«Формирование гражданско - патриотической позиции на основе сохранения преемственности нравственных обычаев и традиций казачьей воинской культуры »
«Формирование гражданско - патриотической позиции на основе сохранения преемственности нравственных обычаев и традиций казачьей воинской культуры »
Цель проекта - расширять и уточнять знания детей о Донских казаках - защитниках Отечества. Формировать у детей патриотические чувства; воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающее у них эмоциональное переживание; пропагандировать современные качества Защитника Отечества в наши дни; активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формирование гражданско - патриотической позиции на основе сохранения преемственности нравственных обычаев и традиций казачьей воинской культуры »»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» № 21
г. Сальска
Инновационный проект по теме:
«Формирование гражданско - патриотической позиции на основе сохранения преемственности нравственных обычаев и традиций казачьей воинской культуры »
Подготовила Кузьминова Т.А.
2016
Проект «Формирование гражданско - патриотической позиции на основе сохранения преемственности нравственных обычаев и традиций казачьей воинской культуры »
Вид проекта: Информационно – творческий, познавательный.
Тип проекта: Долгосрочный.
Участники проекта: дети, педагоги, сотрудники МБОУ, родители.
Этапы реализации проекта:
1 Этап – Подготовительный
2 Этап – Основной
3 Этап - Заключительный
Работа по теме «Формирование гражданско - патриотической позиции на основе сохранения преемственности нравственных обычаев и традиций казачьей воинской культуры » осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Областной Закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации № 751 от 04.10.2000
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная Правительством РФ (Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001)
- Федеральная программа развития образования (приложение к Федеральному закону от 10.04.2000 № 51-ФЗ)
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы.
- Постановлением правительства Ростовской от 15.11.2012 № 1018 «Об утверждении Концепции духовно – нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях Ростовской области с кадетским и казачьим компонентом».
Актуальность проекта: Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. В наше непростое время, когда для молодого поколения такие моральные принципы, как гражданский долг, патриотизм, верность своей Родине стали на последнее место, актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т.к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Понимая актуальность данного вопроса, в МБОУ была разработана программа « Мы - донские казаки» целью которого стало формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Воспитание ребенка в духе этнокультуры становится важной задачей современного образования. В настоящее время проводится большая работа по возрождению казачьих традиций в МБОУ, призванных обеспечить становление и развитие представлений об образе казачьей культуры в дошкольном детстве. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, возрождения преемственности поколений, передачи нравственных устоев, духовных и художественных ценностей.
Цель:
Расширить и уточнить знания детей о героях – казаках - защитниках Отечества. Формировать у детей патриотические чувства, воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающее у них эмоциональное переживание; пропагандировать современные качества Защитника Отечества в наши дни; активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.
Задачи:
- формирование гендерной, семейной, гражданской идентичности.
- развитие интереса и уважения к истории, традициям и обычаям малой Родины.
- воспитание чувства любви к родному краю.
- знакомство с традициями воспитания мальчиков на Дону.
-углубление знаний о Российской армии, уважения к защитникам Отечества.
- формирование гражданственности, чувства любви и гордости к малой Родине. - способствовать активному участию родителей в жизни детского сада в реализации воспитательных идей проекта.
- углубление представлений о своей семье (ее членах, родственниках, в контексте истории страны)
Гипотеза: Воспитать патриота и защитника своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы, можно, если воспитывать патриотические чувства у дошкольников совместно с родителями, через использование в воспитательном процессе семейных обычаев и традиций родного края. Возвращение к корням, изучение культуры и быта казачества будет способствовать сохранению русских традиций и обычаев.
Механизмы реализации проекта
1. Приоритетность регионального культурного наследия (собран материал о казаках – защитниках Отечества, о казачьих традициях воспитания в семье, об историческом прошлом Донского казачества и т.д.) Содержание отражено в фотографиях, иллюстрациях и специальной литературе.
2. Интегративность занятий (установление взаимосвязи природного и социального окружения, что обеспечивает формирование у ребенка целостной картины мира – подобран материал о взаимосвязи территориального положения и обычаев казачества).
3. Удовлетворение потребности ребенка в познании родного края, его традиций, обычаев.
4. Диалогичность (знакомство ребенка с культурой прошлого и настоящего родного края через создание предметно – развивающей среды на основе регионального материала).
5. Опора на эмоционально – чувственную сферу ребенка (использование фольклора – казачьи рассказы и сказки, песни, игры, танцы).
6. Использование электронных образовательных ресурсов, ИКТ.
7. Тесное взаимодействие с семьей, как самым главным источником народных традиций.
8. Создание экспозиция «Казаки – защитники Отечества», мини-музея казачьего быта в группе.
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Цель: Создание условий для реализации проекта.
Обсуждение идеи проекта педагогами МБОУ.
Согласование плана взаимодействия с учреждениями социума.
Обсуждение проекта с родителями, выяснение возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта, создание предметно развивающей среды совместно с родителями.
Создание презентаций об истории семьи, совместно с родителями.
Вовлечение детей в игровую деятельность (сюжетно –ролевые, дидактические, подвижные игры с использованием регионального компонента).
2. Основной этап реализации проекта.
Цель: Формирование коммуникативных навыков, ранней социализации детей в процессе коллективной детско – родительской деятельности:
Чтение краеведческой литературы, ознакомление детей с казачьими заповедями, пословицами и поговорками. Беседы познавательного характера о нравах, обычаях и традициях казаков;
Изготовление макетов с детьми и родителями, атрибутов театрализации донских сказок;
Помощь родителей в подборке тематических фотоматериалов и экспонатов для казачьего мини – музея
Привлечение родителей к участию в акции «Бессмертный полк».
Проведение занятий с использованием ИКТ
Совместные мероприятия по теме с казачьим кадетским лицеем
Викторины, сюжетно – ролевые, дидактические Использование различных видов образовательной деятельности: во время проведения прогулок, бесед, экскурсий, музыкальных занятий, творческих занятий по рисованию, лепке, аппликации, участие в тематических конкурсах, во время игровой деятельности (дидактические, режиссерские, сюжетно – ролевые игры на основе регионального компонента, казачьи подвижные игры);
), просмотры мультфильмов о войне, о Защитниках Отечества, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, проведение праздников
Народные праздники в МБОУ; Покров, Зимние святки, Масленица, Троица, Пасха.
Подготовка и проведение праздников, посвященных Дню Защитника Отечества, 9 Мая.
Посещение ветеранов ВОВ.
Заключительный этап
Цель: Подведение итогов и анализ результатов работы.
Итоговая диагностика
Анализ результатов реализации проекта
Создание презентаций из опыта работы над проектом
Перспективный план к проектной деятельности по теме
«Формирование гражданско - патриотической позиции на основе сохранения преемственности нравственных обычаев и традиций казачьей воинской культуры ».
Тема
Время проведения
Участники
Беседа о родном крае и его достопримечательностях.
«Моя родословная» - знакомство с историей семей воспитанников.
Сентябрь
Воспитатель, дети,
родители
Поисково-познавательная деятельность: нахождение на географической карте Ростовской области.
Сентябрь
Воспитатель, дети.
Дидактическая игра «Путешествие по родному городу»
Ноябрь
Воспитатель, дети,
Родители.
Беседы о быте казаков, просмотр видеоматериалов по теме, чтение донских сказок и рассказов.
Ноябрь
Воспитатель, дети.
Знакомить с традициями, символикой и обычаями донских казаков;
традиционным костюмом донских казаков; с организацией казачьего быта.
Ноябрь
Воспитатель, дети, родители.
Традиции воспитания мальчиков и девочек на Дону
Декабрь
Воспитатель, дети.
Слушание песен в исполнении ансамблей казачьей песни.
В течение года
Воспитатель, музыкальный руководитель,
дети.
Создание казачьего уголка в группе
Декабрь
Сотрудники МБОУ,
воспитатель, дети, родители.
Чтение рассказов о воинской славе казаков.
В течение года
Воспитатель, дети.
Разучивание пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.
Январь
Воспитатель, дети.
Рассматривание иллюстраций, изображающих оружие и одежду казаков
Январь
Воспитатель, дети.
Цикл бесед «Легендарные казачьи атаманы»
- на примере М. И. Платова ознакомить с прославленными казаками-героями
Февраль
Воспитатель, дети.
«Конь – лучший друг казака»
Разучивание пословиц и поговорок о боевом коне, просмотр презентаций.
Февраль
Воспитатель, дети.
Рисование на тему «Воинская слава казаков», оформление тематической выставки «Защитники Отечества».
Март
Воспитатель, сотрудники МБОУ, дети, родители.
Беседа о казаках – защитниках Отечества.
Беседа о ветеранах Великой Отечественной Войны.
Март
Воспитатель, дети.
Беседа о казаках – защитниках Отечества.
Беседа о ветеранах Великой Отечественной войны
Апрель
Воспитатель, дети.
Рассматривание старинных семейных фотографий с изображением казаков на военной службе, воинских наград.
Май
Воспитатель, дети, родители.
Оформление фотовыставки «Защитники Отечества».
Май
Воспитатель, сотрудники МБОУ, дети, родители.
Ожидаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических, музыкально-творческих мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Формирование у детей чувства любви к Родине к родному краю, уважения к защитникам Отечества;
Развитие способности детей отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов;
повышение заинтересованности родителей в формировании чувства патриотизма у детей.
Умение ребенка выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
Освоение доступных знаний об истории родного края, истории ВОВ, ветеранах ВОВ, героях-казаках, знание казачьих символов и атрибутов.
Приобретение детьми навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Мною было собрано много полезного и нужного материала для работы по формированию у детей патриотических чувств, в этом учебном году было решено продолжить эту работу пополнив ее новыми материалами, интересными занятиями с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста в специально - развивающей деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка, самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей. Использовались различные формы привлечения родителей к работе по данной теме:
Подготовлены презентации по данной теме: «Кто такие казаки», «Воинские казачьи атрибуты», «Как на Дону воспитывали казаков», «Казаки – защитники Отечества», «Жизнь и быт Донских казаков», «Обычаи, традиции и нравы казаков», «Участие казаков войне 1812 года» и др.
В МБОУ разработана программа «Мы - Донские казаки», разработан перспективный план работы по духовно – нравственному воспитанию детей на традициях Донского казачества 2015 – 2016 учебный год».
Перспектива:
Создать условия для ознакомления детей с героизмом русского народа и казачества; сформировать у детей знания о казаках - защитниках отечества через различные виды деятельности. Познакомить детей с событиями ВОВ, формировать знания о людях военных профессий на основе ярких представлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания; формировать интерес к знанию истории своей семьи, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.
Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации проекта
Аудиозаписи:
– казачьи сказки;
– концертные выступления казачьих фольклорных коллективов;
– колыбельные песни;
– церковные песнопения.
Материально-техническая база:
– иллюстративные альбомы, фотографии;
– портреты знаменитых Донских атаманов,
– «Бессмертный полк» фото из семейных архивов воспитанников МБОУ.
– дидактические игр;
– аудио- и видеоматериалы;
– мультимедийного проектора.
– Мини – музеи казачьего быта в группе:
– стол с посудой;
– кровать;
– половики;
– предметы быта;
– корзинки плетеные;
– предметы рукоделия;
– рушники.
– набор шумовых музыкальных инструментов;
– ложки деревянные;
– свистульки.
– самовар
Декорации и костюмы для театрализованной деятельности:
– плетень;
– колодец;
– масленичное чучело;
– платки павлово-посадские;
– казачьи костюмы для мальчиков;
– сарафаны для девочек;
– платочки;
– Литература, отражающей специфику проекта:
Шульева В. С. «Использование музейной педагогики в воспитании казачат».
Глухов М. В. «Современная материально – техническая образовательная среда как условие развития казачьего образования».
Сенькина Т. Н. «Здоровье духовное и телесное: что для казака важнее».