kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Использование мнемотехники в образовательной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мнемотехника - это опора информмации на наглядный материал

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Использование мнемотехники в образовательной деятельности".»

Мнемотехника — как технология в образовательном процессе

Дошкольное детство – особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи.

Память – это входные ворота интеллекта.

Но наряду с этим в развитии детей существует множество проблем: скудный словарный запас, нарушение звукопроизношения и внимания, несовершенно мышление, быстрая утомляемость, потеря интереса к занятиям. Поэтому видя такое положение мы стали искать пути решения этой проблемы. Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника.

Образовательная технология мнемотехника- это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Данная технология органично встраивается в воспитательно- образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей.

Цель: Овладение основными культурными способами деятельности, проявляя инициативу и самостоятельность

Задачи мнемотехники:

• Совершенствовать восприятие, зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния;

• формировать навыки запоминания, умение детей управлять своим вниманием, сделать его «послушным»;

• стимулировать интеллектуальное развитие ребенка;

• способствовать запоминанию любой информации.

Работа с технологией мнемотехника опирается на следующие принципы:

• 1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

• 2. Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам



Мнемоквадраты

Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные, т. к. формируются сенсорные эталоны у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др.

Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

Использование для закрепления правил

Алгоритм работы с мнемоквадратам

1. Это введение символов.

2. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т. к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области потому что символ универсален.

3. Введение отрицаний.

4. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.

5. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Мнемодорожка также несет информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы приложения. Условных обозначений характерных для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п. (слайд)

В начале работы дети испытывают некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются односложными. Чтобы сложностей было меньше в программу необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. (слайд)

Заслуживает внимания использование мнемодорожек во время опытно- экспериментальной деятельности, дети обобщают полученную информацию, учатся анализировать и обобщать сведения. Совместно с педагогом дети рассуждают о том, что интересного они узнали? Что нового они могут рассказать друзьям по результатам проведенных исследований.

Мнемотаблицы

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация, Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить информацию.



Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

При заучивании текста песен:.

Мнемосхемы в работе по изобразительной деятельности: образец рисования предметов, опорные картинки в таблицах позволяют запомнить происхождение и название промыслов, жанры искусства.

Алгоритм работы.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразо-вание из абстрактных символов в образы.

3. Зарисовка мнемотаблиц детьми (в старших группах)



4. Рассказывание по мнемотаблицам, созданными детьми.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:

• для младших дошкольников — таблицы на 4 - 9 клеток

• для дошкольников старшего возраста — таблицы до 25 клеток.

Чтобы модель как наглядно-практическое средство познания выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

е) нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.

Таким образом, использование методов мнемотехники:

• облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;

• позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;

• ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;

• развивает творческое познание детей.





















































Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка



на 2017-2018 уч. год



Ф. И. ребенка:_______________, _______________ (дата и год рождения).



Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровня.



1. Обращённую речь понимает.

2. Полиморфное нарушение звукопроизношения свистящих шипящих сонорных звуков и т. д.

3.Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).

4. Фонематический слух нарушен.

5. Словарный запас беден. Присутствуют аграмматизмы. Ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных и т. д.).

6. Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.

По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

Индивидуальный образовательный маршрут речевого развития

Этапы работы

Направления работы

Коррекционно-речевые задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап

Сенсорное развитие

1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осяза­ние, вкус).

2. Закрепить знание основных цветов и оттенков, форме и величине предметов, обогатить представления о них.



1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов геометрич. фигур.

2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций

1. развивать все виды восприятия, учить воспри­нимать и учитывать при сравнении предметов признаки, вос­принимаемые всеми органами чувств.

2. Совершенствовать, характер и содержание способов обсле­дования предметов, способность обобщать.

3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать раз­витие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей го­лосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудес­ный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики



1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.



1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).



2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).



3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.



4. Печатание пройденных букв в тетради.



5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.



6. Использование массажных упражнений.



7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.



8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.



9. Лепка, аппликация, рисование.



Развитие общих речевых навыков



1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.



2. Формировать правильное речевое дыхание.



3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.



4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.



1. Артикуляционная гимнастика.



2. Дыхательная гимнастика.



Основной этап



Коррекция звукопроизношения



1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.



2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).



3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.



1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.



2. использовать элементы биоэнергопластики



3. Постановка нарушенных звуков.



4. Автоматизация поставленных звуков.



Работа над слоговой структурой слова



(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)



1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.



2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.



1. Плавно переключаться со слога на слог.



2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.



3. «Наращивать» слова.



4. Произносить слова со стечением согласных.



5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.



Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте



1. Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).



2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.



3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.



4. Знакомить с буквами.



5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.



1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],



2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).



3. Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).



4. Подбор слов на гласные звуки.



5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.



6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».



7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).



8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.



9. Определение количества звуков в слоге, слове.



10. Определение ударнозо слога, звука в слове.



11. Составление звуко-слоговой схемы слов.



12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.



13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.



14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, ку­биков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.



15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.



16. Закрепление знания известных детям правил правописания.



17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изографы.



Развитие словаря



1. Расширять, уточненять и активизировть словарь на осно­ве систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.



2. Упражнять в словоизменении.



3. Упражнять в словообразовании.



1. Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами



2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми слова­ми, словами-антонимами и словами-синонимами.



3. Расширение представления о переносном значении и активизация в речи слов с переносным значением.



4. Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, отно­сительными и притяжательными прила­гательными.



5. Дальнейшее овладение приставочными глаголами .



6. Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.



7. Обогащение экспрессивной речи за счет имен числи­тельных, местоименных форм, наречий, причастий.



Совершенствование грамматического строя речи



1. Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)



2. Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.



3. Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.



4. Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.



1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного чис­ла в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок — заморозки, гриб — грибы, береза — березы, яблоко — яблоки).



2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюш­не, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).



3. Совершенствование умения образовывать и использо­вать имена существительные и имена прилагательные с умень­шительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).



4. Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).



5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, провор­ная, стремительная ласточка).



6. Закрепление умения образовывать и использовать воз­вратные глаголы, глаголы в разных временных формах (соби­раться, притаиться; улетает, улетел, улетит).



7. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).



8. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.



9. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.



10. Согласование числительных два и пять с существительными.



11. Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.



12. Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закон­чился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)



13. Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.



Развитие связной речи



1. Составлять простые распространённые предложения.



2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.



3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.



4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).



5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).



1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познаватель­ного интереса, но и познавательного общения.



2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.



3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.



4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или кол­лективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.



5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно

составленному плану.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Использование мнемотехники в образовательной деятельности".

Автор: Кугатова Марина Михайловна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489175

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "«Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ»"
    ["seo_title"] => string(47) "ispolzovanie_mnemotekhniki_v_rabote_s_detmi_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "536380"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422938"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "«Использование мнемотехники для повышения уровня связанного речевого развития детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_mnemotekhniki_dlia_povysheniia_urovnia_sviazannogo_rechevogo_razvit"
    ["file_id"] => string(6) "481467"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1540123857"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект НОД по равитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе. "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-nod-po-ravitiiu-riechi-s-ispol-zovaniiem-mniemotiekhniki-v-starshiei-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "126240"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415128125"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: Пересказ сказки «Лиса и кувшин» с использованием мнемотехники."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_neposredstvennoi_obrazovatelnoi_deiatelnosti_po_razvitiiu_rechi_v_stars"
    ["file_id"] => string(6) "522448"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1570943213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства