Просмотр содержимого документа
«Интерактивный педсовет»
Проводим интерактивный педсовет «ВСОКО в дошкольной образовательной организации»
Чтобы помочь педагогам систематизировать представления о качестве дошкольного образования и его оценке, проведите тематический педагогический совет. Он позволит обсудить текущее положение дел в ДОО, обменяться мнениями и начать работу над образовательным проектом по созданию ВСОКО.
Проблему качества дошкольного образования изучают многие исследователи и практики. Одни под качеством понимают процент воспитанников, закончивших образование в ДОО с высокой степенью готовности к обучению в школе. Другие трактуют это понятие шире — как качество обучения (в разной интерпретации) всего воспитательно-образовательного процесса. Поэтому спрашивают только с образовательной организации, забывая о роли семьи и социума. Третьи под качеством образования понимают степень развитости личности. Однако не совсем понятно, как эту развитость измерить. Таким образом, разобраться в сущности понятия «качество образования» — непростая задача.
Концепция качества дошкольного образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели качества, ставится вопрос о критериях. Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования1 определяет комплекс требований к содержанию образования и уровню развития детей каждого психологического возраста (раннего, младшего и старшего дошкольного).
Ответственность за качество образования, которую предписывает Федеральный закон от 29.12.2009 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), порождает новые формы взаимодействия между субъектами образования и формирует потребность в педагогическом мониторинге, новых формах сбора и анализа информации об эффективности деятельности образовательной системы в конкретном детском саду. Поэтому заимствовать чужую систему оценки качества нельзя, как нельзя взять в готовом виде концепцию другой образовательной организации. Необходимо разрабатывать свою систему, формировать черты качества образования в своей ДОО. Участвовать в этом должен весь коллектив.
Педагогический совет — важная и демократическая форма работы педагогического коллектива, которая:
решает задачи образовательной организации;
обеспечивает высокое качество образовательных отношений;
Цель предлагаемого педагогического совета — выработать единую программу организации внутренней системы оценки качества образования, определить пути ее развития в ДОО.
Задачи:
обеспечить функционирование внутренней системы оценки качества образования в соответствии с Законом № 273-ФЗ;
сформулировать требования разных групп участников образовательных отношений к качеству образования;
внести изменения в нормативную основу ВСОКО на локальном уровне.
Любой руководитель ДОО заинтересован в том, чтобы сделать это мероприятие проблемным, познавательным, насыщенным. Педагоги должны не просто заседать, а продуктивно и творчески общаться. Данный педагогический совет проводится в форме организационно-деятельностной игры методом «мозгового штурма».
План педагогического совета:
выступление старшего воспитателя (или руководителя ДОО);
организационно-деятельностная игра;
принятие решения педагогического совета.
Участники педагогического совета совместно обсуждают текущее положение дел, обмениваются мнениями по дискуссионным вопросам и проблемам, вырабатывают пути совместного их разрешения. Педагогический совет помогает каждому педагогу определить свою точку зрения относительно создавшейся педагогической ситуации, заявить о ней, обсудить ее с коллегами.
В ходе педагогического совета вырабатываются общая стратегия и тактика совместной деятельности, которым затем на уровне общей договоренности все должны следовать. Только при этом условии педагоги, действуя в пределах своей компетентности, становятся носителями и субъектами общего мнения и совместной деятельности, что важно для повышения качества образования.
Такой «мозговой штурм» в форме организационно-деятельностной игры позволит педагогическому коллективу определить пути развития ВСОКО и ответить на вопрос: «Как эффективно управлять качеством образовательной деятельности?».
Приложение План проведения педагогического совета «ВСОКО в дошкольной образовательной организации» Часть 1. Выступление старшего воспитателя (руководителя ДОО)
Старший воспитатель (руководитель ДОО) выступает перед участниками педагогического совета: объявляет тему, ставит задачи, знакомит с основными тезисами. После выступления он проводит организационно-деятельностную игру.
Примечание. Текст выступления представлен ниже.
Часть 2. Организационно-деятельностная игра
Педагогический коллектив разбивается на 4 равные группы: «Администрация», «Педагоги», «Родители», «Воспитанники».
Игра начинается во всех командах одновременно. Старший воспитатель выдает командам заранее заготовленные карточки с заданием и вопросами с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 мин на обдумывание.
Задания для группы «Администрация»:
Сформулируйте ваше представление о ВСОКО.
Предложите возможные формы взаимодействия с воспитателями и помощи им в обеспечении качества образовательной деятельности.
Задания для группы «Педагоги»:
Перечислите трудности в обеспечении качества образования в дошкольной образовательной организации.
Подготовьте предложения по преодолению этих трудностей (конкретные формы и методы работы).
Задания для группы «Родители»:
Сформулируйте запросы, которые вы адресуете детскому саду.
Опишите ваше взаимодействие с воспитателями в организации жизнедеятельности детей в ДОО.
Задания для группы «Воспитанники»:
Выскажите свои пожелания, каким должен быть детский сад.
Опишите воспитателя, которого вы хотите видеть в своей группе.
После выполнения задания команды меняются местами — переходят в следующую социальную группу. В конце игры старший воспитатель подводит итоги работы команд и коллектива в целом.
Примечание. До педагогического совета воспитатели проводят организационно-деятельностную игру с родителями на родительских собраниях. Итоги проведенных игр обсуждаются на педагогическом совете.
Подбор и характер вопросов зависят от целей игры, профессиональной компетентности игроков и того, на каком уровне в данный момент предлагается решить проблему.
Часть 3. Представление результатов педагогического совета (проект)
Результат работы — решение педагогического совета, в проекте которого могут быть поручения:
Администрации ДОО разработать (скорректировать) Положение о ВСОКО и обеспечить организационно-педагогические условия для повышения качества образовательной деятельности.
Старшему воспитателю разработать и провести теоретические и практические занятия с педагогическим коллективом по освоению современных образовательных технологий.
Обобщить опыт воспитателей, эффективно использующих интерактивные образовательные технологии в работе с воспитанниками и их родителями.
Воспитателям организовывать образовательную деятельность на основе компетентностного подхода с учетом требований ФГОС ДО и Профстандарта педагога.
Психологу организовать индивидуальные и групповые консультации и корректировать деятельность воспитателей по внедрению эффективных технологий управления качеством образования.
Создать в ДОО новую организационную структуру управления, обеспечивающую реализацию ВСОКО.
Рассмотреть на методических заседаниях вопрос о совершенствовании качества образования в условиях реализации ФГОС ДО.
Тезисы выступления старшего воспитателя (руководителя ДОО)
Каждый субъект образовательных отношений (педагоги, воспитанники, родители воспитанников, администрация ДОО и пр.) заинтересован в обеспечении качества образования. Однако однозначного определения понятия «качество дошкольного образования» нет, а его оценка — проблема.
Что вкладывают в понятие «качество образования» участники образовательных отношений
Участники образовательных отношений по-разному определяют «качество дошкольного образования»:
родители воспитанников соотносят его с развитием способностей и индивидуальности детей, уровнем их подготовленности к дальнейшему обучению в школе;
для воспитателей качество означает наличие качественного образовательного плана, методических материалов и развивающей предметно-пространственной среды ДОО, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
для воспитанников качество образования связано с климатом в группе и уровнем организации жизнедеятельности детско-взрослого коллектива;
для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.
Системный подход к качеству образования
С точки зрения системного подхода качество образования как интегративный системный объект — это качество не только конечных результатов, но и всех процессов, которые влияют на конечный результат.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система качества образования в ДОО синтезируется из качества целей, условий, процесса, конечного результата.
Компетентностный подход к качеству образования
Компетентностный подход — одно из важных концептуальных положений обновления содержания дошкольного образования.
Он реализуется, если:
воспитатели моделируют жизненные ситуации, в ходе которых воспитанники осваивают разные виды деятельности (коммуникативную, игровую, познавательно-исследовательскую, изобразительную и др.), приобретают необходимый социальный опыт;
педагоги внедряют интерактивные образовательные технологии, которые требуют демонстрации уровней позитивного развития детей дошкольного возраста;
администрация ДОО обеспечивает общественно-государственное управление для реализации запросов потребителей образовательных услуг и ответственность детского сада за результаты деятельности;
администрация ДОО обеспечивает социальное партнерство;
администрация ДОО внедряет стимулирующие системы оплаты труда воспитателям за «точки прироста»;
администрация ДОО привлекает общественных экспертов для оценки качества деятельности ДОО;
администрация ДОО совершенствует управление с учетом провозглашенных приоритетных направлений в образовательной политике и т. д.
Чтобы реализовать основную миссию ДОО — полноценное проживание ребенком всех периодов детства и подготовка его к жизни — необходимо принципиально изменить отношения ДОО с внешней средой. Такие отношения должны обеспечивать:
открытость ДОО;
ориентацию на потребности местного сообщества и активный поиск социальных партнеров и источников дополнительного ресурсного обеспечения (финансового, информационного и т. п.);
адекватность и своевременность реакции ДОО на изменения внешней среды.
Также администрация и педагоги должны уделять внимание качественным изменениям внутренней среды ДОО (реализации современных образовательных технологий, уровню профессионализма воспитателей, организационной культуре).
Качественные изменения внутренней среды ДОО обеспечивают:
адаптивность, комфортность и успешность воспитания и образования детей;
оптимальное соотношение видов деятельности воспитанников, их интеллектуальной, эмоциональной и физической активности;
развитие толерантности и реализации субъектной позиции всех участников образовательных отношений.
Кроме того, чтобы обеспечить качество образования, необходимо формировать и развивать социальные компетенции у воспитанников и профессиональные компетенции воспитателей.
В данном контексте развитие современной ДОО связано с моделированием целостной социальной системы, в состав которой входят три подсистемы. Эти подсистемы подчиняются единой стратегии, но требуют разной тактики в управлении их развитием (рисунок).