Просмотр содержимого документа
«Формирование пространственных представлений у детей»
Консультация для родителей
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ, С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ»
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе. Недостаточно сформированные у ребенка пространственные представления и ориентировки в пространстве напрямую влияют на уровень его интеллектуального развития.
Систематическая работа по развитию пространственно – временных представлений постепенно создает основу для формирования звуко – слогового и морфемного анализа слов. Представления об очередности звуков и слогов в словах, последовательности слов в предложении становится предпосылкой для преодоления нарушений письменной речи. Практическая работа с учениками показывает, что развитие временных и пространственных представлений являет собой актуальную проблему, в решении которой должны принимать участие родители, воспитатели, логопед и психолог. Данная работа является важным этапом не только в коррекции речи детей, но и необходимым условием дальнейшей успешности обучения детей в целом
А.В. Семенович была разработана структура пространственных представлений, в которой можно выделить четыре основных уровня.
Первый уровень. Пространственные представления о собственном теле.
На этом уровне при постановке звука предлагается использовать:
Артикуляционную гимнастику.
«Сказка о подвижном язычке»
Сказки можно брать уже в готовом варианте, а можно придумывать свои.
Артикуляционные сказки (Т.В. Мецлер)
Жил веселый Язычок
В маленьком домишке,
Превращался во что мог
На радость, всем детишкам.
Вот в лопатку превратился
И на губке развалился.
Распластался, растянулся
И губами улыбнулся.
Вот широко рот открылся,
Язычок поднялся вверх,
Потянулся, изогнулся
И стал чашечкой для всех.
А теперь Язык наш колкий,
Стал он тонкий, как иголка.
Язычок свой потяни
И иголкой уколи.
На тонкой ножке
Стоит грибок у дорожки.
Язык свой к нёбу прилепляй
И грибочек ты срывай.
Ходят часики тик-так
Не остановишь их никак.
Влево — тик, вправо — так,
Тик-так, тик-так.
А теперь вот, погляди,
Это скачут лошади.
Языком пощелкай ты,
Как копытами они.
Язычок наш захотел:
На качелях полетел!
Летят они-то вверх, то вниз.
Ты вместе с ними прокатись.
Очень любит
Язычок вкусное варенье,
Приготовил он друзьям это угощенье.
Варенье приятное, вкусное, ароматное.
Язычок подними, варенье с губки оближи.
Язык наш змейку не боится,
В нее он может превратиться.
Вперед-назад, вперед-назад,
Не напугает он ребят!
Как маляр наш Язычок,
Кисточкой покрасил чердачок.
Не чердак, а нёбо!
У него дел много!
Так живет наш Язычок
В маленьком домишке,
Превращается во все, на радость всем детишкам!
При автоматизации звука в словах предлагаем:
Ребёнку в руку даём игрушку в названиях, которых есть заданный звук и просим: «Посмотри и назови, какая игрушка у тебя в правой руке? А какая – в левой?»
Назови предметы в названиях, которых есть заданный звук, с правой стороны, а теперь посмотри с левой стороны и назови предметы с заданным звуком.
Карточки бери с левой стороны и называй картинки с заданным звуком и перекладывай в правую сторону.
«Цепочки слов» - проводи пальчиком, слева направо и называй по порядку слова с заданным звуком.
При автоматизации звука в предложениях, предлагаем ребёнку составить предложения по демонстрации.
«Посмотри и ответь полным предложением, что находится в правой руке, а что в левой? Посмотри и ответь полным предложением, что находится перед тобой?
«Посмотри и ответь полным предложением, что находится с правой стороны, а что с левой? Посмотри и ответь полным предложением
Ребенку предлагают составить предложения с закрепляемым звуком (С), где находится собака. Можно вырезать домик, и животное с закрепляемым звуком и перемещать его на плоскости.
Второй уровень. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела.
При постановке звука:
Выкладываем перед ребёнком карточки с изображение артикуляционных упражнений и предлагаем показать, а потом назвать те или иные артикуляционные упражнения. «Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится под кубиком. Посмотри внимательно на карточки и продемонстрируй то упражнение, которое находится перед кубиком. Скажи, а где находится карточка с изображением «Барабан»?
Упражнение «Футбол», забей мячик в левые ворота - три раза, а в правые ворота два раза.
Упражнение «Часики»
Автоматизация звука в слогах:
«Посмотри и ответь полным предложением, что находится в правой руке, а что в левой? Посмотри и ответь полным предложением. Перед ребёнком лежат геометрические фигуры
«Сосчитай сколько кругов слева от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СА). Сосчитай сколько кругов справа от прямоугольника, столько и пропой заданный слог (СО). А где находится квадрат? Сколько их? Пропой столько же слог СУ. А где находится прямоугольник? Сколько их? Пропой столько слог СЫ».
Предложите ребенку нанизывать геометрические фигуры сначала, бусы (шарики), а затем квадраты (кубики) на нитку. «Сосчитай сколько шариков, с левой стороны, а сколько кубиков, с правой стороны, пропой слоги в обратном порядке АС. ОС, УС, ЫС»
Предложите пальчиком подняться вверх по лесенке, проговаривая слоги СА, СО, СУ, СЫ, а спускаясь проговаривая слоги в обратном порядке АС, ОС, УС, ЫС
Автоматизация звука в словах:
Ребёнку предлагается назвать игрушки с заданным звуком, которые стоят справа от него, затем слева от него.
Перед ребёнком в ряд выстроены предметы с заданным звуком. «Посмотри и назови тот предмет, который находится между грушей и бараном? Какой предмет левее от груши?
«Что на полке?» «Назови предмет в названии, которого есть звук ш, который стоит на верхней полке? Какой предмет находится на нижней полке с таким же звуком?»
Автоматизация звука в предложениях:
По обе стороны находятся предметы, ребёнку предлагается ответить полным предложением, где они находятся. Например, правой стороны от меня лежит машина, а с левой мишка.
Составь предложение с опорой на предметные картинки и схемы предлоги.
Игра «Магазин». Предлагается ребенку прийти в магазин и купить игрушку с заданным звуком. Отвечать полным предложением и уточняя место расположения игрушки.
Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений.
На этом уровне предлагаем: Автоматизация звука в слогах:
Игра «Помоги добраться» Помоги Маше по камушкам дойти до избушки на каждый шаг проговаривай слог. А теперь расскажи путь Маши до избушки.
Для вербализации пространственных представлений, подойдут «Дорожки здоровья» покупные или изготовленные своими руками.
Автоматизация звука в словах:
Игра «Кинозал» (Ребёнку предлагается рассадить животных по своим местам. Назови животное, помоги ему найти своё место 3 ряд 2 место)
Игра «100 карт» (Найди картинку в названии которой есть заданный звук, перейди на 2 клетки вперед стоп назови картинку, на 4 клетки вправо и т. д.)
Игра «На старт» (Красный круг начало движения по полю. Я задумала слова, отгадай его, проследи путь от красного круга к задуманной картинке.)
Игра «Муха». Муха полетела вниз и назвала слово (с заданным звуком), муха полетела влево и назвала слово (с заданным звуком) и т. д
Автоматизация звука в предложениях:
Игра «Кинозал» Расскажи, где сидит слон, на каком ряду и каком месте?
В каком углу находится предмет? «Посмотри на картинку и ответь полным предложением, где находится собака?»
С опорой на сюжетную картинку. Мы не просто составляем предложения и рассказы по сюжетной картине, а мы учимся ориентироваться в плоскости картины. Выделяем передней, средний и задний план картины, устанавливаем пространственные отношения между объектами.
Четвертый уровень несет в себе лингвистические представления. Этот уровень является наиболее сложным и поздно формирующимся. Он уходит корнями в пространственные представления «низшего» порядка, формируется непосредственно как речевая деятельность, являясь в тоже время одной из составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.
Автоматизация звука в словах
«Маршрут с картой» «Посмотри на схему и двигайся в соответствии с ней. Сделай столько шагов, сколько слогов в слове». Задаются слова с заданным звуком. Расскажи в каком направлении ты передвигался?