в процессе регламентированной образовательной деятельности
над развитием певческих навыков.
Разработала:
Музыкальный руководитель: Тарбаева Е.В.
2018г.
Методическая копилка из опыта работы музыкального руководителя Тарбаевой Е.В.
Развивающие игры с голосом
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и т.д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.
Использование развивающих игр с голосом, дают возможность:
1.почувствовать и послушать свой голос;
2.расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
3.развивать интонационный и фонематический слух;
4.готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией;
5.формировать такие певческие навыки, как навык высокого головного звучания, лёгкость и полётность голоса и даже многоголосия.
Содержание:
Игры направленные на развитие певческого дыхания и звукообразования._______________________________ 2 стр.
Ритмо-интонационные игры и упражнения__________________________________________________________5 стр.
Игры звукоподражания и рисование голосом________________________________________________________7 стр.
Игры направленные на развитие певческого дыхания и звукообразования.
Игра «Кошка»
Кошка, как тебя зовут? – Мяу.
Стережёшь ты мышку тут? – мяу.
Мяу, хочешь молочка? – Фррр!
Упражнение «Осенние листочки»
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-а-а…
Рябиновый – И-и-и…
Берёзовый – О-о-о…
Дубовый – У-у-у…
Голосовая игра «Самолёт»
(на основе фонопедического метода В.Емельянова)
Полетит наш самолёт, тянут «У» с выдуванием воздуха
К облакам нас унесёт, через плотно сомкнутые губы,
С ветерком там поиграет вытянутые трубочкой,
И на землю нас вернёт. изменяя высоту звука.
Игра «Рано утром»
Рано утром на рассвете
«Шу-шу-шу», «шу-шу-шу» - потирают ладошками друг о друга.
То ли аист, то ли ветер
Пролетел среди берёз - глиссандо снизу вверх на звук «У»,
Новость свежую принёс. выполнить несколько раз.
И сейчас же слухи, слухи произносить «З-з-з…», быстро меняя артикуляционное
Зазвенели словно мухи. положение губ: «трубочка»-«улыбка». Поднялся по лесу гул. делать резкие выдохи на слог «гу», работая диафрагмой. Тут зелёный лес вздохнул. мягкий вдох через нос, активный выдох через рот:«хо!»(3р.) И просыпалась роса. короткие острые звуки «У» в разных диапазонах. Зазвучали голоса. пропеть звук «А-а-а…» на любой высоте.
Упражнение на увеличение выдоха «Страшная сказка»
(Каждая строка произносится на едином выдохе)
Слушай шорох…
Слушай шорох чащи…
Слушай шорох чащи леса…
Слушай шорох, чаща леса дышит…
Дыхательное упражнение «Ветер и ветерок»
1.Дует слабый ветерок, дети делают слабый вдох носом
И качается листок. и дуют на свою ладонь, где лежит листочек с дерева.
2.Дует сильный ветерок, дети делают активный вдох носом
И срывается листок. и сильно дуют на ладонь, чтобы листок слетел.
Дыхательное упражнение «Что у кого внутри?»
У носа – сопелка, тихонько шмыгать носом У гусей – шипелка, «Ш-ш-ш…»
У дракона – дышалка, «Ха-а-а…» (как горячий воздух)
У каблучков – стучалка цокать языком, чередуя собранные и растянутые губы
Эти игры служат для развития интонационного слуха – способность слышать и понимать смысл музыки. Большое влияние оказывают на развитие вокальных данных детей, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха, внимания, коммуникативных качеств:
(проговаривают или пропевают текст в размере 2 четверти)
Дождик, дождик, пуще лей! Чтобы было веселей!
Варианты заданий: 1.произносим текст первый раз громко, второй – тихо.
2.изменяем регистры голоса: высоким – низким.
3.Изменяем темп: быстро – медленно, ускоряя, замедляя.
4.Поём, как «рыбки», только артикулируя губами, без голоса. (О.В.Кацер «Игровая методика обучения пению детей»)
Игра «Продолжалочка» (любая знакомая песенка или попевка)
Варианты:
1.Педагог начинает музыкальную фразу, дети заканчивают.
2.Дети встают в круг, руки согнуты на уровне пояса. Поют песню цепочкой по 1 фразе, не разрывая, т.е. не останавливаясь, передавая ритм правой рукой по левой руке соседа.
Артикуляционное упражнение «Язычок»
Зубки чистим мы умело, Дети с закрытым ртом двигают языком
Вправо-влево, вправо-влево. В полости рта вправо, влево.
Словно пчёлки, пожужжали, Дети произносят звукоподражания «ж-ж-ж»
Как машина, порычали. Дети произносят звукоподражания «р-р-р»
Как конфетку пожевали… Дети жуют язык (как сладкую, как кислую конфетку)
Как лошадки, вскачь пустились. Дети цокают языком
Вовремя остановились! Дети произносят «тпру»
Игры звукоподражания и рисование голосом
Развивающие игры с голосом
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы (капать, тикать и т.д.). Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности.
Использование развивающих игр с голосом, дают возможность:
1.почувствовать и послушать свой голос;
2.расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
3.развивать интонационный ;
4.готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием;
Пропевание схем
Пальчиковые игры
Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
«ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ…»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок
Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
Повторить предыдущие движения.
«ПИРОЖКОВ НАПЕЧЕМ»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем,
Пирожков напечем
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
Перекладываеют ладошки, поочередно верх в низ.
«В ГОСТИ К ПАЛЬЧИКУ БОЛЬШОМУ»
В гости к пальчику большому
Прибегали прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный
И последний – сам мизинчик-малышок
Постучался на порог
Все пальчики – друзья!
Друг без друга нам нельзя!
Пальцы рук поднять вверх,
пошевелить большими пальцами и прижать их к ладони.
Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится.