kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игры и игровые упражнения для развития речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важными условиями для улучшения качества воспитательно -образовательной работы в детском саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игры и игровые упражнения для развития речи.»

Игры и игровые упражнения для развития речи.

Важными условиями для улучшения качества воспитательно- образовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения на занятиях и во время самостоятельной деятельности ребенка; постоянный поиск педагогом новых приемов, позволяющих детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Результаты подобного поиска в области развития речи детей 5 - 7 лет обобщенны в данной книге. Автор пособия, педагог с 30 – летним стажем работы в детском саду, разработала игры и упражнения, которые условно можно объединить в две группы: 1) игры и упражнения, направленные на совершенствование ориентировки ребенка в окружающем и формирование словаря, 2) игры и упражнения для постановки и закрепления звуков.

В книгу вошли игры, ценность которых заключается в том, что они помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение на занятиях и во внеучебное время. Каждая игра самостоятельна, имеет свои учебные задачи. В то же время все игры выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала.

Остановимся подробнее на обеих группах игр.

Ознакомление с окружающим и формирование словаря.

Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами.

От объекта к слову и от слова к объекту -- два взаимосвязанный подхода, которые использованы автором при разработке игр.

Известно, что, знакомясь с огромным количеством вещей, которые его окружают, ребенок путает предметы, сходные по назначению и похожие внешне (чашка - стакан - кружка: платье - сарафан: портфель – ранец, и т.п.) Научить детей различать сходные предметы, правильно называть их помогает игра «Переезжаем на новую квартиру», которой открывается первый раздел книги.

Практические работники знают, как трудно научить ребенка составлять связный последовательный рассказ о том или ином предмете, учитывая всю совокупность его признаков. Именно эти трудности помогают преодолеть игра « У кого какой предмет? », направленная на обучение детей приемам сравнения двух одинаковых по названию, но внешне различных объектов (две чашки, две пуговицы и т. п.), способствующая активизации в речи дошкольников слов, наиболее точно характеризующих цвет, размер, форму предметов.

В игре «Ателье», дети, опираясь на опыт, полученный в игре «У кого какой предмет?» , упражняются в умении интересно и подробно рассказывать о предметах одежды, характеризуя ткань (шелковая, фланель, ситец.) с точки зрения фактура (толстая, прозрачная, шероховатая) , расцветки ( клетчатая, в полоску, в рубчик, цветами, однотонная ). Эту игру удобно проводить после целевых прогулок в ателье (пошивочную мастерскую), перед занятиями, по обучению рассказыванию типа «Демонстрация моделей одежды», «Выставка национального костюма». ( Представляя зрителям модель одежды, ребенок -- художник - модельер использует в своем описании слова, освоенные с помощью игры «Ателье.»)

Как известно, мышление неотделимо от речи. Поэтому развитию речи детей должно постоянно сопутствовать овладение мыслительными операциями. Уже в игре «У кого какой предмет? » дети обучаются способами сравнения двух объектов, а в игре «Ателье» , упражняются в классификации одежды.

Умения группировать и классифицировать предметы совершенствуются с помощью игровых упражнений «Каждую птицу на свое место» , «Отвечай быстро». Параллельно закрепляется труднейший программный материал на ознакомление с образом жизни, особенностями животных и птиц; дошкольники учатся использовать обобщающие слова типа звери, насекомые; дикие , домашние, морские животные ; хищные, водоплавающие, болотные птицы.

Умение сравнивать, классифицировать, обобщать проявляется в логической четкости, доказательности речи. Поэтому автором предусмотрено упражнение детей в употреблении сложных синтаксических конструкций с сочинительной и подчинительной связью. Так, одна из целей упражнения «Каждую птицу на свое место»-- обучение детей использованию сложноподчиненных предложений («Я считаю, что лебедя надо размесить рядом с уткой, потому что утка, как и лебедь, водоплавающая птица»).

Будущим школьникам очень важно овладеть умением учитывать совокупность признаков предмета и явления. Это умение потребуется для решения задач, отгадывания и составления загадок, для правильного описания сюжетной картины и т.п. Для развития такого умения автор предлагает две игры, отличающиеся новизной и оригинальностью. Особенно хороша игра «Угадай по описанию», вооружающая детей способами распознающего наблюдения. Вниманию ребенка предлагаются пять изображений, например пять снеговиков (пять бабочек, пять петрушек, пять матрешек и т п.) Каждый снеговик имеет одинаковые и разные признаки с остальными четырьмя. Педагог составляет описание по одной из картинок, а дети отгадывают, о котором из снеговиков он рассказывает .

Вторая игра - «За покупками в магазин» -- разновидность первой, но в ней дети упражняются в нахождении предмета по описанию новым способам -- путем исключения ряда признаков («Купи мне мяч не синий и не маленький.»)

В первой группе игр особое место занимают игры и упражнения на различение цвета. Они помогают познакомить дошкольника с общепринятой систематизацией цветовых тонов и оттенков, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по его насыщенности. Эти игры чрезвычайно важны, так как исследования, проведенные учеными, показывают, что ребенок, воспринимая цвет в окружающей обстановке, рисуя цветными карандашами и красками, вместе с тем не может уяснить без соответствующего обучения систематизацию цветовых тонов и оттенков. Детские работы (рисунки, аппликации) хотя и воспроизводят цвета в самых различных сочетаниях, но не отражают их взаимосвязи в цветовом круге.

Cпециальные приемы, упражнение детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это в свою очередь делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов. Разработанные Г.С. Швайко игры расположены в том же порядке , в каком старших дошкольников знакомят с цветом на занятиях по изобразительной деятельности. Это прямой выход в межпредметные связи, ибо данные игры могут быть использованы как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием. Они могут проводиться в одно время с занятиями по изобразительной деятельности, а могут опережать их. Так , чтобы нарисовать улицу в дневное и вечернее время, дети должны уметь объединять цвета в группы «светлые» и «темные». Поупражнять их в этом можно с помощью игры «Футболисты».

Перед рисованием и аппликацией на тему “Цветные странички» целесообразно провести игру «Цветное лото» и упражнение «Оденем кукол». Дети с большим интересом, разнообразие (в плане цветного решения ) рисуют жар птицу, если перед этим их учили различать холодные и теплые цвета (игры «Составь букет» и «У кого букет больше.»)

Игры на узнавание и различение цвета построены следующим образом: вначале ребенку помогают запомнить так называемые близкие друг другу цвета: красный - оранжевый, красный - розовый, розовый - сиреневый и т п.(«Уточним цвет предметов»); далее дети упражняются в различении, назывании и группировке светлых и темных цветов, в употреблении обобщающих слов темные тона, светлые тона, (Игра «футболисты»).

Вслед за этим дошкольников учат различать одного цвета: на первых порах выбираются два оттенка (игра «Какие цвета использованы?»), потом - несколько, например светло - желтый- ярко – желтый - темно - желтый (игры «Цветное лото,» «Подбери чашки к блюдцам» и др.)

Далее в игре «Оденем кукол» дети тренируются в различении оттенков темнее или светлее заданного цвета. Затем их упражняют в подборе оттенков одного цвета с постепенным переходом от более темного к более светлому и наоборот ( игра «Махровые цветы»); закрепляют знания о цветах радуги (Игра «Радужный хоровод», ) учат различать теплые и холодные цвета. На редкость увлекательна и полезна игра «Костюмы для петрушек » упражняющая дошкольников в определении контрастных цветов путем использования спектрального круга с двойной передвигающейся стрелкой. И завершает эту группу игра «Две сестренки». Последняя является разновидностью игры «У кого какой предмет?» Но теперь дети, составляя описательные рассказы, должны пользоваться точным и разнообразным словарем, характеризующим названия предметов, частей, деталей, их цвет и расположение в пространстве.

Воспитание звуковой культуры речи. В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное произношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, её громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи -- необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к дошкольному обучению с шестилетнего возраста. Поэтому предлагаемые Г.С. Швайко игры и игровые упражнения должны оказать большую помощь практике. Многие из них можно использовать в работе с детьми подготовительных к школе классов.

Автором предусмотрены также и задания для работы с детьми логопедических групп, которые существуют в структуре некоторых яслей - садов.

Игры на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове( игра «Определи первый звук» ) , затем -- первый и последний звуки в ряде слов ( игра «Цепочка слов» ). Далее они определяют любую позицию звука (В начале, в конце и в середине.)(игровые упражнения «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком (игры «Кто в домике живет?» «Собери букет» ) ,в дифференциации наиболее сложных звуков: с - ш, р - л, ( игра «Кто быстрее соберет вещи, «Магазин» . )

В игровом упражнении «Найди пару», ребенок передвигая стрелку под диску , учится подбирать слова, близкие по звучанию : миску – мишка, усы -- осы, ком - сок и т.п.

С помощью занимательных игр -- головоломок типа «Построй пирамиду» дошкольников упражняют в определении количества звуков и слогов в словах. Так, в «цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

Оригинальна игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов : кошка – ослик - мак—(ком ) и др. (Дети логопедических групп самостоятельно читают получившиеся слова.)

Вторую группу игр, как и первую , завершает игра, являющаяся как бы контрольной, -- «Поезд» Она позволяет выяснить, умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество звуков и слогов.

В заключение следует подчеркнуть, что игры и игровые упражнения, предлагаемые Г.С. Швайко, дадут воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи и ознакомлению речи и ознакомлению с окружающим миром более живо и интересно. Почти все игры -- многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

К большинству игр даются варианты: а) для обучения детей на занятиях; б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из четырех -- шести человек; в) для самостоятельных игр детей. Два последних вида представляют особый интерес, так как в методической литературе пока еще недостаточно широко освещены вопросы, касающиеся работы с детьми вне занятий. Таким образом, статья поможет педагогам сделать содержательнее не только процесс обучения, но и досуг старших дошкольников. Ценность статьи заключается еще в и в том что игры можно использовать в работе с логопедическими группами, а также с подготовительными классами дошкольных учреждений и школ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Игры и игровые упражнения для развития речи.

Автор: Котова Татьяна Юрьевна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Правильное дыхание для развития речи"
    ["seo_title"] => string(39) "pravilnoe_dykhanie_dlia_razvitiia_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "572581"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1612805030"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Игровые задания и упражнения для развития творческого мышления младших школьников"
    ["seo_title"] => string(88) "ighrovyiezadaniiaiuprazhnieniiadliarazvitiiatvorchieskoghomyshlieniiamladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "297145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456149349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Комплекс упражнений для развития ручного праксиса с помощью элементов литотерапии"
    ["seo_title"] => string(85) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiaruchnoghopraksisaspomoshchiueliemientovlitotierapii"
    ["file_id"] => string(6) "304956"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457851480"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Театрализованные игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста" "
    ["seo_title"] => string(88) "tieatralizovannyie-ighry-i-uprazhnieniia-dlia-dietiei-mladshiegho-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "210029"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431356229"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Игры и игровые упражнения для развития речи детей"
    ["seo_title"] => string(54) "igry_i_igrovye_uprazhneniia_dlia_razvitiia_rechi_detei"
    ["file_id"] => string(6) "557676"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600282252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства