kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Гиперактивные дети дошкольного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической сте­пени выраженности, нарушает его адаптацию к социальным условиям, мешает обучению. Это состояние получило на­звание синдрома гиперактивности с дефицитом внима­ния, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом. При определении профилактической тактики по отношению к ребенку с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Гиперактивные дети дошкольного возраста.»

Гиперактивные дети дошкольного возраста.

Высокая двигательная активность свойственна всем детям, но в отдельных случаях она достигает патологической сте­пени выраженности, нарушает его адаптацию к социальным условиям, мешает обучению. Такая повышенная двигатель­ная активность, достигающая степени расторможенности, является одним из множества симптомов, сопровождаю­щих нарушения развития ребенка. Самые разные наруше­ния психической деятельности могут иметь «фасад» в виде беспокойства и излишней активности ребенка. Но врачи выделяют состояние, при котором болезненно повышен­ная двигательная активность ребенка является главным признаком, стержнем синдрома, который нарушает соци­альную адаптацию ребенка. Это состояние получило на­звание синдрома гиперактивности с дефицитом внима­ния, нередко его называют также гипердинамическим или гиперкинетическим синдромом.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей дошкольного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. У детей с подобным расстройством повышенная актив­ность проявляется чрезвычайно ярко: ребенок ни минуты не сидит спокойно, постоянно суетится, отвлекается.

Черты, характеризующие синдром гиперактивнос­ти,

  • общее двигательное беспокойство

  • неусидчивость

  • множество лишних движений

  • недостаточная целенаправ­ленность и импульсивность поступков

  • повышенная возбу­димость

Понятно, что такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хо­чет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дис­циплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не «не хочет», а не может вести себя соответ­ственно общепринятым правилам поведения из-за специфичес­ких нарушений функционирования мозговых систем. Уче­ные связывают это состояние с недостаточностью тех систем, которые ответственны за активацию определен­ных зон мозга, обеспечивающую целенаправленное внима­ние, и за общий уровень бодрствования, необходимый для полноценного включения в деятельность. В результате ре­бенок не может ни на чем сконцентрироваться, последова­тельно и целенаправленно выполнять задания. Естествен­но, что учебная деятельность, требующая прежде всего целенаправленности, планирования и самоконтроля, ста­новится для него особенно трудной.

Такие дети нередко бывают раздражительными, вспыль­чивыми, эмоционально неустойчивыми. Как правило, им свойственна импульсивность поступков («сначала сделает, а потом подумает»). Это приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт, занимается опасной деятельностью, не задумываясь о последствиях. Раз­дражительность, импульсивность, неумение управлять сво­им поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному поведению (в состоянии возбуждения ребенок может сломать попавшийся ему в руки предмет, разорвать рисунок и т. д.)

Причины гиперактивности многообразны:

— органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);

— осложнения во время беремен­ности матери, асфиксия новорожденного;

— генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);

— особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфунк­ция активирующих систем ЦНС);

— пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);

— социальные факторы (последовательность и систематичюсть воспитательных воздействий и пр.).

Ранний и дошкольный возраст.

Гиперкинетическое расстройство, как правило, проявляется уже в раннем детском возрасте. На первом году жизни ребенок обнаруживает признаки двигательного возбуждения, постоянно вертится, совершает массу лишних движений, из-за которых его оказывается трудно уложить спать, накормить. Формирование двигательных функций у гиперактивного ребенка происходит быстрее, чем у его сверстников, в то время как становление речи не отличается от обычных сроков или даже отстает от них. Когда гиперактивный ребенок начинает ходить, он отличается быстротой и чрезмерным количеством движений, безудержностью, не может усидеть на месте, всюду лезет, пытается достать разные предметы, не реагирует на запреты, не чувствует опасности, края. Такой ребенок очень рано (с 1,5—2 лет) прекращает спать днем, а вечером его трудно уложить в постель из-за нарастающего во второй половине дня хаотического возбуждения, когда он совсем не может играть в свои игрушки, заниматься одним делом, капризни- чает, балуется, бегает. Засыпание нарушено: даже удерживаемый физически, ребенок непрерывно двигается, пытается выскользнуть из-под рук матери, вскочить, открыть глазки. При выраженном дневном возбуждении может иметь место глубокий ночной сон с длительно непрекращающимся энурезом.

Впрочем, гиперкинетические расстройства в младенческом и раннем дошкольном возрасте часто расцениваются как обычная живость ребёнка. Тем временем постепенно нарастают и начинают обращать на себя внимание неусидчивость, отвлекаемость, потребность в частой смене впечатлений, невозможность без настойчивой организации взрослых играть самостоятельно или с детьми. Эти особенности становятся уже очевидными в старшем дошкольном возрасте, когда ребенка начинают готовить к школе, — дома, в подготовительной группе детского сада, в подготовительных группах общеобразовательной школы.

Гиперактивные дети часто безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и получать дисциплинарные взыскания из-за нарушений правил поведения. У них обычно нарушены взаимоотношения со взрослыми в связи с отсутствием осторожности и сдержанности, занижено чувство собственного достоинства. Такие дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время занятий, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они, как правило, болтливы, шумливы, часто благодушны, постоянно улыбаются, смеются. Этим детям необходима постоянная смена деятельности, новые впечатления. Последовательно и целенаправленно заниматься одним делом гиперактивный ребенок может только после значительной физической нагрузки; при этом такие дети сами говорят, что им «необходимо разрядиться», «сбросить энергию».

ТАКТИКА ПРОФИЛАКТИКИ

При определении профилактической тактики по отношению к ребенку с гиперактивностью прежде всего надо подумать об организации его жизненного пространства, которое должно включать все возможности для реализации его повышенной двигательной активности. Утренние часы, предшествующие посещению детского сада, у такого ребенка должны быть наполнены повышенной физической нагрузкой — наиболее целесообразны бег на воздухе, достаточно длительная утренняя зарядка, занятия на тренажерах. Как показывает практика, после одного-двух часов спортивных занятий гиперактивные дети спокойнее сидят на занятиях, способны к концентрации внимания, лучше усваивают материал.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям и педа­гогам необходимо избегать двух крайностей: проявления чрез­мерной жалости и вседозволенности — с одной стороны, а с дру­гой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пункту­альностью, жесткостью и наказаниями.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются ис­правлению, но процесс этот длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.

При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитив­ной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслу­жил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный от­резок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зритель­ную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение, работа с кубиками)

7. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партне­ром. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

8. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

9. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энер­гию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воз­духе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

10.Нужен постоянный учет недостатков поведения ребенка. Таким детям присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удер­живаться вод разумным контролем с помощью перечисленных мер.

11.Частое изменение указаний и колебание настроения взрослых оказывает на ребенка с гиперактивностью гораздо более негатив­ное воздействие, чем на здоровых детей.

12.Нужно, по возможности, игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять его хорошее поведе­ние.

13.Во время рисования, аппликации, чтения книг до минимума ограничить отвлекаю­щие факторы.

14.Предоставить возможность ребенку быстро обратиться за помо­щью в случаях затруднения.

Игры для коррекции гиперактивных детей.

Игра «Говори...»

Цель: развитие умения контролировать импульсив­ные действия.

Взрослый говорит: «Я буду задавать вам вопросы, про­стые и сложные. Но отвечать на них можно будет толь­ко тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте по­тренируемся: «Какое сейчас время года?». Ведущий де­лает паузу. «Говори... Какого цвета занавески в нашей группе? Говори... Какой сегодня день недели? Говори...»

Игра «Послушай тишину»

Цель: развитие внимания в слуховой модальности.

По первому сигналу колокольчика, данному ведущим, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кри­чать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходит кругом. По третьему сигналу участники обсуждают, что они ус­лышали. Игру можно повторить несколько раз.

Упражнение «Красный карандаш и зеленая ручка»

Цель: развитие внимания и кратковременной памя­ти в слуховой модальности.

Для данного упражнения понадобится на­бор, который содержит 12-15 картинок. На картинках изображены либо контуры простых предметов, либо геомет­рические фигуры. Причем одно и то же изображение должно повторяться три раза, при этом меняется толь­ко цвет. Например, набор может содержать три тре­угольника: желтый, красный и зеленый, три квадрата, три круга и три звездочки соответствующих цветов. Другой возможный вариант: три контура домиков, три контура флажков, три контура самолетов разных цветов и др. Картинки раскладываются на столах изображением вверх.

Взрослый подходит к столу, знакомится с картинка­ми, затем возвращается к ребенку и просит его: «При­неси мне, пожалуйста, зеленый квадрат». Ребенок бе­жит к столу и приносит картинку. Если ребенок выпол­нил задание верно, его очередь просить взрослого при­нести задуманную им картинку. Если упражнение стано­вится легким, его можно усложнить. Взрослый просит ребенка принести две картинки, например зеленый квад­рат и красный круг. Когда наступает очередь взрослого идти за картинкой, он намеренно приносит неверный вариант, например — вместо красного круга красный тре­угольник, таким образом снова проверяя внимание ре­бенка. Если ребенок не заметит ошибку взрослого, тот спрашивает его: «Все правильно? Я не помню, ты про­сил принести красный круг или треугольник?»

Данное упражнение легко проводить в домашней обстановке. В любой момент можно сказать ребен­ку: «Принеси, пожалуйста, из своей комнаты красный карандаш и зеленую ручку». После небольшой трени­ровки признаки можно усложнить: цвет заменить фор­мой, количеством и другими признаками. Например:

«Принеси, пожалуйста, с кухни чайную ложку и два лав­ровых листа». Когда ребенок сможет безошибочно вы­полнять данные поручения, упражнение снова можно усложнить за счет увеличения количества заданий и признаков:

«Положи, пожалуйста, эту ручку в ящик, при­неси из ящика почтовую марку и наклей ее на конверт, а я пока позвоню бабушке».


Педагогам рекомендуется:

— работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой орга­низации деятельности;

— по возможности игнорировать вызывающие поступки ребен­ка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее по­ведение;

— во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

— предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к педагогу в случаях затруднения;

— на определенный отрезок времени давать только одно за­дание;

—во время дня предусматривать возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортив­ные упражнения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Гиперактивные дети дошкольного возраста.

Автор: Обласова Светлана Сергеевна

Дата: 31.03.2019

Номер свидетельства: 505448

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Тезисы "Игры как средство коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "tiezisy_ighry_kak_sriedstvo_korriektsii_ghipieraktivnosti_u_dietiei_doshkol_nogh"
    ["file_id"] => string(6) "398955"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489140928"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста."
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskoie_zdorov_ie_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "468364"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1525370749"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) ""Игровая коррекция гиперактивности в условиях детского сада""
    ["seo_title"] => string(63) "igrovaia_korrektsiia_giperaktivnosti_v_usloviiakh_detskogo_sada"
    ["file_id"] => string(6) "572156"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612288070"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Организация работы педагога-психолога с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(96) "orghanizatsiiarabotypiedaghoghapsikhologhasghipieraktivnymidietmistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "298758"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456400651"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Тезисы "Сборник игр направленных на коррекцию гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "tiezisy_sbornik_ighr_napravliennykh_na_korriektsiiu_ghipieraktivnosti_u_dietiei_"
    ["file_id"] => string(6) "398967"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489142974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства