onr"
    ["file_id"] => string(6) "246412"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446376504"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_korrektsionno_razvivaiushchego_zaniatiia_po_formirovaniiu_prostranstven"
    ["file_id"] => string(6) "520703"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569268500"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Консультация учителя дефектолога для родителей «Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата»."
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_uchitelia_defektologa_dlia_roditelei_formirovanie_prostranstvennyk"
    ["file_id"] => string(6) "595075"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639671857"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) ""Формирование пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи""
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_prostranstvennykh_predstavlenii_u_detei_s_obshchim_nedorazvitiem_re"
    ["file_id"] => string(6) "594404"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1639333757"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Формирование пространственных представлений у детей 4-5 лет с помощью дидактических игр в условиях дошкольной образовательной организации."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_prostranstviennykh_priedstavlienii_u_dietiei_4_5_liet_s_pomoshch_i"
    ["file_id"] => string(6) "473141"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528830971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства