kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формированию познавательной активности детей старшего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая предметно - пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого - педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.  В такой среде дошкольник включается  в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки  Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формированию познавательной активности детей старшего возраста»

Формированию познавательной активности детей старшего возраста»

Развивающая предметно - пространственная среда - это комплекс эстетических, психолого - педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами.  В такой среде дошкольник включается  в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки  Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности дошкольника и становится основой для формирования познавательной активности. Ведь деятельность в условиях обогащенной предметно-развивающей среды позволяет ребенку проявлять  любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного.

Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно - развивающую среду для осуществления процесса формирования познавательной активности воспитанников.

Дошкольникам по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления.

Старший дошкольный возраст - самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность, где психолого-педагогические условия являются определяющим фактором.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в МБДОУ «Ягодка» функционирует комната «Почемучка», в которой находится оборудование для детской научной лаборатории (микроскопы, наборы для физических опытов, ёмкости для эксприментирования, весы и прочее).

В нашей группе создан уголок экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам:

  1. «Песок и вода»;

  2. «Запахи»;

  3. «Звук»;

  4. «Магниты»;

  5. «Бумага»;

  6. «Свет»;

  7. «Стекло»;

  8. «Ткани»;

  9. «Природный материал».

Материалы находятся в доступном для свободного экспериментирования месте и в доступном количестве.

В группе постоянно происходит обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования:

В нашей группе имеется оборудование:

  1. Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, водяной градусник.

  2. Игры с водой - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы; леки, сита.

  3. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки, листья деревьев, семена, опилки, орехи. Оборудование для игр с песком.

  4. «Плавает – тонет» - бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани.  Кусочки пластмассы, дерева, железа; скрепки, болты, пробки.

  5. Коллекция бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

  6. Специальная посуда  – воронки, тарелки, пипетки, трубочки, стаканчики, мерные ложечки, резиновые груши.

  7. Утилизированный материал: проволока, скрепки, нитки.

  8. Продукты: разнообразные крупы, разные по форме макаронные изделия.

  9. Игры с воздухом: султанчики, мыльные пузыри, индивидуальные трубочки, пакеты, вата, салфетки, воздушные шары, бумеранги.

  10. Игры со светом: калейдоскопы, фонарики, зеркальца, цветные стекла, лазерные указки.

Имеется дополнительное оборудование: детские фартуки, салфетки, ватные диски, контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

Есть выносной материал для экспериментирования на улице (лопатки, лейки, семена, краски, ведерки и др.)

Наши воспитанники любят экспериментировать с различными материалами, в процессе изучают их свойства (мягкий-твердый, гладкий-шероховатый, холодный-теплый и др.) Самыми любимыми предметами для экспериментирования детей являются: лупы, сосуды с отверстиями (откуда выливается вода), зеркала, бросовый материал (шнурки, ленточки, пуговицы, прищепки).

Для безопасной деятельности (при использовании различных материалов), нами были разработаны правила работы:

  1. Не толкай соседа во время работы.

  2. Сначала  посмотри, потом повтори.

  3. Убирай все на место.

  4. Работа проводится под наблюдением взрослых.

  5. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.

  6. Не трогать грязными руками глаза.

  7. Не брать руки в рот.

В нашей группе с детьми проводятся  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы. В своей работе мы используем серию книг Марины Султановой: «Простые опыты с бумагой», «Простые опыты с природными материалами», «Простые опыты с воздухом», «Простые опыты с водой».

Мы  приобрели и применяем в игровой деятельности такие развивающие игры:

  • «Что происходит в природе?»

  • «Твердый - мягкий»

  • «Съедобное-несъедобное»

  • «Где живет вода?»

  • «Воздух, земля, вода»

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно- экспериментальной деятельности. Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы.

В совместной деятельности с детьми мы проводили следующие опыты:

  • Опыты с воздухом.

  • Опыт с магнитами.

  • Знакомство с компасом.

  • Опыты с водой.

  • Опыты с семенами фасоли

  • Опыты с сахаром.

Созданная нами предметно-пространственная среда для детского экспериментирования в группе соответствует требованиям ФГОС ДО:

  • среда для экспериментирования содержательно насыщенна;

  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в т. ч. с песком и водой);

  • среда даёт возможность выбора детьми материалов;

  • в группе имеются в наличии полифункциональные предметы (не обладающие жёстко закреплённым способом употребления), в т. ч природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в т. ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре);

  • безопасность предметно-пространственной среды.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! Именно поэтому очень важной считается задача создания всех условий для детского экспериментирования, в том числе создания благоприятной предметно-развивающей среды.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формированию познавательной активности детей старшего возраста

Автор: Севостьянова Елена Олеговна

Дата: 06.03.2017

Номер свидетельства: 398115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Первые шаги проект "Экспериментирование как ведущий вид деятельности в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста" "
    ["seo_title"] => string(163) "piervyie-shaghi-proiekt-ekspierimientirovaniie-kak-viedushchii-vid-dieiatiel-nosti-v-razvitii-poznavatiel-noi-aktivnosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "217544"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433396568"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Особенности развития  учебно-познавательной деятельности  детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(84) "osobiennostirazvitiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostidietieidoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "279399"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453223046"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Квест – игра, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "kvest_igra_kak_sredstvo_razvitiia_poznavatelnoi_aktivnosti_detei_starshego_doshk"
    ["file_id"] => string(6) "617836"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668948591"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Организация центра занимательной математике для детей старшего дошкольного возраста для развития и формирования познавательной активности детей"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_tsentra_zanimatelnoi_matematike_dlia_detei_starshego_doshkolnogo_v"
    ["file_id"] => string(6) "664391"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1738121911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства